Патриархально-патерналистические теории происхождения государства
Аналогии в механизме функционирования семьи и государства видели многие ученые и философы. Происхождение термина «патриархальный» от греческих слов pater - отец, и arche – власть объясняет эту аналогию. Еще в V веке до н.э. древнекитайский философ Кун Фу-цзы (Конфуций) в трактате «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), сравнивал императора с отцом, который должен править справедливо, милосердно и посредством «пяти прекрасных качеств» (доброта, но вместе с тем, не расточительность, отсутствие гневливости и алчности, жестокости и гордости). Отношения между подданными и правителями, среди которых предпочтение следует отдавать «благородным мужам» (образованные и добродетельные, думающие не о том, чтобы извлечь личную выгоду, а о морали и соблюдении закона и ритуала), должны строиться по принципу семейных. Император должен опекать подданных как отец, «благородные мужи» – преданно служить императору, а «младшие», «простолюдины» должны слушать «благородных мужей». Таким образом, государство – это на протяжении исторического пути разросшаяся патриархальная семья, управление которой происходит по «принципу человеколюбия». Сохраняя принципы управления по аналогии с семейными, государство реализует патерналистическую функцию (от лат. paternus – отцовский) по отношению к подданным, то есть покровительствует им, опекая их.
Аристотель (IV в. до н.э.) в основе государственности видит общение. Человек – существо политическое и по своей природе он не может быть один, в противном случае он либо существо нравственно ущербное, либо сверхчеловек. Поэтому человек всегда ищет общения, и первым его видом становится семья, несколько семей, решающих совместные постоянные задачи – селением. А несколько селений, объединившиеся ради «благой жизни», уже новый, высший вид общения – государственный. В оригинале этот вид общения именовался полисным, поскольку первая государственно подобная общность у греков именовалось полисом, городом-государством, который, по мнению греков, есть форма более совершенная, чем огромная монархия, лишающая большую часть населения возможности непосредственного участия в делах государства. Поэтому, считает Аристотель, формирование государства – естественный процесс, а поскольку природа ничем не наделяет напрасно, государство призвано реализовать все лучшее в человеке. Человек обладает великим даром природы – умом и нравственной силой, отступление от нравственности превращает человека в «нечестивое» и «дикое» существо. Необходимо «мерило справедливости» и таковым становится право и государство, его обеспечивающее. Поэтому категория «справедливость» связана с государством. Государство «не есть общность местожительства», оно не создается ради удобства обмена или «предотвращения взаимных обид». Движение к нему начинается только при возникновении общения между семьями и родами ради «благой жизни». Однако, Аристотель отмечает и разницу между семейной и государственной властью. В большой патриархальной семье, включающей несколько поколений и объединяющей не только родственников, но и всех домочадцев, включая рабов, власть патриарха – это власть свободного над рабами, а в государстве власть государственного мужа – власть над свободными и равными. Позволим себе продолжить, если свободные и равные соглашаются на такую форму общения ради «благой жизни».
Король Шотландии Иаков VI (1566—1625), а с 1603 г. в силу личной унии под именем Иакова I – король Англии и Шотландии, известный своими пристрастиями к научным трактатам, в 1598 г. окончил труд над теолого-политическим трактатом. Содержание трактата было близко к патерналистическому пониманию роли государства, а сам процесс происхождения государства можно было понимать как патриархальную теорию. Однако направление мысли несколько отличалось от аристотелевской. Иаков, находя аналогии во власти отца семейства над своими чадами и власти монарха над подданными, видел противоестественными попытки не только восстания против королевской власти, но и попытки контролировать монарха. Это так же абсурдно, как восставать против отца или пытаться его контролировать.
Заданного Иаковым I направления придерживается Роберт Филмер, полагая в своем трактате «Патриархия, или Защита естественного права королей» (появление которого относят к 1642 году), что власть монарха происходит от власти Адама, первого отца человечества и первого господина. Адам передал власть своему старшему сыну (патриарху), а от него власть и отеческую, и государственную получили монархи, поэтому власть монархов имеет божественное происхождение, она незыблема.
В России патриархальная теория получила несколько иное направление. Историк М.Н. Покровский (1868-1932 гг.), считал, что самый первый вид политической власти имел источником отцовскую. Большей оригинальностью отличается подход Н. Михайловского (1842 - 1904 гг.), известного дореволюционного социолога и публициста. Общество, повторяющее модель семейных отношений, способно более эффективно удалить из своей среды все неразумное и безнравственное.
Новое звучание патерналистические концепции соотношения государства и населения приобретают в современном мире. Идея опеки и заботы о гражданах все чаще становится популярной в целом ряде государств (в первую очередь, в скандинавских странах). Проявления патернализма можно видеть на различных уровнях. Так, в частно-правовой сфере европейские государства пытаются рядом законов создать гарантии прав потребителей, сознавая неравенство положений предпринимателя, способного диктовать условия оказания услуги, и потребителя. Все чаще понятие социального государства связывается с возможностью не только обеспечения необходимым минимумом для выживания, но и созданием возможностей для свободного творческого развития.