Средства массовой информации
Средства массовой информации (СМИ) принято определять как специфические
организации (учреждения, предприятия, корпорации), создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. В зарубежной литературе они именуются средствами массовой коммуникации — делать общим, общаться, а в англоязычных странах — масс-медиа. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, кино-, аудио- и видеозапись, спутниковая связь, кабельное телевидение и компьютерные сети.
Сложносокращенные названия рассматриваемого общественного института — СМИ — стало столь привычным, что не требует своей расшифровки при всяком его употреблении. Это свидетельствует о том огромном значении, которое имеют СМИ в жизнедеятельности каждого отдельного человека. Перечень их функций может быть большим или меньшим, однако главной из них является информационная. Состоит она в сборе, обработке и распространении важных для граждан, органов власти, общественных институтов и общества в целом сведений о происходящих событиях и процессах. Без такого рода сообщений немыслима жизнь ни одного общества независимо от того, на каком этапе своего развития оно находится. Ныне же СМИ буквально просвечивают всю многогранную деятельность современного общества, оповещают людей о любых мало-мальски значимых событиях и явлениях. Особенно велика их роль в обеспечении информацией правительств, парламентов, политических партий, других общественных институтов.
Необходимо особо подчеркнуть роль исторически первого вида СМИ — прессы — в формировании самосознания народов и в процессе их становления в качестве наций. Именно с помощью газет, журналов, брошюр, листовок, настольных и настенных календарей массы людей усваивали информацию о прошлом своей общности, ее насущных потребностях и интересах, формулировали цели и задачи своих общих действий. Некоторые аналитики полагают, что нации в современном их понимании без прессы («печатного капитализма») вообще были бы невозможны [12].
Общепризнанной является организующая роль в формировании национального самосознания белорусов первой еженедельной белорусской газеты «Наша Нива», которая издавалась в Вильно с 1906 по 1915 г. Ее издатели, редакторы и постоянные авторы, среди которых братья И. и А. Луцкевичи, А. Пашкевич (Тетка), Я. Купала, Я. Колас, 3. Бядуля и др., ставили перед собой задачи содействия всестороннему развитию экономики, духовной культуры народа, создания национальной по стилю культуры и национальных школ в белорусской литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве путем усвоения отечественных этнокультурных традиций и творческих достижений культур родственных славянских народов. Традицию, заложенную издателями газеты «Наша Нива», продолжили отечественные периодические издания, а затем такие виды СМИ, как радио и телевидение.
В настоящее время во всем мире в идеологическом механизме государства СМИ выступают в двоякой роли. С одной стороны, как и в прошлом, они продолжают оставаться идеологическим инструментом в руках государства, а с другой — они сами стали объектом идеологического воздействия со стороны государства.
Первый аспект их деятельности связан с тем, что, будучи важнейшим институтом современного общества, средства массовой информации, как и институты государства, объективно призваны выражать общественные интересы и обосновывать пути их реализации. В данном случае СМИ и институты государства выступают как партнеры по общенациональному делу. Такое положение прямо вытекает из статьи 52-й Основного Закона нашего государства, которая обязывает каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции. Эта конституционная норма конкретизирована в Законе Республики Беларусь «О средствах массовой информации» в виде принципов деятельности СМИ. В их числе — достоверность и законность информации, уважение прав и свобод человека, развитие национальной культуры, защита нравственности и др. [13]. Этим принципам обязаны следовать работники любых средств массовой информации независимо от их учредителей и источников финансирования. Если же СМИ учреждены государственными органами, то они являются непосредственным идеологическим инструментом государства, а значит, и нации.
Второй аспект связан с тем, что практически во всех странах СМИ выступают и как коммерческие предприятия. Их коммерческая деятельность состоит в сборе, обработке, производстве, хранении и реализации с целью получения прибыли такого «товара», как информация. В этом случае деятельность СМИ подчиняется законам рыночной экономики: они поставляют на рынок тот «товар», на который имеется спрос. Это означает, что деятельность СМИ, которые в погоне за прибылью начинают обслуживать исключительно частные интересы, может вступать в противоречие с общими интересами и становиться фактором угрозы национальной безопасности. Еще более серьезная ситуация возникает, когда деятельность СМИ финансируется из иностранных источников: такая корпорация, как бы она ни уверяла публику в своей независимости, объективно обслуживает интересы внешних политических сил под видом выражения «подлинных» национальных интересов. Отсюда и встает задача регулирования деятельности СМИ со стороны государства, которое в разных странах решается теми или иными способами вплоть до закрытия скомпрометировавших себя органов информации. Надо заметить, что в стабильно демократических странах СМИ обычно не вступают в противоречие с национальным законодательством, а значит, и с национальными интересами в официальной их интерпретации.
В настоящее время на информационном поле Беларуси действуют СМИ всех возможных видов и типов. Аналитики выделяют, например, следующие их типы по субъектам учредителей и источникам финансирования: 1) государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления; 2) государственно-общественные СМИ, которые учреждаются совместно государственными и общественными структурами; 3) СМИ институтов гражданского общества, которые отстаивают интересы объединений граждан и пропагандируют цели их деятельности; 4) СМИ чисто коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли; 5) СМИ неполитических организаций — научные, научно-производственные и профессиональные издания, имеющие узкую специализацию и специфическую аудиторию [14].
В приведенном выше источнике выделяется такой «социальный тип» СМИ, как «альтернативные», которые «финансируются негосударственными структурами и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых» [15]. Здесь неясно, какие же «негосударственные структуры» их финансируют и кто заинтересован в услугах СМИ, самоцелью деятельности которых является критика официального курса государства. Во всем мире, как известно, власти не позволяют действовать внутри своих стран таким СМИ, которые бы без соответствующего юридического оформления и при финансовой поддержке извне или анонимных источников занимались формированием взглядов и мнений своих граждан и тем более противоречащих официально принятым. Соответствующая норма содержится и в Законе Республики Беларусь «О средствах массовой информации».
Приведем статистические данные, характеризующие насыщенность информационного поля Республики Беларусь печатными средствами массовой информации. В 2007 г. в стране выходило 1285 печатных средств массовой информации. Из них 682 газеты, 603 журнала и бюллетеня, включая издания, которые выходят тиражом до 300 экземпляров и по действующему законодательству не подлежат государственной регистрации в Министерстве информации. Общий тираж печатной периодики достиг 603,5 млн. экземпляров, в котором 93,3 процента составляли газеты. Из общего количества газетных изданий 281 являлось республиканским, 43 — областными, 126 — городскими и объединенными, 127 — районными и 105 — низовыми. На белорусском языке издавалось 185 газет, на русском - 490, английском - 2, польском - 3, украинском - 2 газеты. Региональные СМИ представлены главным образом изданиями, учредителями которых являются областные, городские и районные исполнительные комитеты. Выпуск газет по областям выглядит следующим образом: Брестская область - 64 издания, Витебская - 69, Гомельская - 63, Гродненская - 50, Могилевская - 56, город Минск -336, Минская область - 44 издания. В 2008 г. в Республике Беларусь действовало 10 информационных агентств, выходило 156 радиопрограмм и 61 телепрограмма. Кроме того, в 2007 г. в Беларуси различными издательствами было выпущено 282 электронных издания [16].