Сохранение территориальной целостности России
Это стало третьей приоритетной задачей нынешнего руководства страны.
В 1991 г., стремясь во взаимной борьбе опереться на автономные образования, М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин сделали угрозу распада России реальной. Один - обещанием вывести автономии на непосредственное подписание нового союзного договора, другой - призывом <брать на себя столько суверенитета>, сколько они могут <унести>. В результате все республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными республиками. Некоторые из них попытались взять курс на постепенный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской республики прервало все связи с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет.
В основе этого процесса лежала та же самая причина, которая предопределила крушение СССР - дальнейшее региональное дробление номенклатуры, на сей раз на российском уровне, желание местных правящих элит вырваться из подчинения центру, стесняющего их самостоятельность.
Политика центральных властей по этому ключевому для судьбы единой России вопросу не отличалась последовательностью. С одной стороны, отдельные представители ельцинской администрации явно поощряли республиканский сепаратизм.
Так, один из советников Президента заявлял, что <полные суверенитеты> всех народов бывшего СССР - <неизбежный этап>, а в перспективе обретенная ими суверенная государственность станет <новой формой конфедерации, какая создается в Европе>.
С другой стороны, имели место попытки приглушить сепаратизм руководства республик путем их щедрого финансирования из федеральных фондов, без учета нужд остальных регионов России. Вот лишь один красноречивый пример: Республике Коми в 1992 г. было выделено субсидий на сумму в 104 млрд рублей, в то время как Тульской области - всего на 7 млрд рублей!
Подобная политика пробудила сепаратистские настроения в областях и краях, населенных преимущественно русскими. Там начали возникать региональные объединения, с тем чтобы защитить собственные интересы, ущемляемые центром (<Сибирское соглашение>, <Великая Волга> и др.).
Наряду с принятием новой Конституции на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации и были обозначены границы государства. Чечня наотрез отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994 г., оговорив в специальном <договоре о разграничении полномочий> с Центром особые условия пребывания в федерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны со многими другими республиками, краями и областями РФ. Однако они не решили всех проблем взаимоотношений Центра с субъектами федерации. Достаточно сказать, что до сего времени Конституции и Конституционные акты 21-го субъекта федерации содержат нормы, противоречащие букве и духу российской Конституции.
Тем временем огонь межнациональных конфликтов перебросился через Кавказский хребет на территорию России. Вначале это привело к разделению на две части единой Чечено-Ингушской республики, затем - к кровавым столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения враждующих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми центральным правительством.
11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта РФ вошли федеральные войска для наведения там <конституционного порядка>.
Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 тыс. военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. Чеченская драма серьезно обострила политическую ситуацию в России.
31 августа 1996 г. представители федеральной стороны и сепаратистов подписали важные документы: <Совместное заявление> и <Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой>. Согласно им, в Чечне прекращались военные действия,, учреждалась <Объединенная комиссия из представителей органов власти РФ и ЧР>, а итоговое соглашение между Центром и Чеченской Республикой, <определяемое в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права>, отодвигалось на срок до 31 декабря 2001 г.
К середине января 1997 г. территорию Чечни покинули все федеральные воинские части. 27 января там прошли выборы президента Чечни и парламента республики.
Параллельно этим событиям нарастал поток беженцев, хлынувших в Россию с Северного Кавказа, из Закавказья, Средней Азии и Казахстана. С 1991 г. общая их численность превысила 2 млн человек. Две трети из них - русские по национальности.