Основные формы социального обеспечения населения, их характеристика
В мировой практике сложились и являются выверенными следующие основные формы (институты социальной защиты населения):
социальное страхование (с публично-правовым статусом);
социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами;
частная страховая инициатива;
социальные услуги, оказываемые предприятиями.
В странах с развитой и социально ориентированной рыночной экономикой каждая из этих четырех форм социальной защиты играет вполне определенную роль. Различен их удельный вес, круг защищаемых, финансовые источники, правовой статус организующих и управляющих органов.
Социальное страхование представляет собой основной, базовый институт социальной защиты работающего населения в странах с рыночной экономикой. Его предназначение состоит в выполнении одной из центральных функций общественного производства - воспроизводственной - в сфере трудовых отношений, выполнение которой реализуется с помощью формирования и распределения страховых ресурсов для защиты работников от массовых видов социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) или места работы (безработица) 22.
Высокая эффективность социального страхования объясняется его способностью решать крупные социально-экономические задачи национального масштаба: обеспечивать для работников, попавших в трудную жизненную ситуацию и лишившихся при этом источника дохода, компенсационные выплаты в виде пособий и пенсий, размеры которых, как правило, соизмеримы с заработной платой, а также предоставлять им качественную и всестороннюю медицинскую помощь.
Социальная помощь: сущность и виды.Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Согласно статье 1 названного закона, государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Под социальным пособием понимают безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов; под субсидией — имеющую целевое назначение оплату предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг; под компенсацией — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Федеральное законодательство предусматривает три вида социальной помощи, предоставление которых связано с доходами семьи:
- собственно «государственная социальная помощь» (Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 г);
- ежемесячное пособие на ребенка (Федеральный Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»);
- жилищные субсидии (Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»).
Первый вид социальной помощи предназначен малоимущим гражданам для решения конкретных проблем домохозяйств, порожденных низкими доходами. Граждане с доходами ниже прожиточного минимума в субъекте Федерации имеют право на материальную помощь в пределах разницы между этим минимумом и фактическим душевым доходом. Помощь может быть оказана деньгами или натуральными благами на срок не менее трех месяцев.
Второй вид является самым унифицированным видом адресной помощи. Его «адресаты» - семьи с детьми до 16 лет (учащиеся — до 18 лет) с душевым доходом в пределах прожиточного минимума в субъекте Федерации. Денежные выплаты на каждого ребенка производятся ежемесячно по разработанным по регионам ставкам. Основанием для их прекращения служит повышение доходного статуса семьи.
Компенсации (субсидии) на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг позволяют поддерживать бюджеты домохозяйств путем предоставления соответствующих скидок. Право на компенсацию имеют домохозяйства с душевым доходом ниже прожиточного минимума, чьи фактические расходы — в рамках социальных норм жилья и потребление ЖКУ - превышают нормативные суммы. Последние определяются на основе предельно допустимой доли жилищных расходов в совокупном семейном доходе.
Во всех случаях объем помощи зависит от среднедушевого дохода и прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина.
Прожиточный минимум включает в себя стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъектов Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.
Государственная социальная помощь подразделяется на:
- государственную помощь, оказываемую в виде предоставления гражданам набора социальных услуг;
- государственную социальную помощь, оказываемую за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании государственного стандарта Чувашской Республики «Социальное обслуживание населения в Чувашской Республике», принятого 20 октября 2005 года, к основным видам социальных услуг, предоставляемым Центрами социального обслуживания, отнесены:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов клиентов.