В. Фикции в праве: нормы или прием юридической техники
Баранов
Существует 2 точки зрения на понятие «фикция»:
1) фикция – прием юридической техники;
2) фикция – типичная правовая норма.
Фикция пришла из РЧП. Курсова разрешает этот вопрос следующим образом. Она выделяет:
1) фикция как прием юридической техники
2) фиктивные нормы (Бабаев)
3) фикции в сфере реализации права.
Ныне фикция понимается в основном как прием юридической техники, состоящей в объявлении несуществующего положения (отношения) существующим (Бабаев, Баранов).
Фикция получила большое распространение в УП (снятие или погашение судимости, признание несуществующей), в ГП (признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим), в СП (изменение даты и места рождения усыновленного ребенка, запись усыновителей в качестве родителей).
Значение фикции как приема юридической техники:
1) конструируемое фикцией положение (отношение) может стать основой для возникновения правоотношения;
2) происходит качественное и количественное упрощение нормативного материала;
3) является способом преодоления неопределенности, например, в ГК если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается неполученной;
4) фикция практически всегда неопровержима – по природе она императивна в отличие от презумпции.
Фикцию как прием юридической техники следует отличать от фиктивности самого права (Бабаев). Фиктивные нормы – нормы, фактически не действующие в силу различных обстоятельств в определенном пространственно-временном отрезке. Это не сущее может стать сущим в иных условиях, обстоятельствах.
Есть также фикции в сфере реализации права. Это негативные явления, противоречащие основам правопорядка и нравственности. Они порождены правовым нигилизмом, несовершенством законодательства, работой ПОО. Они выступают как:
1) акты, поступки (фиктивное банкротство, лжесвидетельство, фиктивная сделка, фальсификация документов)
2) состояния (фиктивный брак)
Поцелуев: фикция – и норма, и прием юридической техники.
56. Проблема закрепления этических норм в праве.
Этика – учение о морали, нравственности.
И нормы права, и нормы морали (этические нормы) являются разновидностями социальных норм, средством регулирования общественных отношений.
Право и мораль имеют тесную связь. Такие русские правоведы, как Соловьев В.С., Ильин И.А. и др., подчеркивали, что право есть минимум нравственности или юридически оформленная мораль.
Ярко связь права и морали, зависимость первого от второго прослеживается в естественно-правовой концепции: здесь право рассматривается как средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества.
Существует 2 подхода к проблеме закрепления этических норм в праве:
1) мораль должна лежать в основе права, и ряд этических норм в силу объективной необходимости должны быть закреплены в нормах права, то есть стать правовыми нормами.
2) не следует смешивать нормы права и нормы морали. Критикуются ситуации, когда нарушение норм морали ведет к юридической ответственности. Моральные, этические требования не должны включаться в н.-п. акты; должны предъявляться только юрид. требования.
Примеры закрепления этических норм в праве:
1) требования к судьям, работникам прокуратуры.
З-н «О статусе судей в РФ»:
- судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
- в числе требований к кандидату на должность судьи – несовершение им порочащих его поступков;
- одно из оснований прекращения полномочий – совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти.
З-н «О прокуратуре РФ»:
- в числе требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей – обладание необходимыми моральными качествами;
- наложение дисциплинарных взысканий (в т.ч. увольнение из органов прокуратуры) за совершение проступков, порочащих честь и достоинство прокурорского работника.
2) Значительное число этических норм закреплено в семейном праве.
Ст.1 СК РФ: семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов …
Ст. 54 СК РФ: каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу…
Ст. 63 СК РФ: родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, фактическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Ст. 80, 87 СК РФ: родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей; трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
3) В трудовом праве основанием для увольнения работника, выполняющего воспитательные функции, является совершение им аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
4) Уголовная ответственность за преступления одновременно является ответственностью за нарушение моральных норм.
5) В гражданском праве: подраздел «Объекты гражданских прав» содержит нормы о защите чести, достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда.
Т.О., этические нормы находят достаточно обширное закрепление в нормах права, что обусловлено их общими чертами как средств социального регулирования и активным взаимодействием. Правовые и этические нормы выступают мерой должных, возможных, поощряемых поступков людей, служат средством гармонизации личных, общественных и государственных интересов, выражают представления о справедливом, разумном и целесообразном.
Следует отметить, что не только мораль оказывает влияние на право, но и наоборот: законодательство может служить средством совершенствования морали. Например, процесс преодоления кровной мести у некоторых народов шел через право. Кровная месть заменялась правом.
Между правом и этическими нормами, однако, могут существовать и противоречия. Не все, что закреплено нормами права одобряется моралью. Этические и правовые требования порой противостоят друг другу. Например, во многих странах мира существует смертная казнь; матери, не желающие воспитывать детей могут оставить их в роддоме (законом это не запрещено).