Европейские атомные организации

В настоящее время европейская атомная энергетика как один из основных источников энергии имеет важное значение. В европей­ских странах и странах-членах СНГ действует 221 АЭС, что состав­ляет более половины общемирового количества. В ряде стран доля ядерной энергетики достигает довольно высокого показателя (во Франции и Литве - более 75%, в Бельгии - 55%, в Швеции - 46%, в России - примерно 14%). Однако долгосрочные прогнозы развития атомной энергетики в Европе, так же как и в мире в целом, весьма противоречивы, что отражает отношение к ней общественности и политическую конъюнктуру.

Главным условием функционирования атомной энергетики являет­ся высокий уровень безопасности и надежности. Атомная энергетика при нормальной эксплуатации отвечает нормативным требованиям по охране окружающей среды и имеет преимущества по всем значи­мым показателям по энергетике на органическом топливе.

Специфика атомной отрасли требует централизованных форм управления. К ним, в частности, относятся: проведение единой го­сударственной политики в области использования ядерной энергии, управление государственной собственностью, к которой законода­тельством большинства стран отнесены все ядерные материалы, ядерные установки и пункты хранения радиоактивных отходов, и, наконец, самое важное - обеспечение радиационной безопасности соответствующих объектов промышленности. Для стран-членов ЕС характерна передача ряда функций по управлению атомной промыш­ленностью Европейскому сообществу по атомной энергии (Евратом). В этой области директивы Евратома являются для них обязательными.

Ядерная энергетика в странах Европы охватывает все этапы топ­ливного цикла, начиная с добычи и переработки сырья, производства топлива, эксплуатации энергетических реакторов и заканчивая ре­генерацией ядерного топлива, причем технологией последнего цикла владеют только три страны в мире: Франция, Великобритания (они и контролируют всю переработку отработавшего ядерного топлива -ОЯТ) и Россия.

Помимо Европейского сообщества по атомной энергии, в Европе действуют и другие международные атомные организации. К ним относятся: Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН) и Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) - между­народные научные организации. Однако их компетенция ограничена: в их задачу входят главным образом совместное проведение теоре­тических и экспериментальных исследований в области ядерной физики. Эти организации не вправе принимать каких-то общих правил, обязательных для государств.

Евратом. Европейское сообщество по атомной энергии (Евра­том) - это международная региональная организация, объединяющая 12 западноевропейских государств с целью сотрудничества в области атомной промышленности.

В 1955 г. правительства стран Бенилюкса представили правитель­ствам трех других стран-членов ЕОУС меморандум, в котором на­ряду с идеей создания Общего рынка было высказано предложение о сотрудничестве в использовании ядерной энергии в мирных целях. Потребность в таком сотрудничестве была вызвана недостаточным развитием ядерных исследований и технологий в регионе, а также возможной нехваткой энергии в будущем. Этот меморандум был рассмотрен на встрече представителей шести государств-членов ЕОУС (на тот момент ими являлись Бельгия, Германия, Италия, Люк­сембург, Нидерланды и Франция), на которой наряду с принятием резолюции о создании Общего рынка был проработан вопрос об ин­теграции западноевропейской атомной промышленности. 25 марта 1957 г. были подписаны Договоры о создании Европейского эконо­мического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атом­ной энергии (Евратом), которые вступили в силу 1 января 1958 г.

Договор о создании Евратома представляет собой документ, со­стоящий из 225 статей, 5 приложений и дополнительного протокола. Этот договор был изменен и дополнен заключенным в 1992 г. в г. Ма­астрихт (Нидерланды) Договором о Европейском Союзе, в результате чего произошло слияние высших органов ЕЭС, ЕОУС и Евратома. Согласно ст. 3 Договора о Европейском Союзе «в Союзе действует единая институционная структура». Таким образом, при осущест­влении деятельности в рамках каждого из Сообществ решения должны приниматься одними и теми же «институтами» - Советом, Комиссией, Европейским парламентом, Судом, Счетной палатой в соответствии с их компетенцией.

Исполнительные органы Евратома находятся в г. Брюсселе (Бельгия). Согласно ст. 1 Договора, основная задача Евратома состоит в том, чтобы путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами. Следовательно, деятельность Евратома охватывает только мирное использование атомной энергии; государ­ства-члены ЕС и Евратома, обладающие собственным ядерным ору­жием (Великобритания и Франция), осуществляют свои военные программы самостоятельно.

В целях реализации этой задачи Евратом уполномочен осуществ­лять ряд функций.

1. Развитие научных исследований и распространение техниче­ской информации (ст. 4-29). Комиссии Евратома (в настоящее время -единой Комиссии Европейских сообществ) поручено содействовать ядерным исследованиям, облегчать их осуществление в государствах-членах и дополнять их путем выполнения научно-исследовательской и учебной программы Сообщества. Компетенция Комиссии в этой сфере определена в Приложении 1 к Договору о Евратоме. Это, в част­ности, исследование исходных материалов (атомного сырья), работа в области теоретической и прикладной ядерной физики, в сфере физико-химии реакторов, исследования в области применения радио­активных элементов, изучение воздействия радиоактивных элемен­тов на живые организмы, конструирование оборудования, изучение экономических аспектов производства атомной энергии. Для обес­печения выполнения программ научных исследований в рамках Договора о Евратоме был создан Объединенный центр ядерных ис­следований (ОЦЯИ), который объединил на основе специального соглашения правительств стран-членов Сообщества ряд националь­ных исследовательских лабораторий - Центр ядерных исследований в Испре (Италия), Общий центр ядерных исследований в Петтене (Нидерланды), Институт трансурановых элементов в Карлсруэ (ФРГ) и др.

2. Разработка единых норм безопасности для защиты здоровья людей, работающих в области использования атомной энергии, и всего населения и контроль за их исполнением (ст. 30-39). Каждое государство-член Евратома обязано проводить постоянную проверку уровня радиоактивности атмосферы, вод и земли, а также соблюдать нормы безопасности. Комиссии предоставлено право доступа к ус­тановкам государств-членов для проверки уровня радиоактивности и соблюдения указанных норм, а также в неотложных случаях - право направлять им директивы с требованием применить необходимые средства для предотвращения нарушений норм безопасности. Если директивы Комиссии не будут выполнены в назначенный срок, то последняя вправе передать дело в Суд Европейских сообществ.

3. Координирование промышленных капиталовложений и созда­ние совместных предприятий (ст. 40-51). Для поощрения инициати­вы отдельных лиц и предприятий с целью привлечения инвестиций в атомную промышленность Комиссия периодически публикует про­граммы, касающиеся, в частности, целей производства ядерной энер­гии и необходимые для их реализации размеры капиталовложений. Инициатива создания совместных предприятий принадлежит Комис­сии, тогда как право принятия решения по данному вопросу принад­лежит Совету Евратома, что, очевидно, свидетельствует об экономиче­ской и политической важности подобного решения. В соответствии со ст. 49 каждое совместное предприятие является юридическим лицом, которое пользуется максимальной правоспособностью, пре­доставляемой юридическим лицам соответствующим национальным законодательством. Несмотря на то что именно Договор наделяет предприятие правосубъектностью, устав предприятия может содер­жать дополнительные отсылки к национальному законодательству.

4. Контроль за регулярным и справедливым снабжением рудой и ядерным топливом всех, кто использует их в рамках Сообще­ства (ст. 52-76). В сфере снабжения соответствующим сырьем и материалами Евратом обладает своеобразной монополией в рамках ЕС. Для осуществления этой деятельности под контролем Комиссии создано Агентство по снабжению, которое обладает правом выбора руд, сырья и специальных расщепляющихся материалов, произведен­ных на территории государств-членов, а также исключительным правом заключать контракты на поставку руд, сырья и специальных расщепляющихся материалов, приобретаемых вне Сообщества.

5. Надлежащий контроль за использованием ядерных матери­алов только в тех целях, для которых они предназначены (ст. 77-85). Речь идет о так называемых гарантиях Евратома, сутью которых является обеспечение невозможности использования радиоактивных руд, сырья и специальных расщепляющихся материалов на другие Цели, кроме тех, для которых они предназначены. Комиссия может направлять инспекции на территорию государств-членов с целью проверки выполнения последними специальных обязательств по Договору. Причем инспекторам предоставлено право свободного доступа к установкам, даже если операторы установок противятся какой-либо инспекции. Однако справедливости ради следует от­метить, что никаких реальных стандартов проведения подобных инспекций принято не было, и в результате основным способом осу­ществления гарантий Евратома являлась проверка эксплуатационных учетных документов, представляемых на рассмотрение Комиссии потребителями ядерных материалов. Однако в связи с возможным вступлением в ЕС новых членов весьма вероятно, что система контроля в рамках Евратома станет реально функционировать.

6. Осуществление права собственности в отношении специальных расщепляющихся материалов (ст. 86-91). Право собственности Сообщества распространяется на все материалы такого рода, произведенные или импортированные каким-либо государством-членом.

7. Обеспечение создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в атомные отрасли, а также свободного выбора места работы специалистами внутри Сообщества (ст. 92-100). В соответствии с Договором спустя год после его вступления в силу государства-члены должны были отменить в отношениях между собой все таможенные пошлины, а также любые количественные ограничения в отношении экспорта и импорта продуктов, указанные в трех списках, приложенных к Договору.

8. Установление всевозможных связей с другими странами и международными организациями в целях содействия прогрессу в использовании атомной энергии (ст. 101-106). Сообщество может заключать международные договоры с другими странами и международными организациями; государства-члены могут заключать международные соглашения лишь с одобрения Комиссии.

В целом деятельность Евратома носит наднациональный характер: на это указывает, во-первых, возможность осуществления контроля за деятельностью предприятий атомной промышленности, а во-вторых, за Сообществом закреплено право создания совместных предприятий на территории государств-членов без участия их национальных органов.

В Договоре о Евратоме не содержится каких-либо положений об отношениях с ООН, в частности с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), в связи с чем после вступления в силу Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1970 г. возникла проблема согласования систем контроля по нему. Дело в том, что государства-участники Договора, не обладающие ядерным оружием, должны в соответствии с ним принять гарантии Агентства своей мирной ядерной деятельности с целью проверки использования ядерных материалов, предназначенных для такой деятельности, создания ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. В соответствии со ст. 3 ДНЯО, предусматривающей возможность заключения как отдельных, так и коллективных договоров о гарантиях по ДНЯО с МАГАТЭ, в 1972 г. было заключено Соглашение между МАГАТЭ, с одной стороны, и Евратомом, Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ - с другой (по мере вступления новых членов в ЕС они присоединялись также к этому Соглашению). В этом Соглашении Евратом выступил в качестве самостоятельного участника, поскольку в нем четко установлено, подпадает ли тот или иной вопрос под компетенцию Сообщества в целом или отдельного государства.

В соответствии с положениями Соглашения МАГАТЭ осуществляет проверку учетных и отчетных документов Евратома с целью контроля за соблюдением неядерными государствами-участниками Сообщества Договора о нераспространении ядерного оружия. Вместе с тем МАГАТЭ получило право проводить и свои собственные инспекции как в обычных, так и в экстренных случаях без предварительного уведомления соответствующих органов Евратома. Система контроля Евратома приравнивается к национальным системам учета и контроля ядерных материалов. Территории стран-членов Евратома, не обладающих ядерным оружием, рассматриваются с точки зрения применения гарантий Агентством как один район. В Соглашении специально предусмотрено, что «Агентство, Сообщество и государства сотрудничают в той мере, в какой это касается каждой из сторон, с целью содействия осуществлению гарантий и избегают ненужного дублирования в осуществлении гарантий» (ст. 4).

С ядерными державами (Великобританией и Францией) были заключены отдельные трехсторонние соглашения ввиду их особого статуса; кроме того, Франция не является участником ДНЯО, поэтому Соглашение МАГАТЭ - Евратом - Франция распространяется только на ограниченное число материалов.

Однако сотрудничество Евратома с МАГАТЭ не ограничивается осуществлением гарантий; оно реализуется также по таким направлениям, как реакторная безопасность, транспортировка радиоактивных материалов, обращение с радиоактивными отходами, разработка международной системы ядерной информации, а также сотрудничество в деле оказания помощи развивающимся странам в планировании производства атомной энергии. Тесные связи Евратом имеет также и с Агентством по ядерной энергии (АЯЭ) Организации экономического сотрудничества и развития. В Договоре о создании Евратома говорится об обязанности сотрудничества с ОЭСР наряду с другими европейскими сообществами. Эта деятельность осуществляется в основном в форме совместных проектов и проведении совместных научных симпозиумов.

Следует отметить важную роль Евратома в унификации атомного права, проводимого в рамках Агентства по ядерной энергии (АЯЭ), в результате чего была заключена Парижская конвенция об ответственности за несчастные случаи на предприятиях атомной промышленности и о страховании таких предприятий от подобных случаев (1960 г.).

До недавнего времени сотрудничество Евратома с РФ не носило масштабного характера, оно осуществлялось в основном в форме реализации контрактов на предоставление услуг по обогащению урана (такие контракты были заключены еще СССР практически со всеми западноевропейскими странами, строящими атомные электро­станции). Однако в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ, заключенном в 1994 г., в качестве одного из при­оритетных направлений взаимодействия названо сотрудничество в об­ласти энергетики и безопасности ядерных реакторов. Во исполнение этого документа в 2001 г. были заключены еще два соглашения -о сотрудничестве в области термоядерного синтеза и ядерной без­опасности (в силу не вступили, поскольку стороны еще не урегули­ровали ряд внутренних процедур).

Научные атомные организации. К середине 50-х годов возник­ло осознание того, что ядерная наука не должна замыкаться в сек­ретных лабораториях и что только всестороннее сотрудничество может обеспечить эффективное развитие этой области знаний. Зна­чительная часть важнейших экспериментов в области ядерной фи­зики требует огромных затрат и возможна лишь при высоком уровне развития смежных отраслей науки и промышленности. Это создает подчас непреодолимые трудности даже для развитых государств.

Одним из первых проектов объединения ученых разных стран стало образование Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), Это международная научно-исследовательская организация регионального типа. Расположена на французско-швейцарской грани­це, но формально относится к Швейцарии; штаб-квартира находится в Женеве. Была образована в 1953 г. согласно Конвенции о создании ЦЕРН, которую подписали 12 западноевропейских государств.

Основной целью создания ЦЕРН является сотрудничество евро­пейских стран в области ядерных исследований, имеющих чисто научный характер. В Конвенции особо подчеркивается, что «Органи­зация не будет проводить работ, связанных с исследованиями в военных целях, и результаты экспериментальных и теоретических исследова­ний будут публиковаться и станут широкодоступными» (ст. 2).

Среди главных задач ЦЕРН были названы:

1) обеспечение сотрудничества европейских государств в области фундаментальных исследований в сфере ядерной физики;

2) выполнение научно-исследовательской программы;

3) строительство международной лаборатории для исследования физики высоких энергий и космического излучения;

4) публикация результатов экспериментальных и теоретических работ.

Дополнительные программы осуществляются только с одобрения 2/3 стран-членов ЦЕРН, причем участвовать в них могут также уче­ные из стран, не членов этой Организации. В настоящее время в научных экспериментах в ЦЕРН заняты более 5000 ученых из 40 стран. В большинстве случаев участие ученых финансируется организациями, в которых они постоянно работают. Однако в ряде случаев возможно выделение средств из бюджета ЦЕРН, если ученый не может их получить из других источников.

Высшим органом управления ЦЕРН является Совет, в который входят по два представителя от каждой страны (как правило, ими являются представитель правительства и представитель научных кругов); причем при голосовании каждая страна имеет один голос. Совет назначает на определенный срок Генерального директора, который является высшим административным чиновником ЦЕРН.

Бюджет Организации состоит из взносов входящих в нее стран, причем в основу определения долевого участия кладется их нацио­нальный доход; ввиду такой системы финансирования некоторые страны, являющиеся ее членами, были вынуждены прекратить свое участие из-за невозможности выплачивать столь крупные суммы.

Споры между государствами-членами, которые не могут быть решены в рамках Совета, передаются на рассмотрение Международного Суда ООН, если стороны не изберут иной способ его разрешения.

Наиболее тесно ЦЕРН сотрудничает с Евратомом и ЮНЕСКО.

С нашей страной ЦЕРН сотрудничает с 1967 г. В 1993 г. между РФ и ЦЕРН было заключено Соглашение о дальнейшем сотрудни­честве в области физики высоких энергий, в котором признается взаимный интерес сторон к продолжению и максимальному разви­тию взаимодействия в области осуществления совместных проектов, а также то, что Россия рассматривает возможность участия в ЦЕРН в качестве полноправного участника. Вместе с Соглашением был заключен Протокол об участии России в проекте строительства уникального ускорителя - Большого андронного коллайдера (LHS), который будет запущен в 2007-2008 гг. Согласно этому Протоколу российская сторона обязалась сконструировать и поставить обору­дование на общую сумму около 100 млн. швейц. франков.

Многолетнее и плодотворное сотрудничество связывает ЦЕРН и с другой крупнейшей международной научно-исследовательской орга­низацией - Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ).

Эта организация была создана в 1956 г. по инициативе СССР; она объединила 18 стран, принадлежащих в то время к социалистиче­скому содружеству, с целью сотрудничества в проведении исследований в области ядерной физики в интересах содействия ее использованию в мирных целях. Юридической основой деятельности ОИЯИ являет­ся Соглашение об учреждении ОИЯИ (вступило в силу в 1956 г.), Устав ОИЯИ (в редакции 1992 г.), а также Соглашение между Пра­вительством РФ и ОИЯИ о местопребывании и условиях деятельно­сти ОИЯИ в РФ (вступило в силу в 2000 г.).

ОИЯИ образован в противовес ЦЕРН в годы «холодной войны», однако именно ядерная физика оказалась связующим звеном сотрудничества государств, принадлежащих к разным политическим системам. ЦЕРН и ОИЯИ шесть раз выдвигались на Нобелевскую премию мира.

Местом пребывания ОИЯИ был выбран г. Дубна (Московская область), где находились крупнейшие в то время научно-исследова­тельские учреждения - Институт ядерных проблем и Электрофизи­ческая лаборатория Академии наук СССР (были переданы нашим государством ОИЯИ безвозмездно). В настоящее время в состав ОИЯИ входят семь крупных лабораторий, каждая из которых по масштабу и объему исследований сопоставима с большим институтом.

ОИЯИ в соответствии со статусом межправительственной орга­низации обладает международной правосубъектностью, в частности имеет право заключать международные соглашения и иметь наблю­дателей при других международных организациях, деятельность которых соответствует его уставным целям.

В соответствии с Уставом ОИЯИ осуществляет следующие задачи:

- проводит теоретические и экспериментальные исследования по принятым научным направлениям своей деятельности (основными областями исследований Института являются физика элементарных частиц и атомного ядра и физика конденсированного состояния вещества с использованием ядерно-физических методов);

- организует обмен опытом в проведении научных исследований, а также информацией, полученной в результате этих исследований, путем публикации научных работ, проведения конференций, симпо­зиумов, организации стажировок и т.д.;

- содействует всестороннему развитию теоретических способно­стей научных сотрудников Института созданием благоприятных ус­ловий для повышения их профессионального уровня;

- налаживает связи и поддерживает контакты с другими нацио­нальными и международными научными учреждениями и организа­циями в целях координации деятельности и организации взаимо­выгодного сотрудничества;

- использует результаты научных исследований, имеющих при­кладной характер, путем их внедрения в промышленные, медицинские и иные технические разработки для обеспечения дополнительных источников финансирования фундаментальных исследований.

Деятельность ОИЯИ осуществляется в соответствии с общеприз­нанными принципами и нормами международного права (ст. 3 Ус­тава). Результаты научных исследований, полученные в ОИЯИ, могут быть использованы только в мирных целях на благо всего человече­ства.

Интересен порядок финансирования ОИЯИ: так, согласно ст. 12 Устава размеры взносов членов ОИЯИ устанавливаются на основе специальной шкалы, которая должна отражать реальное участие каждого члена Института в его деятельности. В счет уплаты взносов может засчитываться стоимость поставок оборудования, приборов, материалов, услуг и отдельных работ по заказам Института.

Высшим органом ОИЯИ является Комитет полномочных предста­вителей правительств государств-членов Института. Каждый член Института имеет одного представителя в Комитете полномочных представителей.

Участие в деятельности ОИЯИ осуществляется в различных фор­мах: на основе членства, а также двусторонних и многосторонних соглашений об участии в выполнении отдельных научных программ.

Штаты сотрудников ОИЯИ комплектуются из числа граждан государств-членов. В их числе ученые, командированные на срок не менее года. Права и обязанности всех сотрудников Института изло­жены в Положении о персонале ОИЯИ.

В 2003 г. на прошедшем заседании Комитета полномочных пред­ставителей стран-членов ОИЯИ был впервые принят долгосрочный, на семь лет, план перспективных исследований.

Наши рекомендации