Государственное устройство и его формы, формы правления, политический режим
Форма государства это строй жизни и живая организация народа (И.А. Ильин), способ организации и осуществления государственной власти.
Форма государства имеет три выражения:
1) Форма правления.
2) Форма политико-административного устройства.
3) Политический режим.
3.1.Форма правления – это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании.
Среди современных форм правления выделяются монархия и республика. Принципиальное различие - в способах формирования институтов высшей власти.
Монархия - власть наследственная, единоличная и бессрочная (пожизненная); республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу. Монархиями являются четвертая часть государств Земли, что свидетельствует о сохранении монархического сознания, уважения к традициям. Вместе с тем, большинству современных людей свойственны рационалистическое сознание и приверженность республике.
Республика (от лат. Res publika - дело общественное) - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).
К характерным признакам следует отнести следующее:
· широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов;
· участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов - всенародных опросов, выявляющих мнение народа путем голосования при обсуждении особо важных вопросов общественной и государственной жизни;
· разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольной функциями;
· избрание высших должностных лиц на определенный срок, осуществление ими власти от имени (по поручительству, мандату) народа;
· наличие конституции и законов, утверждающих основы (принципы) государственного и общественного устройства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан.
Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления: парламентскую, президентскую и смешанную парламентско-президентскую. Вид республики определяется тем, кто реально влияет на исполнительную власть.
- Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.
· Парламент формирует правительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия. Доверие парламента - обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическая ответственность правительства только перед парламентом.
· Глава правительства назначается парламентом (как правило, это лидер победившей на парламентских выборах и ставшей правящей партии).
· Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций, в результате контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями. Если влиятельных партий немного, то исполнительная власть приобретает высокую степень стабильности и способности к принятию управленческих решений. Многопартийная система может способствовать дестабилизации, частой смене правительства, министерской чехарде.
· Существует дуализм исполнительной власти: наряду с правительством, постом премьер-министра сохраняется пост главы государства - президента или монарха.
· Президент в парламентской республике – «слабый», он избирается парламентом, а не всенародно. Он усваивает функции монарха: царствует, но не правит.
· Парламент является единственным органом, непосредственно легитимированным народом.
· Чтобы не допустить сверхконцентрации власти парламента, конституцией предусматривается механизм сдерживания и контроля его со стороны главы государства (президента или монарха), его право на роспуск парламента (или одной из его палат) в целях проведения новых выборов.
Политологи насчитывают в числе развитых стран 13 парламентских республик, в основном в Западной Европе и на территориях бывшей Британской империи (Австрия, Германия, Италия и др.).
2. Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закреплена в Конституции 1787 г. Широкое распространение получила в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и т.д.). Политологи насчитывают около 70 президентских государств. Признаки президентской республики:
· Президент и парламент в равной степени легитимированы народом. Президент – «сильный», избран народом и к нему может апеллировать в случае конфликта с парламентом.
· Президент одновременно является главой государства и главой правительства, значит, отсутствует дуализм исполнительной власти.
· Президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров.
· Парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия.
· Чтобы не допустить сверх концентрации власти у президента, конституцией предусматривается механизм сдержек и противовесов его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент президента.
- Смешанная форма президентского и парламентского способов правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства и сбалансирование властных полномочий президента и парламента. Используется как в странах с устойчивой демократией (Франция), так и в республиках, создающих новую государственность и стремящихся учесть недостатки и адаптировать преимущества той и другой формы правления.
Для нее характерны следующие отличительные признаки:
· Президент и парламент в равной степени легитимированы народом.
· Оба института участвуют и в формировании, и в отстранении правительства. Правительство, таким образом, несет «двойную» ответственность.
· Парламент может выразить недоверие правительству (его главе, продолжающему исполнять обязанности до решения президента).
· Очевидно большое значение политического фона для стабильности правительства. Многопартийная система, разногласия между фракциями в парламенте затрудняют работу правительства и вынуждают его обращаться за поддержкой к президенту.
· Предусматривается механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной власти: президент имеет право вето на законы, принимаемые представительной палатой, и право роспуска палат, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента в случаях, предусмотренных конституцией.
Исследователи насчитывают не менее 20 государств со смешанной формой правления на территории Восточной Европы и бывшего СССР.
Выбор формы правления осуществляется народом путем принятия конституции или одобрения ее основополагающих принципов на конституционных референдумах или учредительных (конституционных) собраниях, съездах. При этом определяющее влияние на решение народа оказывают культурные, правовые, политические традиции, конкретно-исторические условия, а зачастую и чисто субъективные факторы.