Вопрос 1. Реформация и контрреформация в Европе и Беларуси. Брестская уния. Культура белорусских земель в составе Речи Посполитой
Важнейшие события XVI-XVIII вв., в первую очередь Реформация и Контрреформация, свидетельствуют о культурно-исторической общности Западной Европы и Беларуси. В этой связи целесообразно использовать цивилизационный подход при изучении данной темы.
В первую очередь следует проследить генезис общественно-политического и религиозного движения – Реформации в Западной Европе, определить его сущность. Поясните, какую роль в зарождении Реформации сыграли Великие географические открытия и эпоха Возрождения. Отметьте, что географические открытия изменили схоластические представления о Вселенной и человеке. Это привело к ослаблению идеологического статуса католической церкви в духовной жизни европейцев. Гуманизм с его реалистической критикой средневекового схоластического мировоззрения и культура эпохи Возрождения сыграли определяющую роль в подготовке Реформации.
Раскрывая политические и социально-экономические предпосылки развития реформаторского движения, подчеркните, что в новых условиях нравственный статус костела требовал кардинальных перемен. Национальные государства нуждались в собственной идеологической базе и стремились подчинить церковные институты. Дворянство и буржуазия претендовали на огромные земельные владения католических монастырей. В целом европейское общество столкнулось с необходимостью духовной консолидации для проведения радикальных буржуазных преобразований. Определите идеологическую основу, основные течения Реформации и их социальную базу.
Объясните, в чем заключалось значение Аугсбургского религиозного мира 1555 г. Что означал лозунг: «Чья страна, того и вера»? Реформация привела к созданию новой влиятельной ветви христианства – протестантизма. Раскройте его сущность. Назовите главные принципы протестантизма. Расскажите об особенностях основных направлений-учений протестантов (лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, анабаптизм, англиканство и т. д.).
Следует проанализировать основные изменения в духовной и общественно-политической жизни Западной Европы в связи с распространением протестантизма. Покажите роль Реформации в трансформации западноевропейского общества.
Далее охарактеризуйте особенности реформационного движения на белорусских землях. В связи с этим назовите сложившиеся здесь политические и культурные предпосылки для восприятия западноевропейских идей. Усвойте, что правовые гарантии ВКЛ, его геополитическое положение обусловили специфический белорусский феномен – поликонфессиональность национального религиозного сознания.
Подчеркните, что Реформация в Беларуси в целом развивалась в общеевропейском контексте, выделите те учения, которые здесь распространились и объясните, почему именно они были восприняты. Раскройте особенности социально-экономического базиса Реформации в ВКЛ. Перечислите причины присоединения феодальной знати к протестантскому движению. Проанализируйте основные направления и формы деятельности протестантских церквей на белорусских землях. Назовите факторы, обусловившие восприятие населением идей кальвинизма, лютеранства и арианства. Обозначьте географические регионы распространения данных учений. Сделайте обобщение о влиянии протестантизма на общественно-политическую и культурную жизни страны.
Уясните, что быстрое распространение протестантизма активизировало реакцию католического костела, направленную на возрождение своего влияния в мире. Началась Контрреформация. Приведитете основные положения Контрреформации, выработанные на Тридентском соборе (1545–1563 гг.) Выявите роль ордена иезуитов, в усилении позиций католицизма и победе Контрреформации в Западной Европе. Вспомните, когда этот орден возник и кто был его основателем.
Подчеркните, что с 70-х гг. XVI в. Контрреформация на белорусских землях стала частью общеевропейского процесса. Определите, что предусматривала политическая доктрина Контрреформации в Речи Посполитой. Подчеркните компромиссный характер Контрреформации в ВКЛ, свяжите его с особенностями общественно-политического устройства. Выделите специфику «реформации» костела на белорусских землях. Укажите основные политические силы ВКЛ, которые консолидировались для борьбы с протестантским влиянием.
Проследите за деятельностью ордена иезуитов на территории Речи Посполитой. Выясните, какую роль сыграл П. Скарга в распространении идей ордена на территории Речи Посполитой. Уясните, что иезуитский орден, желавший адаптироваться на белорусских землях, стремился подчинить своему влиянию все социальные слои через участие в общественно-политической и культурной жизни страны. Главное внимание орден уделял системе образования. Назовите ведущие учебные заведения иезуитов, которые были открыты на территории Речи Посполитой. Подчеркните, что до середины XVIII в. учебные программы иезуитов считались лучшими в мире. Определите характерные черты иезуитской системы образования. Отметьте роль миссионерской и благотворительной работы ордена.
Далее остановитесь на факторах окатоличивания и обострения религиозных отношений в Речи Посполитой в связи с наступлением Контрреформации. Известно, что в конце правления Сигизмунда III в сенате не осталось ни одного протестанта. Доктрина Контрреформации, поддержанная королевской властью, отвечала политическим и идейно-культурным интересам магнатов и шляхты. Проследите за процессами возвращения протестантов в католичество и принятия католичества православными. Что обусловило кризис православной церкви во второй половине XVIII в.? Как воспользовались данным обстоятельством лидеры Контрреформации?
Определите, что цель Контрреформации в ВКЛ состояла не только в усилении католического костела и борьбе с реформационным движением, но и в присоединении православных к католичеству через религиозную унию. Расскажите о роли иезуитов в подготовке унии. Назовите инициаторов унии со стороны католических и православных кругов Речи Посполитой. Чьи интересы они выражали?
Вспомните, что новая униатская церковь была основана на Берестейском соборе 1596 г. Она должна была примирить церковно-религиозные противоречия в государстве. Остановитесь на условиях создания униатской церкви. Проследите за ее распространением (насильственные методы введения; создание Виленской конфедерации 1599 г. православных и протестантов в защиту своих прав; принятие конституций «О греческой религии» 1607, 1609, 1618; покушение на униатского митрополита И. Потея в 1609 г; убийство униатского архиепископа И. Кунцевича и т.д.).
Охарактеризуйте политическую и идеологическую обстановку после заключения унии. Подчеркните, что униаты стремились вести независимую от иезуитов деятельность. Для этого в 1617 г. был образован орден базильянов во главе с В. Рутским. Расскажите о культурно-просветительской работе этого ордена. Отметьте, что во второй половине XVII в. уния широко распространилась в регионах с давними православными традициями. Но она не смогла отстоять свои политические интересы в Речи Посполитой. Акцентируйте роль униатства как уникального явления религиозно-культурного синтеза двух традиционных христианских конфессий на белорусских землях.
Затем перейдите к анализу культуры белорусских земель в составе Речи Посполитой. Выделите, что Реформация и Контрреформация содействовали восприятию западноевропейских тенденций. Особые черты духовной культуры Беларуси были обусловлены сближением с Польшей, распространением униатства, поликонфессиональностью общества, доминированием шляхты, близостью западной цивилизации, влиянием византийских культурных традиций и т.д.
Вспомните, что в XVI в. в странах Западной и Центральной Европы возник новый художественный стиль - барокко. На белорусских землях присутствовали два его типа – западноевропейский (латинская литература и костельная архитектура) и восточнославянский (деревянное зодчество, гравюра, орнамент). Назовите и охарактеризуйте три периода белорусского барокко в монументальной архитектуре.
Расскажите о проявлениях барокко в изобразительном искусстве (скульптуре, росписи культовых строений, монументальной и станковой живописи, портретной живописи – сарматском портрете, натюрмортах и т.д.).
Приведите примеры барокко в литературе. Поясните, что понимается под идейно-стильными тенденциями в барочной литературе (высокое, среднее и низкое барокко). Подчеркните, что барокко являлось синтетическим стилем, в котором переплелись проявления Ренессанса и классики, западноевропейские культурные тенденции и местные самобытные особенности.
В XVIII в. началась эпоха Просвещения. Вспомните, с какими изменениями она связана. Охарактеризуйте развитие отечественной научной мысли (деятельность К. Лещинского, И. Копиевича, К. Семеновича, С. Полоцкого, С. Конарского, А. Нарушевича, Ю. Мицкевича, М. Почобут-Одляницкого и т. д.). Изучите материал об изменениях в сфере образования ВКЛ. Назовите предпосылки создания научных центров в Речи Посполитой. Как эпоха Просвещения повлияла на эволюцию отечественного светского театра и музыкального творчества? Проследите за трансформацией стилей памятников культуры. Назовите характерные черты рококо и классицизма. Подчеркните, что классицизм определил направленность эпохи Просвещения.
В заключение сделайте вывод о том, что Реформация ослабила консерватизм Ватикана, создала благоприятные условия для развития национальной светской культуры, заложила фундамент эпохи Просвещения.