Раздел i. теория и методология идеологических процессов
Идеология и молодежь Беларуси
Пособие
Минск
Авторский коллектив:
Аверин Л.С.
Адуло Т.И.
Антонова Н.Б.
Бущик В.В.
Василевич Г.А.
Денисюк Н.П.
Дмитриев Е.И.
Земляков Л.Е.
Клочко П.А.
Котляров И.В.
Криштапович Л.Е.
Лаптенок С.Д.
Матусевич Е.В.
Орда М.С.
Паречина С.Г.
Решетников С.В.
Соколовский А.А.
Старовойтова Л.В.
Сташкевич Н.С.
Яскевич Я.С.
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Кикель П.В.
доктор исторических наук, профессор Шинкарев В.В.
Идеология и молодежь Беларуси: Пособие / Под редакцией Л.Е. Землякова, С.Д. Лаптенка. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – с.
Издание подготовлено в соответствии с учебным пособием «Основы идеологии белорусского государства» – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 г.
В систематизированном и концептуальном виде представлена проблематика теории, истории и методологии идеологических процессов, их динамики, идеологических аспектов деятельности государственных и общественных институтов, государственной политики в идеологической сфере.
Много места отведено ценностям и реальному поведению молодежи, личностному духовному миру юношей и девушек.
Книга предназначается студентам и другим категориям молодежи. Адресуется также преподавателям, слушателям системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, будет полезна всем, кто интересуется идеологическими процессами, происходящими в современном белорусском обществе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 2
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3
Глава 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства 3
§ 1. Предыстория возникновения термина “идеология”. 3
§ 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей 9
§ 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии. 14
§ 4. Идеология государства – специфический тип идеологии. 17
§ 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты 20
Глава 2. Истоки и перспектива идеологии белорусской государственности 25
§ 1. Формирование идеологии белорусской государственности. 25
§ 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности. 37
Глава 3. Становление идеологии белорусского государства. 44
§ 1. Распад советской государственности. 44
§ 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период 48
§ 3. Укрепление белорусской государственности. 53
Глава 4. Современные идеологические концепции и доктрины.. 58
§ 1. Либерализм. 58
§ 2. Консервативная идеология. 62
§ 3. Коммунистическая идеология. 68
§ 4. Идеология белорусского государства в виде национальной идеи. 71
§ 5. Идеология и демократия. 73
§ 6. Идеология и гражданское общество. 77
Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства. 82
§ 1. Понятие, назначение, функции и структура Конституции Республики Беларусь 82
§ 2. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь. 90
§ 3. Политико-правовое значение суверенитета. 92
§ 4 Характеристика основ конституционного строя. 101
§ 5 Судебная система Республики Беларусь. 121
РАЗДЕЛ II. ДИНАМИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.. 134
Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы.. 134
§1. Политическая культура как духовная сфера. 134
§2. Проблемы формирования политической культуры.. 140
§3. Идеология как основа общественно-политической жизни Беларуси. 144
§4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности. 148
Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах. 157
§ 1. Роль средств массовой информации в идеологических процессах. 157
§ 2. Идеологическая функция средств массовой информации. 162
§ 3. Информационное поле Беларуси. 165
§ 4. Идеологическое взаимодействие средств массовой информации со структурами власти. 169
Глава 8. Молодежные организации в идеологических процессах. 174
§1. Социальный статус и проблемы социализации молодежи. 174
§2. Социальное развитие и стратификация молодежи. 190
§ 3. Основные субъекты формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь. 205
§ 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях 216
Глава 9. Религия и молодежь. 228
§ 1. Религия в современной Беларуси. 228
§ 2. Степень религиозности молодежи. 235
§ 3. Взаимоотношения государственных институтов и религиозных организаций в образовательной сфере. 243
Глава 10. Идеология избирательных кампаний. 249
§ 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества. 249
§ 2. Виды избирательных систем. 252
§ 3. Стадии избирательного процесса. 262
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ... 271
Глава 11. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства. 271
§ 1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества. 271
§ 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства. 281
Глава 12. Парламент, молодёжь и идеология белорусской государственности 288
§ 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь. 288
§ 2. Структура и функции белорусского парламента. 296
§ 3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики страны.. 302
Глава 13. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства. 323
§ 1. Идеология деятельности исполнительной власти. 323
§ 2. Идеология экономической политики Правительства. 328
§ 3. Социальная сфера как объект идеологической деятельности. 332
§ 4. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики и работе с молодежью.. 338
РАЗДЕЛ IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ.. 345
Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства. 345
§ 1. Взаимодействие идеологии и политики. Экономические платформы современных идеологических течений. 345
§ 2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели. 351
§ 3. Современная экономическая политика Республики Беларусь. 357
Глава 15. Мировоззренческие основания и стратегические приоритеты идеологии белорусского государства. 363
§ 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции. 363
§ 2. «Белорусская идея», славянские духовные ценности и традиции национальной культуры в становлении белорусской государственности. 370
§ 3. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи. 386
§ 4 Представления молодежи о любви, браке и семье. 397
Глава 16. Идеологическая политика в социальной сфере. 410
§1. Сущность и содержание социальной политики. 410
§2. Приоритеты в сфере образования. 412
§3. Приоритеты в сфере здравоохранения. 416
§4. Приоритеты в области социальной защиты населения. 422
§5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма. 428
Глава 17. Практическими делами сильна молодежь Беларуси. 435
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ВЫСТУПЛЕНИЙ И ДИСКУССИЙ.. 451
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.. 456
ЛИТЕРАТУРА.. 458
ВВЕДЕНИЕ
Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.
Когда наступают знаковые периоды в жизни общества (к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политических решений.
На этапе избирательных баталий термин “идеология” можно отождествить с таким многовекторным понятием, как “пропаганда” или “агитация”, включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве. Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур. Здесь победившие, если так можно выразиться, идеологические конструкции приобретают вид доктрин, программ, проектов. Поэтому конституция любого государства, по большому счету, является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства (затем они конкретизируются в программах развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д.).
Если решения госорганов соответствуют ожиданиям граждан, и руководством страны проводится соответствующая политика во всех сферах, то в политической системе соблюдается определенное равновесие, общественный баланс.
Идеология государства - это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи “гражданин – государство”, которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь “власть, органы управления – человек”.
У нас сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС.
Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая же платформа пользуется наибольшим доверием избирателей. В целом наши граждане высказали доверие сильной государственной власти и институту Президенства, а также свою приверженность христианским ценностям.
Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государство должно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов “государственность”, “идеология”, “национальная идея”, так как их нельзя навязать “сверху”, искусственным путем, а следует “собирать” по крупицам.
Попытки сформулировать национальную идею в последние годы предпринимались неоднократно. К сожалению, ни одна из них не была удачной, и выглядели они, скорее, как декларация намерений, не обоснованных научными разработками. Ведь создание национальной идеи – не пропагандистская акция, а определение направления и перспектив государственного строительства.
В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. По мнению авторов книги, этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.
Еще раз подчеркнем: идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития.
Структура учебного пособия имеет системный характер, она включает 4 раздела, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии. Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой “процессуальный уровень” принятия государственных политических решений. Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства. СМИ – это прямая и обратная связь народа и власти, наиважнейший инструмент формирования общественного сознания. На политическом уровне руководством страны отмечено, что есть три фундаментальные опоры, на которых базируется наша страна: Советы, мощные профсоюзные и молодежные организации. Поэтому в раздел “Динамика идеологических процессов” мы включили и тему о роли молодежи, чтобы рассмотреть, как молодежные организации влияют на формирование идеологии белорусского государства. Особое внимание уделяется тем процессам и явлениям, которые в наибольшей степени повлияли на изменение социального статуса молодых людей, а значит и на их роль как особой группы общества. Проблемы молодежи рассматриваются, не изолированно, а в контексте политических, экономических, социальных и культурных преобразований. Проблемы адаптации и социализации, образования и воспитания, гражданского и профессионального становления рассматриваются под влиянием реальных условий жизнедеятельности. В то же время молодежь рассматривается как социально активная группа общества, не как пассивный, а как активный участник общественного процесса.
В этом же разделе – тема идеологии избирательных кампаний. Мы посчитали, что такой аспект также обязательно должен присутствовать, поскольку разговор идет о выборах руководящих органов государственной власти, а это зависит от населения и, в том числе, от СМИ. Идет формирование общественного мнения, представлений о том, как государственные институты будут выполнять политические, экономические, мировоззренческие, идеологические задачи. Поэтому наиболее важно исследовать и проследить процесс организации и проведение избирательных кампаний.
Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений. Он называется: “Государственные институты и идеологические процессы”. Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность. Мы выясняем, каким образом, с учетом каких факторов принимаются решения в управленческой сфере, на самом высоком политическом уровне? Разве это не интересно молодым людям, всем гражданам?..
И четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: “Государственная политика в идеологической сфере”. Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую. Но надо знать, что делать и после оглашения целей: как, какими способами их достигнуть – и какими будут результаты?
В Беларуси хорошая обществоведческая школа, богатый потенциал ученых, преподавателей. Во многом именно от них зависит, как этот курс будет воспринят молодежью, гражданами страны. Мы очень на это рассчитываем. Ведь это не какое-то дежурное, конъюнктурное, пропагандистское мероприятие, а чисто научный, системный подход к осознанию сущности идеологии. Глубокая фундаментальная разработка курса идеологии, с одной стороны, существенно продвигает развитие нашей науки, с другой – решает важную мировоззренческую задачу: обеспечивает диалог с молодыми людьми относительно главных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, насколько они соответствуют стремлениям, потребностям, запросам граждан. По большому счету, это открытый, заинтересованный диалог власти и населения.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ