Социальное страхование рф. Обязательное социальное страхование
Одним из главных направлений социальных реформ в России является переход от государственного социального обеспечения к смешанной системе страхования от социальных рисков. Формирование рыночной экономики в условиях кризиса госбюджетной системы социального обеспечения и здравоохранения в России потребовало, во-первых, сохранения пенсий, пособий и других гарантий социального обеспечения населения в условиях рынка и высокой инфляции. Во-вторых, возникновение рынка труда и безработицы является основанием для создания системы социальной защиты от безработицы. Поскольку данные потребности граждан обусловлены наличием социальных рисков, оптимальной формой их удовлетворения является механизм социального страхования.
Появление системы социального страхования в России связано с принятием новых законов "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1990 г.), "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г.), "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1991 г.), а также Указов Президента РФ о Фонде социального страхования в Российской Федерации, о негосударственных пенсионных фондах и Постановлений Правительства РФ о государственных внебюджетных социальных фондах, утвердившие новые положения о них. Новый пенсионный закон утвердил единую федеральную пенсионную систему, включающую следующие виды трудовых пенсий: по возрасту, по нетрудоспособности, в случае потери кормильца, за выслугу лет в отдельных отраслях с тяжелыми, вредными и связанными с профессиональным риском условиями труда. Пенсия по возрасту устанавливается:
· для мужчин — в,возрасте 60 лет с общим трудовым стажем 25 лет;
· для женщин — в возрасте 55 лет с общим трудовым стажем 20 лет.
Данная пенсия устанавливается на уровне 55% от зарплаты плюс 1% за каждый год общего стажа свыше 25 лет (для мужчин) и свыше 20 лет (для женщин). Уровень такой пенсии не может быть выше 75% заработка. Минимальный уровень данной пенсии равен минимальной заработной плате. Максимальный уровень пенсии по возрасту равен трем минимальным пенсиям, а для пенсий, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда, — 3,5 минимальным пенсиям. Согласно закону, работающий пенсионер в России получает полную государственную пенсию, но досрочная пенсия, установленная для безработных граждан, не выплачивается им в случае трудоустройства.
Пенсия по нетрудоспособности устанавливается для инвалидов первой и второй групп на уровне 75%, третьей группы — 30% от заработной платы. Среднемесячная заработная плата работника для исчисления пенсий в России равна его заработку в течение 24 последних месяцев работы.
Социальная пенсия в новом пенсионном законе устанавливается:
· для инвалидов первой-третьей групп, включая детей-инвалидов в возрасте до 16 лет;
· для детей, потерявших своих родителей;
· ( социальное страхование москва. государственное социальное страхование. социальное страхование россии. виды социального страхования.)
· для граждан в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), которые не имеют права на трудовую пенсию.
Согласно Закону, все пенсии должны индексироваться не реже, чем каждые три месяца, в зависимости от уровня инфляции. Источниками финансирования пенсий, согласно Закону, являются Пенсионный фонд РФ, который аккумулирует страховые взносы работодателей и работников, а также субсидии из Федерального бюджета.
В период высокой инфляции в стране для поддержания уровня минимальных пенсий использовался механизм компенсации (в одинаковом или дифференцированном размере), а для сохранения зависимости пенсии от предыдущего заработка — механизм их линейной индексации в соответствии с индексом роста потребительских цен.
Ставки страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие государственные фонды социального страхования РФ устанавливаются Российским Парламентом. Федеральный бюджет перечисляет в Пенсионный фонд РФ платежи для выплаты пенсий военнослужащим, их семьям и социальных пенсий.
Следующий новый закон, связанный с развитием социального страхования в РФ, — закон "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г.). Он определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы для граждан России. Согласно этому закону, безработные — это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные государственной службой занятости с целью поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Государственная политика в Российской Федерации направлена на реализацию прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственные гарантии для безработных граждан включают:
· бесплатные профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости, выплату стипендий в данный период;
· компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
· выплату пособия по безработице;
· возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах;
· бесплатные медицинское обслуживание и освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение, оплату периода временной нетрудоспособности за счет средств Фонда занятости не свыше 30 календарных дней в течение года безработицы или всего периода обучения в размере пособия или стипендии.
Согласно закону, с целью реализации политики занятости государство осуществляет меры в области финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, правовое регулирование занятости, формирование службы занятости и Государственного фонда занятости населения РФ. Новый закон о занятости позволяет образовывать негосударственные институты помощи в трудоустройстве граждан на лицензионной основе.
По новому закону о занятости, Государственный фонд занятости населения РФ является внебюджетным федеральным фондом, образованным с целью финансирования государственной политики занятости и не являющимся юридическим лицом. Государственная служба занятости управляет и распоряжается средствами данного фонда.
Все виды пособий и других платежей безработным должны индексироваться согласно закону. Стипендии, выплачиваемые гражданам во время профессиональной подготовки, переподготовки по направлению службы занятости, устанавливаются в следующем порядке:
· для граждан, уволенных в течение года до начала безработицы и проработавших в этот период не менее 26 недель — 75% от средней зарплаты за 3 месяца на последнем рабочем месте;
· для граждан, потерявших работу в результате производственной травмы или профессионального заболевания, — на уровне 100% средней зарплаты за последние 3 месяца (за счет средств работодателя);
· для остальных граждан — на уровне государственной стипендии в образовательных учреждениях соответствующего профиля.
Уровень пособия по безработице определяется в процентах к средней зарплате в течение 3 последних месяцев, если безработный гражданин имел оплачиваемую работу в течение 26 недель за последние 12 месяцев до наступления безработицы. В других случаях пособие по безработице равно минимальной заработной плате. При наличии иждивенцев размер пособия увеличивается на 50% минимальной оплаты труда на каждого из них.
Период выплаты пособия по безработице не может быть выше 12 месяцев в сумме за последние 18 месяцев. Пособие по безработице выплачивается гражданам, трудовой стаж которых дает им право на получение пенсии по старости, не более 24 месяцев. Пособие по безработице выплачивается в следующем размере:
· первые 3 месяца — 75% от среднемесячного заработка за 3 месяца на последнем рабочем месте;
· последующие 4 месяца — 60% средней зарплаты на последнем рабочем месте;
· далее — 45% среднего заработка, но в любом случае не меньше, чем минимальная зарплата в РФ и не более, чем средняя зарплата в соответствующем регионе страны.
Закон предполагает, что безработные граждане, которые имеют трудовой стаж, дающий право на получение полной пенсии по возрасту, могут выйти на пенсию досрочно по предложению государственной службы занятости, но не ранее, чем за 2 года до назначения полной пенсии.
В законе установлено, что члены семьи безработного (его иждивенцы) и граждане, потерявшие право на получение пособий по безработице, могут получать социальную помощь (финансовую и натуральную). В законе предусмотрено, что граждане РФ могут заключать соглашения на добровольное страхование от безработицы со страховыми организациями.
Следующий новый страховой закон, связанный с реформой здравоохранения в РФ, — закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1991 г.). Данный Закон обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья в течение переходного периода. Законом введено добровольное медицинское страхование (с 1991 г.) и обязательное медицинское страхование (с 1993 г.) в России. Он ориентирован на переход от государственной бюджетной модели к бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения. Попытки реформирования централизованного государственного здравоохранения в России на принципах децентрализации управления, формирования внутреннего рынка, конкуренции и нормативной экономики в рамках бюджетной системы здравоохранения в стране в 1988-1991 гг. не имели успеха в условиях острого бюджетного кризиса. Новый страховой закон должен помочь здравоохранению РФ преодолеть финансовый кризис и обеспечить его развитие на социально-рыночной основе.
Обязательное медицинское страхование в России является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).
Страхователями в системе обязательного медицинского страхования являются:
· для неработающего населения — государство и местные власти;
· для работающего населения — предприятия и организации (работодатели).
Страховщики, медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи в системе медицинского страхования должны иметь лицензию. Согласно закону, граждане России имеют право на:
· обязательное и добровольное медицинское страхование;
· выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача;
· право на медицинскую помощь на всей территории России;
· на предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.
Смешанная система здравоохранения в РФ, согласно закону, включает следующие составляющие:
· государственная и муниципальная системы медицинского обслуживания;
· государственная система обязательного медицинского страхования;
· негосударственные медицинские учреждения и страховые компании, частнопрактикующие врачи.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:
· финансирования целевых программ (федеральных, региональных, местных);
· обеспечения профессионального образования медицинского персонала;
· финансирования исследовательских программ и проектов;
· развития материально-технической базы медицинских учреждений;
· субсидий регионам на улучшение условий медицинского обслуживания;
· оплаты катастрофических медицинских расходов;
· финансирования медицинской помощи при социально значимых заболеваниях;
· медицинской помощи в случаях массовых заболеваний, в регионах, где происходят чрезвычайные ситуации и катастрофы.
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования образуются за счет страховых медицинских взносов и бюджетных субсидий. Закон определил, что для реализации государственной политики обязательного медицинского страхования образуются Федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования как автономные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды не уплачивают налогов по доходам с основной деятельности.
Новый закон стимулирует развитие деятельности медицинских страховых организаций различных организационно-правовых форм с 1991 г. В 1992 г. в России действовало 579 страховых медицинских компаний, 448 из них находились в региональных центрах, 131 — в Москве. Страховые медицинские компании имеют право заниматься обязательным и добровольным медицинским страхованием, исключая другие виды страхования. В соответствии с Законом, государственные органы управления медицинским обслуживанием и медицинские учреждения не имеют права учреждать страховые медицинские компании. Это связано с идеей независимости системы медицинского страхования от государственной бюрократии и медицины. Страховые медицинские компании обязаны осуществлять обязательное медицинское страхование на некоммерческой основе. Добровольное медицинское страхование в России сегодня является формой предпринимательской деятельности. Таким образом, статус страховых медицинских организаций в России противоречив: коммерческий и некоммерческий одновременно.
Контроль за деятельностью страховых медицинских компаний осуществляется государственными органами по контролю за страховой деятельностью в составе Минфина РФ, которые выдают лицензии на деятельность в области медицинского страхования. Закон разрешает деятельность негосударственных медицинских учреждений, которые обязаны иметь лицензию. Новый страховой закон вводит механизм аккредитации всех медицинских учреждений. Последняя является формой контроля за их соответствием установленным профессиональным медицинским стандартам. Но в кризисный период развития российской экономики и здравоохранения с дефицитом многих лекарственных препаратов идея аккредитации труднореализуема.
Обязательное медицинское страхование в России реализуется на основе разработки федеральных и региональных программ обязательного медицинского страхования. Базовая программа данного вида страхования разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. На ее основе правительства субъектов федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы. Цены на медицинские услуги в системе медицинского страхования устанавливаются в результате соглашения социальных партнеров: региональных правительств, страховых медицинских организаций и профессиональных медицинских ассоциаций. Медицинские учреждения, которые работают в системе обязательного медицинского страхования, согласно Закону, не платят налоги со своих доходов.
На основе нового социального законодательства Правительство РФ разработало и утвердило новые Положения о государственных внебюджетных фондах социального страхования. Кроме того, бывший бюджетный Фонд социального страхования, находившийся в распоряжении профсоюзов, также перешел в разряд внебюджетных фондов, подчиненных Правительству России. Основанием явилось возникновение множества новых независимых профсоюзов в России и острая борьба между ними за контроль над средствами Фонда социального страхования РФ, а также неперечисление отдельными профсоюзами взносов в данный фонд, что привело к переподчинению его Правительству РФ при участии российских профсоюзов в управлении его деятельностью.
Общий размер страховых платежей в государственные внебюджетные фонды социального страхования в России до 1996 года составлял 40% к фонду оплаты труда в народном хозяйстве.
Страховые платежи в государственные внебюджетные социальные фонды первоначально взимались со всех видов оплаты труда, за исключением единовременных и компенсационных выплат работникам, что в целом ряде случаев вело к росту социальных выплат на предприятиях с целью сокращения налогооблагаемой базы (фонда оплаты труда) и уменьшения налоговых платежей государству.