Средства массовой информации

Средства массовой информации (СМИ) принято определять как специфические

организации (учреждения, предприятия, корпорации), создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. В зарубеж­ной литературе они именуются средствами массовой коммуни­кации — делать общим, общаться, а в англоязычных странах — масс-медиа. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, кино-, аудио- и видеозапись, спутниковая связь, кабельное телеви­дение и компьютерные сети.

Сложносокращенные названия рассматриваемого обще­ственного института — СМИ — стало столь привычным, что не требует своей расшифровки при всяком его употреблении. Это свидетельствует о том огромном значении, которое имеют СМИ в жизнедеятельности каждого отдельного человека. Пе­речень их функций может быть большим или меньшим, одна­ко главной из них является информационная. Состоит она в сборе, обработке и распространении важных для граждан, ор­ганов власти, общественных институтов и общества в целом сведений о происходящих событиях и процессах. Без такого ро­да сообщений немыслима жизнь ни одного общества незави­симо от того, на каком этапе своего развития оно находится. Ныне же СМИ буквально просвечивают всю многогранную деятельность современного общества, оповещают людей о любых мало-мальски значимых событиях и явлениях. Особен­но велика их роль в обеспечении информацией правительств, парламентов, политических партий, других общественных ин­ститутов.

Необходимо особо подчеркнуть роль исторически первого вида СМИ — прессы — в формировании самосознания народов и в процессе их становления в качестве наций. Именно с по­мощью газет, журналов, брошюр, листовок, настольных и на­стенных календарей массы людей усваивали информацию о прошлом своей общности, ее насущных потребностях и интере­сах, формулировали цели и задачи своих общих действий. Не­которые аналитики полагают, что нации в современном их по­нимании без прессы («печатного капитализма») вообще были бы невозможны [12].

Общепризнанной является организующая роль в формиро­вании национального самосознания белорусов первой ежене­дельной белорусской газеты «Наша Нива», которая издавалась в Вильно с 1906 по 1915 г. Ее издатели, редакторы и постоян­ные авторы, среди которых братья И. и А. Луцкевичи, А. Паш­кевич (Тетка), Я. Купала, Я. Колас, 3. Бядуля и др., ставили пе­ред собой задачи содействия всестороннему развитию эконо­мики, духовной культуры народа, создания национальной по стилю культуры и национальных школ в белорусской литерату­ре, театре, музыке, изобразительном искусстве путем усвоения отечественных этнокультурных традиций и творческих дости­жений культур родственных славянских народов. Традицию, заложенную издателями газеты «Наша Нива», продолжили оте­чественные периодические издания, а затем такие виды СМИ, как радио и телевидение.

В настоящее время во всем мире в идеологическом механиз­ме государства СМИ выступают в двоякой роли. С одной сто­роны, как и в прошлом, они продолжают оставаться идеологи­ческим инструментом в руках государства, а с другой — они са­ми стали объектом идеологического воздействия со стороны государства.

Первый аспект их деятельности связан с тем, что, будучи важнейшим институтом современного общества, средства мас­совой информации, как и институты государства, объективно призваны выражать общественные интересы и обосновывать пути их реализации. В данном случае СМИ и институты госу­дарства выступают как партнеры по общенациональному делу. Такое положение прямо вытекает из статьи 52-й Основного Закона нашего государства, которая обязывает каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции. Эта конституционная норма конкретизирована в Законе Республи­ки Беларусь «О средствах массовой информации» в виде прин­ципов деятельности СМИ. В их числе — достоверность и закон­ность информации, уважение прав и свобод человека, развитие национальной культуры, защита нравственности и др. [13]. Этим принципам обязаны следовать работники любых средств массовой информации независимо от их учредителей и источ­ников финансирования. Если же СМИ учреждены государ­ственными органами, то они являются непосредственным идеологическим инструментом государства, а значит, и нации.

Второй аспект связан с тем, что практически во всех стра­нах СМИ выступают и как коммерческие предприятия. Их ком­мерческая деятельность состоит в сборе, обработке, производ­стве, хранении и реализации с целью получения прибыли тако­го «товара», как информация. В этом случае деятельность СМИ подчиняется законам рыночной экономики: они поставляют на рынок тот «товар», на который имеется спрос. Это означает, что деятельность СМИ, которые в погоне за прибылью начина­ют обслуживать исключительно частные интересы, может всту­пать в противоречие с общими интересами и становиться фак­тором угрозы национальной безопасности. Еще более серьез­ная ситуация возникает, когда деятельность СМИ финансиру­ется из иностранных источников: такая корпорация, как бы она ни уверяла публику в своей независимости, объективно об­служивает интересы внешних политических сил под видом вы­ражения «подлинных» национальных интересов. Отсюда и встает задача регулирования деятельности СМИ со стороны го­сударства, которое в разных странах решается теми или иными способами вплоть до закрытия скомпрометировавших себя ор­ганов информации. Надо заметить, что в стабильно демократи­ческих странах СМИ обычно не вступают в противоречие с на­циональным законодательством, а значит, и с национальными интересами в официальной их интерпретации.

В настоящее время на информационном поле Беларуси действуют СМИ всех возможных видов и типов. Аналитики вы­деляют, например, следующие их типы по субъектам учредите­лей и источникам финансирования: 1) государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления; 2) государственно-общественные СМИ, которые учреждаются совместно государственными и обще­ственными структурами; 3) СМИ институтов гражданского об­щества, которые отстаивают интересы объединений граждан и пропагандируют цели их деятельности; 4) СМИ чисто коммер­ческого характера, создаваемые ради получения прибыли; 5) СМИ неполитических организаций — научные, научно-произ­водственные и профессиональные издания, имеющие узкую специализацию и специфическую аудиторию [14].

В приведенном выше источнике выделяется такой «соци­альный тип» СМИ, как «альтернативные», которые «финанси­руются негосударственными структурами и деятельность кото­рых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых» [15]. Здесь неясно, какие же «негосударственные структуры» их финансируют и кто заинтересован в услугах СМИ, само­целью деятельности которых является критика официального курса государства. Во всем мире, как известно, власти не позво­ляют действовать внутри своих стран таким СМИ, которые бы без соответствующего юридического оформления и при финан­совой поддержке извне или анонимных источников занима­лись формированием взглядов и мнений своих граждан и тем более противоречащих официально принятым. Соответствую­щая норма содержится и в Законе Республики Беларусь «О средствах массовой информации».

Приведем статистические данные, характеризующие насы­щенность информационного поля Республики Беларусь печат­ными средствами массовой информации. В 2007 г. в стране вы­ходило 1285 печатных средств массовой информации. Из них 682 газеты, 603 журнала и бюллетеня, включая издания, которые выходят тиражом до 300 экземпляров и по действующему зако­нодательству не подлежат государственной регистрации в Ми­нистерстве информации. Общий тираж печатной периодики до­стиг 603,5 млн. экземпляров, в котором 93,3 процента составляли газеты. Из общего количества газетных изданий 281 являлось республиканским, 43 — областными, 126 — городскими и объеди­ненными, 127 — районными и 105 — низовыми. На белорусском языке издавалось 185 газет, на русском - 490, английском - 2, польском - 3, украинском - 2 газеты. Региональные СМИ пред­ставлены главным образом изданиями, учредителями которых являются областные, городские и районные исполнительные ко­митеты. Выпуск газет по областям выглядит следующим обра­зом: Брестская область - 64 издания, Витебская - 69, Гомель­ская - 63, Гродненская - 50, Могилевская - 56, город Минск -336, Минская область - 44 издания. В 2008 г. в Республике Бела­русь действовало 10 информационных агентств, выходило 156 ра­диопрограмм и 61 телепрограмма. Кроме того, в 2007 г. в Белару­си различными издательствами было выпущено 282 электрон­ных издания [16].

Наши рекомендации