СНГ как средство смягчения последствий распада СССР
12.09.12
СНГ: проблемы функционирования и перспективы развития.
Введение в курс.
Актуальность
Предмет курса
Понятийный аппарат
Теоретические основы интеграции
Актуальность.
Для граждан РФ и СНГ!
специальность МО – должны четко представлять Россию на новом геополитическом пространстве, страны СНГ с территории ближнего зарубежья могут исходить угрозы нац.безопасности РФ, однако эта же территория может стать барьером на пути угроз из дальнего зарубежья.
Пример: реальная угроза российским гражданам в рез-те грузино-осетинского конфликта 2008.
NB: Грузия последней вошла в СНГ и первой вышла -> угроза распада СНГ существует. Грузия вошла в СНГ в 1993 для решения проблемы своей территориальной целостности и вышла, когда эта проблема не получила решения.
Дестабилизация ситуации в северокавказском регионе. Грузия последняя вошла в СНГ и первой вышла в 2008 г. Создан прецедент! => Существует угроза распада СНГ
РФ сможет стать центром силы, лишь объединив свой потенциал с Беларусью, Украиной и Казахстаном -> идет борьба за Украину!
Азербайджан – наиболее возможный претендент на выход из СНГ (проблема Нагорного Карабаха, анклав, в котором преимущественно проживает армянское население). Руководство Азербацджана заявляет, что Армения контролирует независимую территорию => просят помощи от России на саммитах СНГ => Россия бездействует.
Что такое дестабилизация Закавказья? Дестабилизация и так неспокойного региона (Чечня, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Дагестан).
Либо РФ сохранит и усилит свое влияние на пространстве СНГ, либо замкнется во внутренних проблемах и уступит Западу (важнейшее противостояние).
Точка зрения: Россия, которая поставила задачу превратиться во влиятельного центра сил, при благоприятном сложении обстоятельств, а именно союза (обединения потенциалов) с Украиной, Белоруссией и Казахстаном.
Россия может превратиться в сильное государство, если обединит потенционал региональных союзников. (увеличение Таможенного Союза)
Вопрос: либо Россия сконцентрируется на СНГ, либо на внутренних проблемах, “позабыв” об интеграции.
Предмет курса:
история создания и ф-рования СНГ
рассмотрение факторов, обусловивших появление СНГ
изучение ф-ций, возложенных на СНГ учредителями, и какие из этих функций были решены, а какие – нет (также почему);
достижения СНГ
неудачи СНГ и обстоятельства, приведшие к негативным рез-там (что было неизбежно, а что можно было избежать)
политика РФ в СНГ (+трансформации)
доминирующие тенденции на пространстве СНГ и прийти к выводам
перспективы СНГ
сформировать рекомендации по оптимизации процесса функционирования СНГ
Понятийный аппарат курса.
Интеграция (от лат. «соедиение») – процесс добровольного соединения однотипных элементов в скопление, рез-том к-рого явл.достижение единства и целостности (системы) и нового качества внутри системы, основанного на взаимозависимости элементов.
Для интеграции важна однотипность экономических систем элементов. Интеграционное объединение должно дать новое качество, которое не возможно получить самостоятельно, изолированно.
Типы объединений:
Политические
Конфедерация (самостоятельные гос-ва; имеются совместно созданные органы для регулирования в какой-либо сфере). Пример: Швейцарская конф-я возникла в XIII в. (для защиты от Священной Римской империи), Германский союз (после наполеоновских войн) (объединение северогерманских государств) создан в 1814 г.;, союз РФ и Беларуси!! конфедеративное объединение
б) Федерация – форма гос. устройства, когда несколько государств объединяются в союзное государство. Все федерации строятся по национально-административному (Россия, Югославия, Чехословакия, СССР) и территориальному принципам (Германия, США, Мексика, Индия, Канада, Австралия, Бразилия, Швейцария).
Федерация (несколько гос-во объединяются в союзное гос-во). 2 принципа построения гос-ва: национально-административный (РФ, Югославия, Чехословакия, СССР) и территориальный (ФРГ, США, Индия, Канада).
в) Содружество – впервые термин был введен в 1884 г., а фактически существует с 1917 г.; Британское Содружество Наций – Ассоциация Британии и ее доминионов, общая приверженность к короне.
Экономические
Преференциальная зона (льготные тарифы)
Зона свободной торговли (+перечень товаров, не облагаемых тарифами во взаимной торговле)
Таможенный союз (+нет таможенных ограничений между союзниками, единые тарифы для торговли с третьими странами).
Общий рынок (теперь не только свободное перемещение товаров и услуг, но и +свободное перемещение раб.силы и капитала)
Экономический союз (+единая внутренняя и внешняя эк.пол-ка – создание наднационального органа, решения к-рого обязательны для всех нац.прав-в создается валютный союз)
Валютный союз (+единая валюта, общая банковская система)
Полная экономическая и политическая интеграция (+создание полноправных надгосударственных объединений).
е) Полный союз – добавление политических мер, создание полноправных надгосударственных органов, общая внешняя, военная политика
СНГ – специфическое объединение. Договорились создать изначальна зону свободной торговли. => Потом начали делать изъятия, исключать товары из перечня (около ста позиций было вычеркнуто). Первой не ратифицировала этот договор Россия.
СЕМИНАР: СНГ как особый вид объединения стран
факторы, обусловившие появление на свет появление на свет СНГ (экономические, политические, культурные)
распад СССР: закономерность или случайность
в чем специфика СНГ?
Гагут Л. «СНГ: новый путь развития в 21 веке» Москва 2001
Барковский А. «10 лет СНГ: накопленный опыт и перспективы» в журнале «Проблемы прогнозирования» 2002 №1
«СНГ. Юбилейный справочник: история, экономика, образование»
Косов Ю. «СНГ: институты, интеграционные процессы, конфликты» Москва 2009
19.09.12
Ос-ти СНГ.
Интеграция необходима, потому что:
Национальное гос-во слишком мало, а мир велик и сложен, чтобы запросто в него вписаться. Выход – вступление в региональные объединения. Опыт успешных рег.объединений показывает, что интеграция может быть успешной, если:
А) члены обеъдинения должны разделять общие политические цели как в отношении того, какими гос-вами должны быть? Так и на международной арене.
Игроки совместно разделяют политич.взгляды на ситуацию в регионе и мире.
Наличие однородных членов (примерно один ур-нь экономич.развития).
Партнеры должны разделять программы долгосрочного развития.
Компенсация для населения, страдающего от интеграции.
Имеется общее законодательство (не противоречащие друг другу законы в странах-участниках).
Интеграция дает возможность опираться на внешние источники. Сегодня ни для одной страны только внутренних источников недостаточно!
Интеграция – инструмент повышения конкурентоспособности национальной продукции. Гос-ва участники объединения принимают модель «разделения труда».
Интеграция дает такие экономические рез-ты, которых невозможно добиться, действуя поодиночке!
региональные объединения становятся щитом, защищающим от агрессивной глобальной среды.
Агрессивная глобальная среда à острее стоит вопрос образования региональных объединений
Альтернативы интеграции нет! Рано или поздно процессы интеграции на постсоветском пространстве начнут ускоряться.
Существует некая угроза у группы государств. Чтобы координировать свою внешнюю, оборонную политику, гос-ва создают интеграционные объединения.
Главная задача объединений – противостояние внешней угрозе (первая из современных – АСЕАН. Гл.лозунг – создание безъядерной зоны).
Наиболее эффективные региональные объединения: ЕС (Объединение Угля и Стали: экономическое объединение предотвратит возможное обострение отн-ий между Фр и Герм.), НАФТА, АСЕАН.
Причина создания прообраза Евросоюза (сообщество угля и стали) – предотвратить конфронтацию между Францией и Германией после II МВ.
1) Жорж Мане: «Не военные, не политические образования остановят войну в Европе, а экономические. Нужно объединять экономические интересы государств».
Алестин Бриан говорил об объединении Западной Германии (Рурского региона)
2) Александр Кажив :”Нужно создать Латинскую империю: Франция должна объединиться с Италией, Испанией для противостояния англо-саксонскому союзу (США, Великобритания). Доказывал де Голлю, что необходимо инициировать создание такого объединения, потому что выживать будут «империи», а не отдельные гос-ва”.
Факторы, обусловившие возникновение СНГ:
Распад СССР. Геополитическая катастрофа 20в.
2 точки зрения на причины распада:
- системный кризис советского гос-ва, в основе к-рого лежала невозможность ответить на вызовы времени. Идеология Сов. Союза перестала отвечать реалиям того времени.
- фатальной неизбежности не было! В основе распада лежат ошибочные решения элит (центра и национальных республик), к-рые ввязались в борьбу (за самостоятельность, автономию) не представляя, к каким последствиям она приведет.
Б) вина руководителей того времени, отдельных личностей (М.Горбачев, Б.Ельцин)
Некоторые причины распада:
С середины 60х стало заметно падение темпов экономич.развития СССР. Был сделан вывод о сбое в хозяйственном механизме -> реформы структуры упр-я, создание совнархозов, введение системы материальных поощрений.
Стали менять структуру управления. При Хрущеве стали создаваться совнархозы, управляемые регионами.
Во времена председательства Косыгина говорили о необходимости материального стимулирования советских людей, перейти от уравниловки к новым прогрессивным методам поощрения работников и повышения производительности труда.
Реформы проводились непоследовательно и неглубоко, а при Брежневе и вовсе остановились. Реформы были непоследовательными. Почему? Боялись проводить глубокие реформы. В 70-е гг при Брежневе (период застоя в реформах) пришли к выводу, что глубокие реформы приведут к дестабилизации советского общества. Решили действовать не системно, а по отраслям.
Андропов: «повысить производительность труда на 1%» повышением трудовой дисциплины и порядка. Добивались этого посредством повышения трудовой дисциплины и порядка. В дневное время ходили по кинотеатрам, спрашивали кто вы, где вы работаете, почему в дневное время не на работе? Летом 83 г. Умирает от тяжелой болезни Андропов.
Апрель 85 г. приходит самый молодой ген. сек. – Горбачев Горбачев: концепция перестройки. Понятной народу цели не было сформулировано! (см модернизация сейчас).
До конца было неясно, что нужно перестраивать: нужно было повысить конкурентоспособность, повысить производительность труда (цели 60-х гг). Четкой всеобъемлющей цели не было. Нужна цель, которая была бы понятна для всех. Стали разрешать индивидуальную трудовую деятельность!!! Появляются кооперативы. Цель – производить то, что на крупных заводах не производят (предметы быта, услуги), развязать частную инициативу. Во что это вылиось? Кооперативы стали добиваться выезда за границу, привоза ширпотреба (обувь, одежда), чтобы насытить советский рынок. Появились первые вещевые рынки, которые расцвели в 90-е гг. Реформа призывала бороться против спекуляции, нарушений. Стало все сводиться лишь к разговорам. Появление трудовых кооперативов (предметы быта, сфера услуг) -> либерализация выездов за границу, ширпотреб, появление вещевых рынков, возникновение организованной преступности. Гласность -> подъем не экономической, а политической активности -> рост национализма, противостояние Центра и республик. Таким образом, экономическая реформа была заброшена. Не было политич.воли удержать внимание людей на экономич.реформах!
Первые выступления в Прибалтике, затем в Грузии, Казахстане. Попытки обрести независимость. Людей больше стало интересовать политические вопросы (стали обсуждать Сталина). Даже спустя 20 лет российское общество двигается не вперед, а оглядываясь назад (глубокий интерес к историческому материалу). Насыщалась тяга людей к историческому прошлому. Но это приводило к возникновению политических дискуссий. Экономическая реформа была заброшена.
Это одна из причин провала экономической перестройки, т.е. все переросло в некие дискуссии, на которыз обсуждались ошибки советской истории, сталинские репрессии и т.д.
Ухватившись за все, не справились ни с чем (реформы в экономике Китая начались с с/х и проходили поочередно в отраслях – эффективно!)
Убогость политич.лидеров, находившихся у власти (Горбачев + Ельцин).
79 год Китай был гораздо слабее, чем 89 год СССР
но там были грамотные руководители
Дэн Сяопин, культурная программа, движение Китая постепенно поэтапно, не разрушая политическую систему, социальные структуры Китая, а используя трудолюбие китайского народа.
Реформы начались не повсеместно, не во всей экономике, а в отраслях, а именно начали с с/х, перешли к семейному, бригадному подряду. Гос-во стало вкладывать средства в оказании помощи труженикам аграрного сектора, выдавало кредита, создавало режим наибольшего благоприятствования. Постепенно китайская экономика начала подниматься.
А в СССР пытались на ходу изменить всё и везде. Ухватившись за все, не смогли исправить ничего нигде.
Но не надо идеализирвоать жизнь китайского народа. Однако Китай имел динамизм всегда( выдающееся достижение, которое позволило Китаю выйти на 2-е место.
Процедура ликвидации СССР.
Нелигитимная!!!!!
Конституция 1977 прописывала порядок выхода из состава СССР: большинство на референдуме среди населения + пятилетний период, в к-рый все хозяйственные связи сворачивались. Был нарушен закон о Порядке выхода из состава СССР 1990г. Наперекор воле народа (референдум март 1991г – более 77% населения высказались за сохранение Союза, пусть и в измененном виде). Декабрь 1991г – Беловежская Пуща – собрание лидеров РСФСР (Ельцин), Украины (Кравчук) и Беларуси (Шушкевич). НА ОХОТУ ЕХАЛИ РЕБЯТКИ
Ельцина сопровождали Вурвурис (гос.сек.), Шахрай (советник президента), Гайдар (и.о.премьер-министра), Козырев
В их воспоминаниях они пишут, что Ельцин пригласил их на охоту в Беловежскую пущу.
В это время должно было пройти заседание в Ново-Огарево, на котором обсуждали, какое название должно было получить СССР. Например, ССГ (союз свободных государств)
Спонтанное решение: а давайте упраздним Сов. Союз.
Был подписан документ об упразднении СССР.
Соглашение о создании СНГ.
Сов. Союз как геополитическая реальность с такого-то дня перестает существовать.
Название документа: «Соглашение о создании СНГ»
Из 14 статей СНГ касаются только 2.
???????
Если СССР исчерпал свои возможности, зачем тут же создавать объединение СНГ?
26.09.12
СЕМИНАР: «СНГ как особый вид объединения стран».
почему возникло СНГ?
в чем специфика Содружества?
последствия распада СССР для РФ и мира
природа войн и конфликтов на Северном Кавказе
Ос-ти СНГ:
В истории не существует ни одного объединения, которое составлялось бы из кусков некогда единого унитарного гос-ва.
Может ли такое объединение быть эффективным, если части ушли добровольно, а часть осталась? Для чего им нужно было объединяться?
Оставшиеся на месте распавшейся империи куски никогда не были эффективнее самой империи (даже объединившись).
Британская империя по своим существенным признакам отличалась от Советской. В первую очередь, географический. Второй – Российская империя возникала путем присоединения не пустых территорий, а территорий со своей историей, культурой, экономикой (Финское княжество, царство Польское, Кавказ). Брит. Империя – в основном заселялись пустынные пространства (за исключнием Индии), осваивались колонии. Впоследствии на этих территориях, создавались самоуправляемые общины, которые потом превращались в самостоятельные объединения – доминионы.
Британское Содружество Наций – не региональное, не территориальное, а историко-культурное объединение.
СНГ (региональноеàинтеграционное) и БСН (историко-культурное) имеют лишь внешнее сходство.
После распада СССР идея объединения потенциала советских народов не была исчерпана.
Сравнить: Британское Содружество Наций – историко-культурное объединение, все члены к-рого привержены британской короне. Содружество, в отл-е от СНГ, не явл.региональным или интеграционным объединением.
Сам факт объединения в СНГ свидетельствует о том, что идея объединения все же не была исчерпана.
!! За социалистическую форму хозяйствования больше никто не цеплялся! (см ССГ).
Неисчерпанность идеи СССР:
СНГ - прикрытие?? Реакция советских людей на распад СССР не была ясна.
окружение Ельцина убедило его, что даже после охлаждения и отдаления бывшие советские республики не отойдут от России.
13дек 1991г в Ашхабаде собрались главы 5 центрально-азиатских республик. Эмоции: в Вискулях создают славянский союз, так может нам создать мусульманский? Успокоившись, лидеры приняли решение присоединиться к СНГ -> эти гос-ва не были готовы к распаду СССР.
21дек – собрание 11 республик в Алма-Аты для сохранения связей, взаимных поставок.
Большинство населения желало сохр-ть исторические, культурные, духовные связи на постсоветском пространстве и, главное, получить свободу передвижения!
Алма-Атинская декларация, наряду с Уставом СНГ и соглашением о создании СНГ, вошла в список основополагающих док-тов СНГ.
Причины создания СНГ:
Необходимо было некое прикрытие (какая будет реакция советских людей? Боялись народных протестов).
После распада СССР считалось, что эконом. связи, которые существовали в СССР, можно будет сохранить на межгосударственном уровне.
Идея о неисчерпанности создания СНГ:
13 декабря в Вискулях, в Ашхабаде собираются главы 5 Центральноазиатских республик. Идея создания славянского союза у Р., Б. и У., а им что тогда остается создать, мусульманский союз?
21 декабря в Алма-Ате собрались лидеры 11 республик (+Молодова, Азербайджан, Армения). Цель – сохранить экономические связи, систему взаимных поставок, сохранение производственный связей, свободы передвижений (безвизовый режим).
Была принята Алма-Атинская декларация наряду с соглашением о создании СНГ, уставом СНГ (январь 93). Страны-члены СНГ, кроме Украины, ратифицировали эту декларацию, а Украина ассоциированно.
Ф-ции, возложенные на СНГ:
содружество было призвано решить весь комплекс гуманитарных и социальных вопросов, возникших с распадом СССР (пенсии).
содружество должно было способствовать осуществлению процессов гос-ного размежевания республик СССР (границы, имущество, военная инфраструктура)
решение проблемы долгов и активов бывшего СССР ((который унаследовал от Российской империи, долги всех советских республик). Совокупность имущества за рубежом – 150 посольств, культурные центры и т.д. Как их поделить? Долги Парижскому, Лондонскому клубу.
разработать механизмы экономического сотрудничества на рыночной основе (валюта, система денежных расчетов)
обеспечение внешней безопасности членов СНГ
взаимная помощь, развитие сотрудничества гос-в в других сферах
Главная ф-ция СНГ – смягчение последствий распада СССР.
Во многом появление СНГ – рез-т экспромта, когда отсутствовала детальная юридическая проработка всех нюансов распада СССР.
Могло ли быть эффективным не креативное содружество, а такое смягчающее?...АМОРФНОСТЬ
Ельцинскому окружению казалось, что создание объединения решит все проблемы одним махом.
Иллюзии:
во всем виноват СССР и его роспуск решит все проблемы
республики: мы сами будем идти со своими ресурсами на мировой рынок и будем богатыми
Специфика СНГ:
Бывшие члены унитарного гос-ва.
Плюсы:
Общий язык. На его основе и культурных связей возник общий менталитет советских людей
+ единые санитарно-технические стандарты и технические нормы. Единые технические стандарты, СНИПы (санитарные нормы и правила): как прокладывать водопроводы, газопроводы, какие нормы безопасности должны быть. Единые стандарты (ширина дорожной калеи).
Минусы:
ПЕРВЕСИЛ ВСЕ МИНУСЫ – взаимные обиды, претензии, недовольство, накопившиеся в бывших республиках в адрес центральных органов власти. Проблема взаимоотношений центра и окраин существовала всегда, как в советское время, так и сейчас.
20 лет из 21 интеграция на пространстве СНГ интеграция не шла! (в Уставе прописано отсутствие наднационального органа) СНГ не является государством, не имеет права создавать наднациональных органов (было прописано как в Декларации, так и в Уставе).
20 лет интеграция не шла на территории СНГ. à Тройственный Таможенный Союз, Евразийское Экономическое Сообщество, Евразийский Союз.
Руководящие органы Содружества.
Статья 21 Устава СНГ: высший орган содружества – совет глав гос-в (СГГ). Он обсуждает и решает принципиальные вопросы (о принятии новых членов в состав содружества, комплексные изменения в программу) в сфере общин интересов гос-в (председательствуют поочередно).
На одну позицию ниже – совет глав прав-в (СГП). Он координирует сотрудничество органов исполнительной власти гос-в-членов в экономической, социальной и иных сферах.
СМИД – совет министров иностранных дел + СГП готовят решения для утверждения на самом высоком уровне. готовит инициативы, предложения на самом.
Исполнительный секретариат СНГ (Минск) – готовил все док-ты для СМИД итд. Готовил весь контрольный пакет для вышестоящих органов.
1997г – реформа СНГ. Вместо исполнительного секретариата был создан исполком СНГ с 11ю полномочными представителями гос-в в нем.
Все гос-ва имеют 1 голос. Голосующие «против» не принимают участия в реализации принятого решения.
Экономический потенциал содружества.
283 млн. Чел. (РФ – 140 млн, Украина 40 млн, Бел 10 млн)
РФ – 140млн нас
Укр – 50млн
Более 25% разведанных природных ресурсов мира.
Ежегодно добывается 400 млн. т. Нефти. = почти 10% всей мировой нефти.
Добыча природного Газа – 33% добычи.
Алюминий - 15%.
Никель – 30%.
мин. удобрений -11%, военный экспорт – 20%.
Емкость рынка – $1трлн 600млдр
Реакция мирового сообщества на распад СССР и возникновение СНГ.
Настороженность, граничащая с растерянностью!
Первым узнал Буш-старший.
Как стало известно о роспуске СССР, первому стало известно Джорджу Бушу старшему. Остановился в Киеве и сказал Кравчуку одну фразу, не торопитесь распускать СССР
03.10.12
СНГ как средство смягчения последствий распада СССР.
Был ли неизбежным распад СССР?
гос-ва не разваливаются просто так! каким бы ни было слабым гос-во, оно может развиваться, все зависит от центробежных и центростремительных сил. Важен баланс центростремительных и центробежных сил.
Когда он нарушен в сторону центробежных тенденций, гос-во начинает расшатываться; этот процесс длится годы (в СССР – период перестройки). Имеющиеся в СССР проблемы Горбачев еще сильнее усугубил своей перестройкой. Начинали перестройку как систему задействования новых резервов социализма, но руководители реформ не имели четкого плана их проведения (много обещаний и лозунгов, но мало конкретных дел). Горбачев стал заложником своих же обещаний, не подкрепленных конкретными действиями. Он не хотел принимать жесткие непопулярные решения, боясь потерять популярный на западе имидже человека нового мышления.
при проведении реформ важно выбрать сферу, изменения в к-рой нужно проводить в первую очередь. В СССР это была экономика! Для этого необходимо было дать карт-бланш союзному правительству. Нужно было дать независимость Союзному Правительству, во главе которой бы встал человек, который бы запустил экономические реформы. Убрать уравниловку. По мере того, как экономический механизм не запускался, усиливалась критика со стороны республик. Вывод Горбачева: надо дать уступки властям на местах -> ослабление роли центральных учреждений -> уменьшение и политической зависимости тоже. Началось уже некоторое отделение окраин от центра, ослабление роли центральных учреждений (Совет Министров СССР, Госплан, Госкомитет по снабжению). Горбачев шел на уступки, так как хотел любой ценой удержаться у власти. Зависимость экономическая уменьшалась à вело к уменьшению зависимости политической.
Роль КПСС падала -> выдвинут новый институт президентства. Политика умиротворения окраин только разжигала их аппетит! Они больше не хотели направлять все ресурсы в центр.
когда стало реальным создание параллельных властных структур в РСФСР, это стало реальной угрозой единству советского гос-ва. На этом этапе этот процесс должен был быть прекращен! Горбачев опять сделал уступку.
Исторический процесс.
Предопределено ли то или иное событие?
Чтобы утверждать, был ли предопределен распад СССР, нужно понять, была ли исчерпана социалистическая идея.
Маркс, Энгельс: социализм победит в нескольких самых развитых странах мира (Франция, ВБ, Германия, США). Социализм имеет преимущество перед капитализмом, так как, обобществляя ср-ва производства, он дает более высокий ур-нь развития производительных сил.
Ленин: Россия не входит в число самых развитых стран, к-рые имели в виду Маркс и Энгельс. Ввел формулу видоизменения обычного порядка: ускорить развитие производительных сил можно через создание социалистического гос.аппарата. Власть должна быть сконцентрирована в руках гос-ва, к-рое проведет обобществление ср-в пр-ва; тогда Россия на целый шаг приблизится к социализму.
Социализм – переход власти от частных рук к гос-ву, которое направит ее на пользу общества.
В России идея социализма дискредитирована, но в мире – нет.
Программа Ленина для России: социалистическое гос-во + многоукладная экономика. Сейчас по этому пути идет КНР!
СССР распался не потому, что это было предопределено, а в силу ряда неблагоприятных обстоятельств, к-рые можно было преодолеть (бездействие Горбачева vs действия Путина).
Подводя итог, в истории всегда есть альтернатива, разные сценарии. Французскую революцию можно было избежать. Вторую МВ тоже (избегая войны, пришли к войне).
В истории всегда есть альтернатива и различные сценарии. Ничто не предопределено.
Что начало происходить на постсоветском пространстве с 92 г.?
Ельцинское окружение сделало все, чтобы разрушить центральные аппараты власти, что помешало России пойти по китайскому пути.
1янв 1991г – постановление Верховного Совета РСФСР «о собственности в РСФСР». Впервые после 1917 на территории РСФСР вводилось право частной собственности, применения наемного труда, открытия частных банков. Руководство дало понять, что отказывается от социализма и переходит на рельсы капиталистической эк-ки.
Среди первых задач были:
Ликвидация командно-административной системы (командной системы с госпланированием, централизованным распеделением продуктов, фиксированными ценами, распределения, фикс.цены итп) -> начинается капитализм.
Создание рыночной инфраструктуры (биржи, частные банки, рынок ценных бумаг), которая должна была быстро запустить механизм рыночной эк-ки.
По такому пути пошли все члены СНГ. НО с какой скорость проводить реформы? Сторонники быстрого пути (шоковой терапии), медленного пути преобразований. Если быстро – «шоковая терапия» (в т.ч. Россия). Младореформаторы = большевики. Обоснование выбора шоковой терапии – российский народ не выдержит медленных реформ.
2 янв 1992г – указ Ельцина «о мерах по либерализации цен» - свидетельство быстрого продвижения по пути реформ. Цены выросли в десятки раз -> магазины стали наполняться товарами, но денег на покупки у людей не было (галопирующая инфляция).
В 1992г пром.пр-во сократилось на 13% по сравнению с 1991г. 1993г упало на 24% по сравнению с 1992г.
Явилось ли СНГ ср-вом смягчения последствий распада СССР?
За 1992-94 СНГ полностью или частично решило ряд проблем:
Судьба ядерного оружия. В СССР размещалось в 3-4 республиках. Запад настаивал, чтобы все ядерные арсеналы были свезены в Россию за компенсацию. Все оружие оказалось под контролем СССР. Договоренность была достигнута на саммите глав гос-в СНГ.
Был осуществлен мирный переход от единой армии к национальным вооруженным силам. Каждый военнослужащий сам решал, где будет продолжать службу. Армейская инфраструктура + боеприпасы оставались на территориях.
Была обеспечена работа транспорта, связи и энергетики. Ежегодно принимается док-т, в к-рых устанавливаются транзитные маршруты и перечень пересекаемых транзитерами таможенных постов.
Гуманитарные вопросы: пенсии, пособии.
Самое главное. Сохранение безвизового режима между странами СНГ. Бишкекское соглашение 1993г.
10.10.12