Распоряжаться земной жизнью
Неизвестно, знал ли Тимур старое сказание, что Самарканд считается отправной точкой смелых завоевательных походов в Китай и Тибет: один йеменский правитель приходит со своим войском из Ирака в страну Согдиану, штурмом захватывает ее столицу, сравнивает ее с землей, убивает жителей, как скот на бойне, продвигается дальше в Китай, где он и его воины умерли от жажды; его внук, в поисках пропавших без вести, велит на месте развалин построить Самарканд, великолепнее, чем он был до этого46. Эта фантастическая история — отблеск событий первых арабских набегов в Центральную Азию, с которыми также связано имя Кутама аль-Аббаса. Она происходит, как и подобные сказания, относящиеся к другим областям исламского мира, из среднего и позднего периода правления Омейядов, когда йеменские арабы все больше и больше стали чувствовать себя обойденными в политическом и военном отношении. Они создали себе своих героических борцов за веру и перенесли их дела далеко назад до появления североарабского пророка Мухаммеда; но прежде всего они объявляли те войны как борьбу за создание единого, охватывающего весь известный мир исламского порядка, который нужно было завоевывать мечом и беспощадным истреблением неверных, пленением и переселением побежденных. В двурогом Александре, который превращается в того йеменского правителя, сказочные йеменские борцы за веру находят свое впечатляющее воплощение47: это он, о котором Бог говорит в Коране (сура 18, 84): «Мы дали ему власть на земле и показали ему доступ ко всему». На персидском языке сначала Фирдоуси в «Шахнаме» воспел того Александра, который по желанию Бога и его решению владел миром; в двенадцатом столетии Низами Гянджеви (ум. 1209) подхватил этот материал и создал богатый мыслями эпос, который быстро завоевал прочное место в образовании средневекового Ирана48.
Апокрифическим словом Пророка начинаются заметки Насир-ад-дина Умара о военном походе в Индию: «Сердца владык — это сокровищницы Бога на земле». Они охватывают скрытое от остальных людей, все пронизывающее божественное желание; они «форпосты тайн сокровенного, отражающий мир бокал вина!»49. И «когда перо божественной воли начинает двигаться, чтобы великое дело, схватывающее совокупность (мира), осуществилось, то оно является блестящему разуму Александра времени, Фариду-на50 века, так что он берет его с боем»51. Идея о правителе, который владеет миром, появляется здесь включенной в совокупность идей о единственности бытия, как это, например, изложено Али Ашиком52; это воззрение придает Александру из Корана, получившему доступ «ко всему», силу убеждения, которая, должно быть, у него отсутствовала, пока существующий, доступный нашим чувствам мир был открыт исключительно не подлежащему вычислению решению Бога53.
Этот Тимур, «господин счастливых обстоятельств», «наделен, подобно Александру, властью»; это объясняет Насир-ад-дин Умар в ссылке на суру 18, 84 54. Он второй Александр, Александр этой эпохи55. Таков его джихад, которым он хвастается перед Баязидом — не только старательное упражнение обязанности веры, которая хотя возлагается не на всех мусульман, но все же по мере надобности на достаточное количество из них. Он скорее истинное действие, в котором может стать очевидным, что Тимур осуществляет непосредственное веление Бога, звезды — счастливые обстоятельства — раскрыли это в гороскопе, но если они отказываются от битвы, время которой он считает благоприятным, то он с этим не считается: само божье слово, привлеченное как предзнаменование, нужно изложить так, чтобы оно подтвердило решение завоевателя мира. Он владеет миром и победа над Дели тому доказательство! Так, во всяком случае, мы должны понимать Насир-ад-дина Умара. Убийство пленных индийцев в этом свете становится справедливым мероприятием, и то, что эта битва у Дели стоила больше человеческих жизней, чем бойня под Исфаханом или Систаном, можно констатировать без признаков потрясения. Наоборот, в этом проявляется совершенное веление Бога, и это обстоятельство можно выразить в формулировке: «Из-за множества раненых и убитых поле битвы было похоже на горы и холмы, и головы строптивых превратились под клюшками для поло и ногами лошадей в крутящиеся мячи...»56 Безвольный мяч, который гоняют клюшкой для поло через игровое поле по усмотрению любимого, это в пятнадцатом веке становится обычной картиной господства, которым человек обязан Богу или правителю, щедро одаренному им; это картина ничтожности любовника перед всемогуществом любимого57, воспринимаемых чувствами явлений перед единственным, единым Богом.
Так в этом свете исчезает жестокость Тимура, что снова и снова подчеркивают арабские источники, и хитрость Тимура теряет свой коварный привкус, превращается во все предусматривающее, основанное на знании сокровенного благоразумие. Повседневная военная хитрость теряет свое значение и проявляется очень редко. Что достойно внимания в арабских источниках — наряду с большим числом жертв — битву за Дели Насир-ад-дин Умар обходил молчанием: хитростью Тимур вывел из строя слонов — он велел забить железные крюки, потом приказал своим войскам притвориться, будто они обратились в бегство; погнавшиеся за ними животные поранили себе ноги и мучимые болями больше не могли маневрировать. Они совсем впали в панику, когда он навстречу им выслал верблюдов, которые несли легковоспламеняющийся материал, который подожгли как раз перед линией битвы58. Все виды коварства, которые враги могли найти у Тимура, до вручения фальсифицированных посланий59, все это для его сторонников, если они это упоминают, является доказательством того, что земная жизнь была передана в его распоряжение, что он ею умел управлять. К тому же еще осмотрительность, с которой он имел обыкновение планировать свои походы 60, с которой он проводил разведку еще до того, как она ему действительно была нужна. Благодаря своим многочисленным шпионам он всегда был в курсе дел страны, прежде чем он вступал на ее территорию; он знал, например, обо всех событиях, чрезвычайно неприятных для каирского султана, и использовал свои знания в случае надобности. То, что о нем говорили тайком в лагере врагов, будто он в союзе с сатаной, не удивляет61.
Он один хотел возглавлять все свои предприятия; поэтому он, как рассказывают, хотя и советовался со своими доверенными, но иногда оставлял их в неведении относительно своих истинных намерений. Все снова и снова он мог извлекать выгоду из эффекта неожиданности, которого он добивался. Даже Ибн Арабшейх, который испытывал к нему все что угодно, только не расположение, допускал, что все эти способности свидетельствуют о том, что Тимур получал вдохновение от Бога — но, возможно, не как милостыню, а чтобы тем надежнее предать его проклятию62. И внушение, которое выпадает на долю святого, может быть роковым, прежде всего, если он стремится сознательно его использовать63. Об ужасах войны нельзя было говорить в присутствии Тимура, утверждает Ибн Арабшейх64. Кажется, в глазах полководца они были неизбежным сопутствующим явлением исполнения той миссии, которую ему поручили. То, что враг, который не вступил в «мирное сообщество», поплатился своей жизнью65, в этой связи тоже следует обдумать.
Но что означает распоряжаться земной жизнью? Это предполагает определенную разумом связь со способами власти и с людьми, и все меры, которые принимаются, вытекают только из решения «господина счастливых обстоятельств», которому помогает сам Бог. Тимур отдает распоряжения на главных местах военных действий и на второстепенных, он дает указания посланникам, решает судьбы стран света; и победа, и поражение зависят только от его приказов. Только тех людей, которые полезны для выполнения его планов, может он уважать: саидов, ученых и святых, ремесленников, врачей и астрологов — но не поэтов. Историографию он любит; сам неграмотный, он часто заставлял читать из летописей на персидском языке и скоро знал их наизусть благодаря своей исключительной памяти так, что исправлял ошибки чтецов. Очень много внимания он уделял также пророкам доисламского периода66. История — это дела великих властителей подобных ему, и пророки были посланы Богом, чтобы политически объединить человечество единственным, религиозно узаконенным устройством — так, как Александр, который выступает в эпосе Низами полководцем и пророком; и так, как начинал это делать Мухаммед! Чингисиды были призваны восстановить это дело, которое оказалось в опасности из-за ошибок людей — вспомним о «диадохах»! — и присоединить части света, в которых еще имели вес неверные. Это была миссия Тимура; притязания ислама смешались с притязаниями Чингисидов67.
Тимур, кажется, наряду с поэзией, уклонялся и от других видов развлечения и пустого времяпрепровождения, за одним исключением: он был восторженным шахматистом и привлек в свое окружение целый ряд мастеров этого искусства, среди них и некоего Ала-ад-дин ат-Табризи. Этот человек, автор учебного пособия по игре в шахматы, умел играть вслепую против нескольких игроков. В то время как они долго раздумывали над каждым ходом, ат-Табризи сразу переставлял свои фигуры и, казалось, не раздумывая. Али аби-Талиб однажды явился ему во сне и вручил шахматную доску; и с тех пор его никто больше не смог победить. И ат-Табризи, таким образом, действовал по внушению из сокровенного; по праву мог сказать ему Тимур: «Ты суверен в царстве шахмат, так же как я суверен в царстве власти!»68 — шахматная доска была маленьким миром. Игрок составлял план, передвигал фигуры, чтобы оставить в неизвестности противника относительно собственных намерений, следующих шагов, чтобы расставить ловушку, а потом разбить. Цель игры — не ничья, компромисс, а уничтожение противника, полная победа «мирного сообщества». В игре Тимур постоянно тренировал то, к чему он стремился в действительности. Действительность была разнообразна, нужно было справиться с самыми различными условиями. Так, Тимур не ограничивался обычной шахматной доской; в его присутствии играли за продолговатой доской и круглой; он сам спроектировал большую доску с полями десять на десять и увеличил воюющие соединения верблюдами и муллами69, по Ибн Арабшаху — двумя верблюдами, жирафами, разведчиками, осадными машинами и одним визирем70.
Для избранного Богом «господина счастливых обстоятельств» мир — это доска, на которой он передвигает фигуры до своей победы. В его сердце, поясняет Насир-ад-дин Умар, веление Бога присутствует на земле. Тимур появился к определенному моменту, чтобы таким образом быть возвышенным Богом над всеми остальными людьми. Жазди пишет, что по распоряжению Тимура возникла рифмованная тюркская хроника его дел и тот контролируемый самим Тимуром исторический труд, о котором говорил уже Шами71; сведения о возвышении Тимура, правда, были скудные и должны были быть дополнены им, Жазди, во времена правления Шахруха72. Один из дворцов, которые Тимур велел заложить в конце своей жизни в окрестностях Самарканда, был раскрашен картинками, которые прославляли его победы, изображали, как представали перед ним послы, как покоренные султаны бросались в пыль, и показывали его семью, его доверенных, ученых, саидов, знатных людей империи, «все совершенно так, как в действительности», чтобы все, кто сам не видел это событие, мог получить о нем представление. Когда он не находился в своей резиденции, жители, должно быть, прогуливались в этих садах73.
Тимур теперь был убежден в своем величии. Но его все еще окружали астрологи, хотя он мог, как рассказывал Насир-ад-дин Умар, не обращать внимания на их оговорки в решающий момент. Для Насир-ад-дина Умара причина этого кроется в вере в превосходящую, единственно определяющую силу, силу Бога. Это, видимо, только полуправда, так как если все явления этого мира находятся в связи, которую может обнаружить пытливый ум, как только увидит их глубинные корни, которые ведут в сферу сокровенного, то, видимо, не только возможно из космических знаков сделать вывод о происходящем теперь или в будущем; также возможны изменения выводов: если с очевидным в это мгновение дела обстоят так или иначе, то построение космических указаний соответствует; а если астрологи, видимо, со своими вычислениями пришли к другому результату, то тогда они ошиблись в расчетах.
То, что определенные земные условия, должно быть, сопровождаются соответствующими им указаниями из сокровенного, что, таким образом, позволяет сделать вывод о событиях по состоянию звезд, а этим и о всеобщей связи, в которой отдельное необычное событие может быть размещено, доказывает Жазди своими высказываниями о дате рождения и гороскопе Тимура. Он исходит из описания сна Качули74: та восьмая яркая звезда, которая вышла из его одежды, — равный солнцу счастливый правитель, который освещает семь атмосфер земли; он родился 25 месяца шабан 736 года (8 апреля 1336 г.), под знаком Овна, который относится к Марсу и стихией которого является огонь. Так как при обосновании ти-муридской династии «благословенное существование того величия было фундаментом непоколебимого рода последнего навеки господина счастливых обстоятельств, и так как для восходящей звезды такого сооружения в любом отношении целесообразна стабильность, а мир неизбежно меняется, божественная мудрость потребовала... чтобы чудесная восходящая звезда была звездным знаком, стабильность которого не допускает разрушения. Этим свойством украшен звездный знак Козерога...» Хотя он сам по себе принадлежит к тем, которые указывают на большие изменения, его господином является Сатурн, стихия которого земля, «крайность постоянства». Такое смешение контрастов — изменение и постоянство — самое сильное из всех мыслимых указаний на продолжительность, так как «высшую степень совершенства достигает свойство, как только оно сможет содержать в себе свою противоположность»; так говорится в ряду священных божьих имен: «Первый и Последний, Явное и Скрытое». «Из этих хитроумных... соображений становится ясно, что для восходящей звезды космических событий, поскольку для них требуется момент стабильности, самым подходящим звездным знаком может быть только Козерог». Жазди разбирает другие признаки гороскопа Тимура, которые — из взгляда на прошлое — должны быть такими, а не иными75; при этом неясно, относит ли он их к 8 апреля 1336 года76. Но что это уже может означать? И эта дата, как мы знаем, только подогнана к событию. .Разве не бесчестно конструировать задним числом положение звезд применительно к событиям? И вообще, имеет ли смысл такая астрология? Дадим еще раз слово тому трактату, которому мы уже обязаны рядом общих представлений об астрологии. Она (как мы читали) имеет дело не только с «необходимыми» естественными явлениями, но также с такими, с которыми нельзя быть уверенным, «возможны» ли они вообще. Суннитский теолог, такой как Насир-ад-дин Умар, может здесь возразить, что астрология бесполезна, потому что любое явление, осуществляемое Богом по его необъяснимой воле, в момент его возникновения необходимо. Автор трактата знает это возражение, и он не оспаривает его правильности. Но мы постоянно остаемся в неведении, даже в невежестве, именно ввиду событий, происходящих в будущем. И в такой степени мы включили соображение о возможных происшествиях с привлечением космического порядка и пытались составить себе мнение об этом, что вероятно произойдет. «Это незнание — основа для нашей цивилизации. Если бы не было этого незнания... тогда бы на этом свете не было планирования всех стремлений и оно осталось бы недоставленным посланием. Тогда любое врачебное лечение, любой совет правоведов, пробуждение пророков и их призыв к вере — тогда все это было бы суетным и ничтожным!»77.
Здесь не только выявлена возможность того, что набожные ученые-правоведы могут верить во всемогущество Бога и все же заниматься астрологией, а предпринята попытка примирить учение о непрерывности существования космоса с независимо решающим создателем78. Далее также говорится, что представление человека, особенно щедро наделенного Богом, о событиях этого мира может простираться дальше, чемпредставление астрологов с их — возможно — ошибочными расчетами. Если в трактате говорится, что именно эта неуверенность подстегивает к предвидимому осторожному поступку, то в действительности в этом лежит глубокое познание, которое, касаясь личности Тимура, однако, ведет к двусмысленному изложению его дел. Был ли он убежден в том, что он в конце концов действовал свободно и ответственно за себя, следовательно, как индивидуум, или оправдывает ли его уверенность, что он был избран, как его уверяли со всех сторон? Распоряжался ли ои от своего имени миром и было ли все, что делалось для узаконивания его войн, не чем иным, как прекрасной, целенаправленной инсценировкой? Или он распоряжался все же от имени того, Другого, миром, о котором постоянно твердили его придворные льстецы, и не только они? С этими вопросами мы должны будем согласиться.
Тимур, победоносный, нагруженный добычей, с многими пленными для своей безлюдной страны, вернулся из Индии. Во время похода послы много раз информировали его об обстановке на западе империи. Казалось, его сыновья и внуки искусно решают свои задачи. А затем внезапно разочарование! О сумасбродстве Мираншаха, его самовольном господстве, о его возмущении тайно донесли «господину счастливых обстоятельств»; но прежде всего это, видимо, были известия о совершенно неудавшемся походе Мираншаха в Багдад79, которые заставили неотложно еще раз продвинуться на запад и теперь без всякого снисхождения уничтожить врагов. Со всей жестокостью к себе и к своим войскам ринулся Тимур в новую кампанию, определенно не догадываясь, как долго она продлится*. То, что его эмиры не раз роптали, его не удерживало: если бы он сломался перед ними, он бы больше не был «господином счастливых обстоятельств», которому Бог дал землю, чтобы он ею распоряжался.
САМАРКАНД
Сподвижник Пророка Анас Малик — пусть Бог благоволит к нему — рассказал об одном городе за Оксом, который называется Самарканд. Затем он приказал: «Не говорите «Самарканд», а «охраняемый город!» На вопрос, чем защищается Самарканд, он ответил: «Мой любимый, посланник Бога — пусть Бог помолится за него и передаст мирный привет — сообщил мне об одном городе... за Оксом, который называется «Охраняемый». У каждых из его ворот стоят пять тысяч ангелов для его охраны и прославляют и восхваляют Бога, а над городом пять тысяч ангелов распростерли свои крылья, чтобы охранять жителей, и над этими ангелами стоит еще один с тысячью головами, тысячью ртами, тысячью языками и восклицает: «О бессмертный, о бессмертный! О Аллах, который является не кем иным, как Богом! Защити этот город!» И за городом лежит один из лугов рая! Там текут сладкие воды; кто их пьет, пьет воду рая, а кто там купается, тот освобождается от всех грехов, как в тот день, когда его родила мать... Кто умирает в этом городе, умирает словно на седьмом небе, и будет созываться с ангелами в раю в день Страшного суда...»
Ас-Самани (ум. 1117)
ПОЕЗДКА В САМАРКАНД
Двадцать второго мая 1403 года из Севильи вышел в море парусник; на борту находился Рой Гонзалес де Клавийо, рыцарь из Мадрида. Король Кастилии Генрих III (прав. 1390-1406) отправил его в путешествие к Тимуру. Уже давно короли Кастилии хорошо были информированы о событиях в исламском мире2. Намечавшееся падение Константинополя заставило особенно неотложно выяснить, какую политику будет проводить предполагаемый новый государь императорского города, султан Баязид. Поэтому Генрих III уже в 1400 году распорядился послать миссию в Малую Азию: она стала свидетельницей поражения Баязида под Анкарой. Тимур обошелся чрезвычайно милостиво с членами посольства, которые, таким образом, оказались в его руках, вскоре после этого отпустил их на родину с приветствиями Генриху III и отправил с ними одного из своих эмиров. Король Кастилии чувствовал себя вынужденным ответить на этот дружеский жест отправкой высокопоставленного представителя. Тимур со своими войсками воевал в начале лета 1403 года в области Восточной Анатолии и Кавказа. Еще совсем не было известно, что он станет лишь на короткое время главенствующим мусульманским властелином Ближнего Востока. Рой Гонзалес де Клавийо поэтому получил задание укрепить случайно возникшую связь с тем выдающимся завоевателем.
Зиму 1403-1404 гг. Клавийо провел в Трапезундс-кой империи, которая еще до битвы под Анкарой должна была покориться Тимуру3. Когда он летом 1404 года вернулся в свою столицу Самарканд, Клавийо должен был, по-хорошему или по-плохому, следовать за ним. Двадцать первого августа он добрался до Окса под Термезом, где была важная переправа через Оке. Здесь был строгий контроль, которому подвергались обычные путешественники. Уехать из Мавераннахра в направлении Хорасана было возможно только в том случае, если имелся пропуск. Слишком много людей приказал Тимур угнать на свою родину, чтобы она процветала. В Иране и Хорасане Клавийо бросилось в глаза необычайно большое количество вдов и беспризорных сирот. Кормильцы семей пали не только в войнах; многие из них, как свидетельствуют все новые и новые источники, были захвачены в плен и отправлены на строительство городов Мавераннахра. Власти применяли различные методы, чтобы затруднить им побег через Окс4. Двадцать восьмого августа Клавийо проехал через Кеш. Онузнал, что за двадцать лет город, откуда был родом Тимур, расширился5. Замок, который велел построить завоеватель Хорезма и Герата, Клавийо нашел хорошо укрепленным и защищенным рвом и подъемным мостом. Соборная мечеть, построить которую приказал Тимур6, еще не была закончена, хотя надгробие над могилой, в которой был похоронен его отец, а также другая гробница, предназначенная для приема бренных останков «господина счастливых обстоятельств», были завершены7. В Кеше Клавийо рассказали, как Тимур молодым человеком с маленькой бандой товарищей воровал скот; это совпадает с сообщениями враждебно настроенных к нему летописцев. Испанец также узнал о той авантюре, когда Тимур был ранен в Систане; ошибочно это связали с его набегом за Окс, во время которого он доставал лошадей себе и эмиру Хусейну для запланированного предприятия в Систане8. Так через сорок лет после событий появилась легенда о «хромом Тимуре», человеке, который за воровство в юности заплатил увечьем своих конечностей9.
Тридцать первого августа Клавийо достиг пригорода Самарканда. Там в одном из роскошных садов, разбитых по царскому приказу, была приготовлена квартира, которую он делил с послом мамлюкского султана Фараджа, сына Баркука; египетские посланники встретились в Рее с испанцами, и с тех пор путешествовали вместе. Обширную территорию, которая была засажена фруктовыми деревьями различных видов, окружала стена, длина которой, по оценке Клавийо, составляла одну милю. Ручьи текли через парк, в котором была дичь и фазаны. Он разделялся аллеями, которые пересекались в правом углу, на маленькие земельные участки. В середине каждой из этих аллей тянулась насыпанная из земли плотина. На искусственно созданном холме стояли похожие на дворцы здания с богато украшенными, облицованными кафельными плиткамипокоями. Эта возвышенность была защищена глубоким рвом, в который наливалась вода из трубы. Через мост проходили к воротам, а потом к лестнице, которая вела наверх к зданию. Но не там наверху, а в другой части огороженного сада жили послы; вблизи одного ручья для них были разбиты палатки10.
СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Около пяти лет прилагал большие усилия Тимур для расширения своей столицы. Помнится, при победах в Индии большое число художников и ремесленников попали в плен. Он велел многих из них передать своим приближенным, а те должны были принимать участие в великом деле и соревноваться между собой в роскошной отделке построек. За собой Тимур оставил каменотесов. Ему нужно было их умение для возведения мечети, громадного молельного дома, который должен был быть как бы земной копией рая, местом, на котором верующие, окруженные неземной красотой, предавались бы только почитанию единого Бога. В мае 1399 года в назначенный астрологом час, был заложен фундамент 11. Внутренний двор был размером восемьдесят восемь метров на семьдесят; в него входили через портал и видели напротив него на другом конце двора огромный ливан, вход в саму мечеть, которая была покрыта сводом, держащимся на барабане, так что получился зал высотой около пятидесяти пяти метров. Двор был со всех сторон окружен постройками; крыша этих помещений держалась на карнизе, который несли пятиметровые колонны, сложенные из обтесанного камня. Как портал, так и ливан были фланкированы двумя восьмигранными минаретами каждый. По поперечной оси два небольших здания с куполами, простиравшиеся на восемьдесят восемь метров, окаймляли двор.
Началом работ руководил Тимур лично. Но скоро его оторвали от этой деятельности тревожные события на западе его империи; в то время как он находился далеко от своей столицы во время семилетней кампании, постройка быстро росла в высоту. Как во время военных предприятий, Тимур и здесь настаивал на напряжении сил, на скорейшем исполнении. Затраты при этом не играли никакой роли. Летом 1404 года Тимур вернулся; архитектурное сооружение было закончено, но оно получилось не таким, каким он его себе представлял. Хотя колоннада «была подобна вершине сфер», она показалась ему слишком маленькой в сравнении с купольным сводом над молельным залом. Начальника финансового управления Тимур посчитал виновным в этой ошибке и приговорил его к смерти.
К роскошным образцам на одежде славы, к главнейшим в перечне великих дел относятся сооружения с целью благотворительности: мечети, медресе, монастыри суфиев, постоялые дворы, наконец, цистерны и колодцы, которые Тимур велел устроить в пустыне. Одно из этих сооружений — Соборная мечеть в резиденции, в Самарканде, которую он построил в своей чистой и совершенной, доброй вере. «Молитвенные дома Бога строятся только теми, кто верит в Бога и в день Страшного суда» (сура 9, 18). Пусть будут вечно существовать их фундаменты подобно фундаментам святынь в Мекке! Пусть будут их вечно прославлять в мире как Мекку! Он выбрал себе путеводной нитью следующее слово Пророка, которое вытекало из божественного внушения: «Кто строит мечеть, пусть она даже будет такой маленькой, как гнездо рябчика, тому Бог построит дом в раю!»13 С предельным старанием взялся Тимур за основание и строительство. Фундамент был заложен так надежно, как основание горы, как основа его счастливого господства. Как дамба Александра... 14 мечеть строилась из обтесанных камней. Ниши для молитв он велел облицевать стальными плитами необычной формы с чудесными гравюрами и элегантными росчерками в высшей степени художественного совершенства; подобные, нигде нельзя... было увидеть в семи атмосферах. Четыре минарета, как стрелы, поднимаются в четырех углах так высоко, что с них можно увидеть невооруженным глазом скрытые свойства небесных тел и созвездий. И ливан, похожий на небесный свод, касающийся Малой Медведицы, в своем совершенном искусстве предмет зависти коллекции картин Китая. Около четырехсот мраморных колонн были доставлены из самых отдаленных областей в кратчайшие сроки на тележках, которые тащили громадные слоны, с привлечением всей транспортной техники для тяжелых грузов. Двор и крыша заставили побледнеть рай и высокую небесную крышу от зависти, так как крыша лежала на прочных опорах и сильных сводчатых ребрах, и стороны двора украсили различной отделкой, узорами и изображениями, которые сделаны из яшмы. До конца света строение с его убранством сохранится от разрушения, так как его фундамент укрепили так прочно, что землетрясение ему не нанесет вреда, а осадные машины ударов судьбы не могут пробить брешь в фундаментной стене. На парапете Ливана, за которым открываются ворота в «рай, широкий, как небо и земля» (сура 3, 127), читаешь надпись: «Войдите в безопасность, приветствуемые мирным салютом» (сура 15, 46). И «кто войдет, тот в безопасности» (сура 3, 91) высечено на плитах, которые, из единого материала... образуют там основу — на такую мостовую смотрит завистливо сам священный рай, но мечеть появляется как тот «Ирам с высокой колонной, равной которой не было создано нигде» (сура 89, 7-8). Внутреннее помещение мастера из Багдада и Басры... выстлали циновками; ремесленники из Фарса и Кирмана покрыли каждое место изготовленными точно по размеру шелковыми коврами; мастера из Алеппо прикрепили позолоченные подсвечники в помещении под куполами — подобно небесным светилам под опрокинутым котлом сфер15.
Быстрота, даже спешка, с которой Тимур вел стройку, для исламского Востока с его политической нестабильностыо необычны. Резиденция, которую создавал для себя ильхан Олджайту16, была тоже продуктом центрального планирования и быстрого исполнения. Для испанского посла Клавийо, конечно, было важным примечание, в какое короткое (даже трудно себе представить) время была завершена стройка. Он описывает, как в Самарканде в течение немногих недель возникла крытая навесом базарная улица17. То, что подобные строения, возможно, не всегда были прочными, становится ясным. Это обнаружилось довольно скоро и в Соборной мечети Тимура в Самарканде, как рассказывает Ибн Арабшах: порою камни отрывались от стен и падали на молящихся; однажды, видимо, было так много больших кусков, что люди, охваченные страхом, ринулись к выходу, и тот, кто произносил молитву (чтобы за ним повторяли), остался в одиночествеГ8.
ГНЕВ И ВЕЛИКОДУШИЕ
Соборную мечеть в Самарканде начали строить сразу после возвращения Тимура из Индии. И во время семилетней кампании Тимура не покидала мысль, что он должен увековечить славу достойными внимания архитектурными сооружениями. После своих побед в Сирии и разрушения Багдада он отправился в конце 1401 года в зимний лагерь в Карабах. Во время охоты он наткнулся на разрушенный канал длиной около десяти парасангов, который брал свое начало из Аракса и впадал в Каспийское море. Только в течение одного месяца Тимур велел восстановить канал. Он назвал его каналом Барласа, чтобы имя рода, из которого он вышел, навсегда осталось связанным с этим добрым делом, так как он надеялся, что на берегах поселятся люди и построят деревни и мельницы, так чтобы его дело дало толчок расцвету страны19. Завоеватель мира, которому Бог или небо дало в руки ключи ко всем странам, обнаруживает своими делами, что у него в распоряжении были бесконечные сокровища милости20, а она бывает двух видов; уничтожение врагов и создание освобожденной империи. К концу семилетней кампании он дал поручение восстановить Багдад, превращенный в развалины, и снова позволить расцвести измученному Ираку:
Так как теперь благородный Бог подчинил все обитаемые страны во всем мире исполняемым приказам, мы желаем, чтобы, подобно тому, как повсюду знают последствия нашего гнева, и наши милости и благодеяния записали и читали о них. Так как султан — тень Бога, он с одной стороны, сжигает горящим пламенем своего гнева врагов, а с другой стороны, в состоянии милосердия и доброты зажигает свечи великодушия во мраке души тех, которые его любят21. В гибельном сопротивлении нашим победоносным войскам багдадцы предоставили свою страну и ее подданных для уничтожения, так что для них это была месть (за их преступления) и с ними дело дошло до того, что «град обрушился на их город и сбил с кустов роз всю листву». Но теперь, когда султан со всей своей энергией утолил жажду мести, а те получили возмездие за свои преступления, царский орел нашего милосердия снова раскрывает крылья своего великодушия и хочет сделать ту сторону резиденцией феникса справедливости и из развалин привести ее к новому расцвету, так как все люди должны знать, что означают агрессивность и жажда мести и как далеко простираются милосердие и доброта.
Так Шами, свидетель событий, заставляет говорить «господина счастливых обстоятельств», что все сановники согласились с этим намерением. Багдад всегда был оплотом набожной учености; забота о возрождении этого города и всего Двуречья обещала долговечную славу в земной жизни и обретение заслуги перед потусторонним миром. Принцу доверили задачу руководить восстановлением и «смазывать раны раненых той страны мазью справедливости таким обра-эм, что (уже) в будущем году... паломники смогут оттуда отправиться в Хиджаз» . Усилия, направленные на восстановление Багдада, служили цели расширить влияние Тимура на оба священных города, как было ему предложено посольством Хиджаза в начале индийского похода23. После того как мамлюкское войско не сумело под Дамаском дать ему отпор24, он мог вполне считать себя самым могущественным исламским султаном и претендовать на Мекку и Медину. Но забота о расцвете завоеванной — и поэтому подчиненной законной власти — страны заключается в том, чтобы она (забота) проявлялась как неотделимое дополнение силы гнева. Великодушие и гнев — дополнительные аспекты получаемой от Бога власти, и именно только что названная цель показывает, чему должны оба служить: восстановлению и поддержанию основанного Богом и отражающегося, между прочим, в обрядах паломников порядка земной жизни. Там, где это удается, рай уже обеспечен.
«Именно бог назначил вас наместниками на земле и одного из вас возвысил на несколько ступеней над другими, чтобы испытать вас в обстоятельствах, которые он вам создавал» (сура 6, 165). «Он позволил вам возникнуть из земли и приказал вам самим добывать себе пропитание» (сура И, 61). Этими двумя стихами Корана25 Шами открывает свое сообщение о еще одном благотворительном деле Тимура: он велел восстановить город Байлакан, расположенный северо-западнее Муганской степи недалеко от западного берега Аракса, который был уничтожен в 1220 году монголами26. План соответствовал образцу, которого обычно придерживались «в Туране» и которому следовал Тимур в подобных делах в Иране: размечался вехами большой четырехугольник, который разбивался на меньшие двумя базарными улицами, пересекающимися в правом углу. Размер четырехугольника составлял около тысячи семисот метров; более десяти метров высотой и восьми метров шириной были укрепления. Стороны четырехугольника были защищеныбашнями; жилье для караульных подразделений было встроено в насыпь. Перед ней был вырыт глубокий ров шириной в тридцать метров27. Только месяц, будто бы, продолжались эти работы в городе, утверждает Шами и добавляет, что если бы такое удалось какому-нибудь другому правителю в течение года, то уже был бы повод у всех для удивления.
И люди увидели картину исступления и жажды мести, милости и великодушия в зеркале его управления миром; как только его жажда мести раскрывает длань, все переворачивается вверх дном; и как только губы его доброты сладко улыбаются, он делает все земное веселым и светлым. Да, люди узнали, что господин счастливых обстоятельств является личностью, в которой открывается привлекающее и отталкивающее возвышенного величества (единого Бога)28.
Гнев и доброта укрепляют порядок, который Бог предусматривает для земной жизни. А где могли бы более четко проявиться, чем в столице Тимура Самарканде, гнев и доброта, которыми он управляет миром? Самарканд — центр мира, в нем, вследствие этого, божественный порядок достигает самой высокой, какая только возможна на земле, степени концентрации. Поэтому Самарканд — порог рая. Это символизирует Соборная мечеть, и надписи с цитат