Европейские атомные организации
В настоящее время европейская атомная энергетика как один из основных источников энергии имеет важное значение. В европейских странах и странах-членах СНГ действует 221 АЭС, что составляет более половины общемирового количества. В ряде стран доля ядерной энергетики достигает довольно высокого показателя (во Франции и Литве - более 75%, в Бельгии - 55%, в Швеции - 46%, в России - примерно 14%). Однако долгосрочные прогнозы развития атомной энергетики в Европе, так же как и в мире в целом, весьма противоречивы, что отражает отношение к ней общественности и политическую конъюнктуру.
Главным условием функционирования атомной энергетики является высокий уровень безопасности и надежности. Атомная энергетика при нормальной эксплуатации отвечает нормативным требованиям по охране окружающей среды и имеет преимущества по всем значимым показателям по энергетике на органическом топливе.
Специфика атомной отрасли требует централизованных форм управления. К ним, в частности, относятся: проведение единой государственной политики в области использования ядерной энергии, управление государственной собственностью, к которой законодательством большинства стран отнесены все ядерные материалы, ядерные установки и пункты хранения радиоактивных отходов, и, наконец, самое важное - обеспечение радиационной безопасности соответствующих объектов промышленности. Для стран-членов ЕС характерна передача ряда функций по управлению атомной промышленностью Европейскому сообществу по атомной энергии (Евратом). В этой области директивы Евратома являются для них обязательными.
Ядерная энергетика в странах Европы охватывает все этапы топливного цикла, начиная с добычи и переработки сырья, производства топлива, эксплуатации энергетических реакторов и заканчивая регенерацией ядерного топлива, причем технологией последнего цикла владеют только три страны в мире: Франция, Великобритания (они и контролируют всю переработку отработавшего ядерного топлива -ОЯТ) и Россия.
Помимо Европейского сообщества по атомной энергии, в Европе действуют и другие международные атомные организации. К ним относятся: Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН) и Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) - международные научные организации. Однако их компетенция ограничена: в их задачу входят главным образом совместное проведение теоретических и экспериментальных исследований в области ядерной физики. Эти организации не вправе принимать каких-то общих правил, обязательных для государств.
Евратом. Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) - это международная региональная организация, объединяющая 12 западноевропейских государств с целью сотрудничества в области атомной промышленности.
В 1955 г. правительства стран Бенилюкса представили правительствам трех других стран-членов ЕОУС меморандум, в котором наряду с идеей создания Общего рынка было высказано предложение о сотрудничестве в использовании ядерной энергии в мирных целях. Потребность в таком сотрудничестве была вызвана недостаточным развитием ядерных исследований и технологий в регионе, а также возможной нехваткой энергии в будущем. Этот меморандум был рассмотрен на встрече представителей шести государств-членов ЕОУС (на тот момент ими являлись Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция), на которой наряду с принятием резолюции о создании Общего рынка был проработан вопрос об интеграции западноевропейской атомной промышленности. 25 марта 1957 г. были подписаны Договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые вступили в силу 1 января 1958 г.
Договор о создании Евратома представляет собой документ, состоящий из 225 статей, 5 приложений и дополнительного протокола. Этот договор был изменен и дополнен заключенным в 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) Договором о Европейском Союзе, в результате чего произошло слияние высших органов ЕЭС, ЕОУС и Евратома. Согласно ст. 3 Договора о Европейском Союзе «в Союзе действует единая институционная структура». Таким образом, при осуществлении деятельности в рамках каждого из Сообществ решения должны приниматься одними и теми же «институтами» - Советом, Комиссией, Европейским парламентом, Судом, Счетной палатой в соответствии с их компетенцией.
Исполнительные органы Евратома находятся в г. Брюсселе (Бельгия). Согласно ст. 1 Договора, основная задача Евратома состоит в том, чтобы путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами. Следовательно, деятельность Евратома охватывает только мирное использование атомной энергии; государства-члены ЕС и Евратома, обладающие собственным ядерным оружием (Великобритания и Франция), осуществляют свои военные программы самостоятельно.
В целях реализации этой задачи Евратом уполномочен осуществлять ряд функций.
1. Развитие научных исследований и распространение технической информации (ст. 4-29). Комиссии Евратома (в настоящее время -единой Комиссии Европейских сообществ) поручено содействовать ядерным исследованиям, облегчать их осуществление в государствах-членах и дополнять их путем выполнения научно-исследовательской и учебной программы Сообщества. Компетенция Комиссии в этой сфере определена в Приложении 1 к Договору о Евратоме. Это, в частности, исследование исходных материалов (атомного сырья), работа в области теоретической и прикладной ядерной физики, в сфере физико-химии реакторов, исследования в области применения радиоактивных элементов, изучение воздействия радиоактивных элементов на живые организмы, конструирование оборудования, изучение экономических аспектов производства атомной энергии. Для обеспечения выполнения программ научных исследований в рамках Договора о Евратоме был создан Объединенный центр ядерных исследований (ОЦЯИ), который объединил на основе специального соглашения правительств стран-членов Сообщества ряд национальных исследовательских лабораторий - Центр ядерных исследований в Испре (Италия), Общий центр ядерных исследований в Петтене (Нидерланды), Институт трансурановых элементов в Карлсруэ (ФРГ) и др.
2. Разработка единых норм безопасности для защиты здоровья людей, работающих в области использования атомной энергии, и всего населения и контроль за их исполнением (ст. 30-39). Каждое государство-член Евратома обязано проводить постоянную проверку уровня радиоактивности атмосферы, вод и земли, а также соблюдать нормы безопасности. Комиссии предоставлено право доступа к установкам государств-членов для проверки уровня радиоактивности и соблюдения указанных норм, а также в неотложных случаях - право направлять им директивы с требованием применить необходимые средства для предотвращения нарушений норм безопасности. Если директивы Комиссии не будут выполнены в назначенный срок, то последняя вправе передать дело в Суд Европейских сообществ.
3. Координирование промышленных капиталовложений и создание совместных предприятий (ст. 40-51). Для поощрения инициативы отдельных лиц и предприятий с целью привлечения инвестиций в атомную промышленность Комиссия периодически публикует программы, касающиеся, в частности, целей производства ядерной энергии и необходимые для их реализации размеры капиталовложений. Инициатива создания совместных предприятий принадлежит Комиссии, тогда как право принятия решения по данному вопросу принадлежит Совету Евратома, что, очевидно, свидетельствует об экономической и политической важности подобного решения. В соответствии со ст. 49 каждое совместное предприятие является юридическим лицом, которое пользуется максимальной правоспособностью, предоставляемой юридическим лицам соответствующим национальным законодательством. Несмотря на то что именно Договор наделяет предприятие правосубъектностью, устав предприятия может содержать дополнительные отсылки к национальному законодательству.
4. Контроль за регулярным и справедливым снабжением рудой и ядерным топливом всех, кто использует их в рамках Сообщества (ст. 52-76). В сфере снабжения соответствующим сырьем и материалами Евратом обладает своеобразной монополией в рамках ЕС. Для осуществления этой деятельности под контролем Комиссии создано Агентство по снабжению, которое обладает правом выбора руд, сырья и специальных расщепляющихся материалов, произведенных на территории государств-членов, а также исключительным правом заключать контракты на поставку руд, сырья и специальных расщепляющихся материалов, приобретаемых вне Сообщества.
5. Надлежащий контроль за использованием ядерных материалов только в тех целях, для которых они предназначены (ст. 77-85). Речь идет о так называемых гарантиях Евратома, сутью которых является обеспечение невозможности использования радиоактивных руд, сырья и специальных расщепляющихся материалов на другие Цели, кроме тех, для которых они предназначены. Комиссия может направлять инспекции на территорию государств-членов с целью проверки выполнения последними специальных обязательств по Договору. Причем инспекторам предоставлено право свободного доступа к установкам, даже если операторы установок противятся какой-либо инспекции. Однако справедливости ради следует отметить, что никаких реальных стандартов проведения подобных инспекций принято не было, и в результате основным способом осуществления гарантий Евратома являлась проверка эксплуатационных учетных документов, представляемых на рассмотрение Комиссии потребителями ядерных материалов. Однако в связи с возможным вступлением в ЕС новых членов весьма вероятно, что система контроля в рамках Евратома станет реально функционировать.
6. Осуществление права собственности в отношении специальных расщепляющихся материалов (ст. 86-91). Право собственности Сообщества распространяется на все материалы такого рода, произведенные или импортированные каким-либо государством-членом.
7. Обеспечение создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в атомные отрасли, а также свободного выбора места работы специалистами внутри Сообщества (ст. 92-100). В соответствии с Договором спустя год после его вступления в силу государства-члены должны были отменить в отношениях между собой все таможенные пошлины, а также любые количественные ограничения в отношении экспорта и импорта продуктов, указанные в трех списках, приложенных к Договору.
8. Установление всевозможных связей с другими странами и международными организациями в целях содействия прогрессу в использовании атомной энергии (ст. 101-106). Сообщество может заключать международные договоры с другими странами и международными организациями; государства-члены могут заключать международные соглашения лишь с одобрения Комиссии.
В целом деятельность Евратома носит наднациональный характер: на это указывает, во-первых, возможность осуществления контроля за деятельностью предприятий атомной промышленности, а во-вторых, за Сообществом закреплено право создания совместных предприятий на территории государств-членов без участия их национальных органов.
В Договоре о Евратоме не содержится каких-либо положений об отношениях с ООН, в частности с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), в связи с чем после вступления в силу Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1970 г. возникла проблема согласования систем контроля по нему. Дело в том, что государства-участники Договора, не обладающие ядерным оружием, должны в соответствии с ним принять гарантии Агентства своей мирной ядерной деятельности с целью проверки использования ядерных материалов, предназначенных для такой деятельности, создания ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. В соответствии со ст. 3 ДНЯО, предусматривающей возможность заключения как отдельных, так и коллективных договоров о гарантиях по ДНЯО с МАГАТЭ, в 1972 г. было заключено Соглашение между МАГАТЭ, с одной стороны, и Евратомом, Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ - с другой (по мере вступления новых членов в ЕС они присоединялись также к этому Соглашению). В этом Соглашении Евратом выступил в качестве самостоятельного участника, поскольку в нем четко установлено, подпадает ли тот или иной вопрос под компетенцию Сообщества в целом или отдельного государства.
В соответствии с положениями Соглашения МАГАТЭ осуществляет проверку учетных и отчетных документов Евратома с целью контроля за соблюдением неядерными государствами-участниками Сообщества Договора о нераспространении ядерного оружия. Вместе с тем МАГАТЭ получило право проводить и свои собственные инспекции как в обычных, так и в экстренных случаях без предварительного уведомления соответствующих органов Евратома. Система контроля Евратома приравнивается к национальным системам учета и контроля ядерных материалов. Территории стран-членов Евратома, не обладающих ядерным оружием, рассматриваются с точки зрения применения гарантий Агентством как один район. В Соглашении специально предусмотрено, что «Агентство, Сообщество и государства сотрудничают в той мере, в какой это касается каждой из сторон, с целью содействия осуществлению гарантий и избегают ненужного дублирования в осуществлении гарантий» (ст. 4).
С ядерными державами (Великобританией и Францией) были заключены отдельные трехсторонние соглашения ввиду их особого статуса; кроме того, Франция не является участником ДНЯО, поэтому Соглашение МАГАТЭ - Евратом - Франция распространяется только на ограниченное число материалов.
Однако сотрудничество Евратома с МАГАТЭ не ограничивается осуществлением гарантий; оно реализуется также по таким направлениям, как реакторная безопасность, транспортировка радиоактивных материалов, обращение с радиоактивными отходами, разработка международной системы ядерной информации, а также сотрудничество в деле оказания помощи развивающимся странам в планировании производства атомной энергии. Тесные связи Евратом имеет также и с Агентством по ядерной энергии (АЯЭ) Организации экономического сотрудничества и развития. В Договоре о создании Евратома говорится об обязанности сотрудничества с ОЭСР наряду с другими европейскими сообществами. Эта деятельность осуществляется в основном в форме совместных проектов и проведении совместных научных симпозиумов.
Следует отметить важную роль Евратома в унификации атомного права, проводимого в рамках Агентства по ядерной энергии (АЯЭ), в результате чего была заключена Парижская конвенция об ответственности за несчастные случаи на предприятиях атомной промышленности и о страховании таких предприятий от подобных случаев (1960 г.).
До недавнего времени сотрудничество Евратома с РФ не носило масштабного характера, оно осуществлялось в основном в форме реализации контрактов на предоставление услуг по обогащению урана (такие контракты были заключены еще СССР практически со всеми западноевропейскими странами, строящими атомные электростанции). Однако в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ, заключенном в 1994 г., в качестве одного из приоритетных направлений взаимодействия названо сотрудничество в области энергетики и безопасности ядерных реакторов. Во исполнение этого документа в 2001 г. были заключены еще два соглашения -о сотрудничестве в области термоядерного синтеза и ядерной безопасности (в силу не вступили, поскольку стороны еще не урегулировали ряд внутренних процедур).
Научные атомные организации. К середине 50-х годов возникло осознание того, что ядерная наука не должна замыкаться в секретных лабораториях и что только всестороннее сотрудничество может обеспечить эффективное развитие этой области знаний. Значительная часть важнейших экспериментов в области ядерной физики требует огромных затрат и возможна лишь при высоком уровне развития смежных отраслей науки и промышленности. Это создает подчас непреодолимые трудности даже для развитых государств.
Одним из первых проектов объединения ученых разных стран стало образование Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), Это международная научно-исследовательская организация регионального типа. Расположена на французско-швейцарской границе, но формально относится к Швейцарии; штаб-квартира находится в Женеве. Была образована в 1953 г. согласно Конвенции о создании ЦЕРН, которую подписали 12 западноевропейских государств.
Основной целью создания ЦЕРН является сотрудничество европейских стран в области ядерных исследований, имеющих чисто научный характер. В Конвенции особо подчеркивается, что «Организация не будет проводить работ, связанных с исследованиями в военных целях, и результаты экспериментальных и теоретических исследований будут публиковаться и станут широкодоступными» (ст. 2).
Среди главных задач ЦЕРН были названы:
1) обеспечение сотрудничества европейских государств в области фундаментальных исследований в сфере ядерной физики;
2) выполнение научно-исследовательской программы;
3) строительство международной лаборатории для исследования физики высоких энергий и космического излучения;
4) публикация результатов экспериментальных и теоретических работ.
Дополнительные программы осуществляются только с одобрения 2/3 стран-членов ЦЕРН, причем участвовать в них могут также ученые из стран, не членов этой Организации. В настоящее время в научных экспериментах в ЦЕРН заняты более 5000 ученых из 40 стран. В большинстве случаев участие ученых финансируется организациями, в которых они постоянно работают. Однако в ряде случаев возможно выделение средств из бюджета ЦЕРН, если ученый не может их получить из других источников.
Высшим органом управления ЦЕРН является Совет, в который входят по два представителя от каждой страны (как правило, ими являются представитель правительства и представитель научных кругов); причем при голосовании каждая страна имеет один голос. Совет назначает на определенный срок Генерального директора, который является высшим административным чиновником ЦЕРН.
Бюджет Организации состоит из взносов входящих в нее стран, причем в основу определения долевого участия кладется их национальный доход; ввиду такой системы финансирования некоторые страны, являющиеся ее членами, были вынуждены прекратить свое участие из-за невозможности выплачивать столь крупные суммы.
Споры между государствами-членами, которые не могут быть решены в рамках Совета, передаются на рассмотрение Международного Суда ООН, если стороны не изберут иной способ его разрешения.
Наиболее тесно ЦЕРН сотрудничает с Евратомом и ЮНЕСКО.
С нашей страной ЦЕРН сотрудничает с 1967 г. В 1993 г. между РФ и ЦЕРН было заключено Соглашение о дальнейшем сотрудничестве в области физики высоких энергий, в котором признается взаимный интерес сторон к продолжению и максимальному развитию взаимодействия в области осуществления совместных проектов, а также то, что Россия рассматривает возможность участия в ЦЕРН в качестве полноправного участника. Вместе с Соглашением был заключен Протокол об участии России в проекте строительства уникального ускорителя - Большого андронного коллайдера (LHS), который будет запущен в 2007-2008 гг. Согласно этому Протоколу российская сторона обязалась сконструировать и поставить оборудование на общую сумму около 100 млн. швейц. франков.
Многолетнее и плодотворное сотрудничество связывает ЦЕРН и с другой крупнейшей международной научно-исследовательской организацией - Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ).
Эта организация была создана в 1956 г. по инициативе СССР; она объединила 18 стран, принадлежащих в то время к социалистическому содружеству, с целью сотрудничества в проведении исследований в области ядерной физики в интересах содействия ее использованию в мирных целях. Юридической основой деятельности ОИЯИ является Соглашение об учреждении ОИЯИ (вступило в силу в 1956 г.), Устав ОИЯИ (в редакции 1992 г.), а также Соглашение между Правительством РФ и ОИЯИ о местопребывании и условиях деятельности ОИЯИ в РФ (вступило в силу в 2000 г.).
ОИЯИ образован в противовес ЦЕРН в годы «холодной войны», однако именно ядерная физика оказалась связующим звеном сотрудничества государств, принадлежащих к разным политическим системам. ЦЕРН и ОИЯИ шесть раз выдвигались на Нобелевскую премию мира.
Местом пребывания ОИЯИ был выбран г. Дубна (Московская область), где находились крупнейшие в то время научно-исследовательские учреждения - Институт ядерных проблем и Электрофизическая лаборатория Академии наук СССР (были переданы нашим государством ОИЯИ безвозмездно). В настоящее время в состав ОИЯИ входят семь крупных лабораторий, каждая из которых по масштабу и объему исследований сопоставима с большим институтом.
ОИЯИ в соответствии со статусом межправительственной организации обладает международной правосубъектностью, в частности имеет право заключать международные соглашения и иметь наблюдателей при других международных организациях, деятельность которых соответствует его уставным целям.
В соответствии с Уставом ОИЯИ осуществляет следующие задачи:
- проводит теоретические и экспериментальные исследования по принятым научным направлениям своей деятельности (основными областями исследований Института являются физика элементарных частиц и атомного ядра и физика конденсированного состояния вещества с использованием ядерно-физических методов);
- организует обмен опытом в проведении научных исследований, а также информацией, полученной в результате этих исследований, путем публикации научных работ, проведения конференций, симпозиумов, организации стажировок и т.д.;
- содействует всестороннему развитию теоретических способностей научных сотрудников Института созданием благоприятных условий для повышения их профессионального уровня;
- налаживает связи и поддерживает контакты с другими национальными и международными научными учреждениями и организациями в целях координации деятельности и организации взаимовыгодного сотрудничества;
- использует результаты научных исследований, имеющих прикладной характер, путем их внедрения в промышленные, медицинские и иные технические разработки для обеспечения дополнительных источников финансирования фундаментальных исследований.
Деятельность ОИЯИ осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 3 Устава). Результаты научных исследований, полученные в ОИЯИ, могут быть использованы только в мирных целях на благо всего человечества.
Интересен порядок финансирования ОИЯИ: так, согласно ст. 12 Устава размеры взносов членов ОИЯИ устанавливаются на основе специальной шкалы, которая должна отражать реальное участие каждого члена Института в его деятельности. В счет уплаты взносов может засчитываться стоимость поставок оборудования, приборов, материалов, услуг и отдельных работ по заказам Института.
Высшим органом ОИЯИ является Комитет полномочных представителей правительств государств-членов Института. Каждый член Института имеет одного представителя в Комитете полномочных представителей.
Участие в деятельности ОИЯИ осуществляется в различных формах: на основе членства, а также двусторонних и многосторонних соглашений об участии в выполнении отдельных научных программ.
Штаты сотрудников ОИЯИ комплектуются из числа граждан государств-членов. В их числе ученые, командированные на срок не менее года. Права и обязанности всех сотрудников Института изложены в Положении о персонале ОИЯИ.
В 2003 г. на прошедшем заседании Комитета полномочных представителей стран-членов ОИЯИ был впервые принят долгосрочный, на семь лет, план перспективных исследований.