Понятие и виды организаций

Коллективные субъекты административного права представляют собой организации, т. е. объе­динения физических лиц. Часть таких организа­ций, а именно органы государственной власти, была уже подробно рассмотрена в § 2 главы 6. Их отличает особое положение в обществе, так как они обладают государственно-властными полномо­чиями и являются обязательными субъектами ад­министративно-правовых отношений. Кроме них существует многочисленная группа других органи­заций, не обладающих государственно-властными полномочиями, но также относящихся к субъек­там административного права. Понятие «органи­зация» имеет широкий смысл, и рассмотреть ее ад­министративно-правовой статус невозможно без ис­пользования норм других отраслей права, в том числе гражданского, трудового и финансового права.

Под организацией понимается объединение фи­зических лиц любой численности, возглавляемое

своими органами управления, имеющее обособ­ленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов. Орган управления организации - ее администрация. Функции администрации может выполнять едино­личный руководитель (самостоятельно или через возглавляемый им управленческий аппарат) либо одновременно единоличный руководитель и кол­лективный исполнительный орган. Единоличными руководителями могут быть: директор, генераль­ный директор, начальник, ректор, заведующий, управляющий и др. Возглавляемый руководите­лем организации управленческий аппарат (адми­нистрация) в различных организациях носит на­звание либо просто администрация, либо дирек­ция, генеральная дирекция, ректорат, управление и т. д. Коллективный исполнительный орган, как правило, - совет директоров, правление, дирек­ция.

Администрация — орган, на который возложе­ны функции оперативного управления организа­цией. Администрация действует от имени органи­зации, представляет ее интересы, заключает дого­воры, распоряжается ее средствами, издает приказы и дает указания, обязательные для всех членов организации. В руках администрации на­ходятся все распорядительные полномочия юриди­чески властного характера, необходимые для не­посредственного руководства процессами произ­водственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации.

Администрация выполняет управленческие функции внутри самой организации, а также всту­пает во внешние административные правоотноше­ния с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами административного права в связи с осуществлени­ем своих функций. Осуществляя внутриорганизационные управленческие отношения, администра­ция является субъектом управления к подчинен­ным органам и работникам.

Внешним управлением, т. е. управлением други­ми организациями и их работниками, в отличие от органов исполнительной власти администрация организации не занимается, она не обладает необ­ходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Во внешних административно-пра­вовых отношениях администрация сама — объект управления со стороны органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления.

Принадлежащие организации права осуществ­ляются как ее руководителем, так и по установ­ленному распределению обязанностей другими должностными лицами. Руководитель организа­ции персонально наделен определенными полномо­чиями по представительству, распоряжению иму­ществом и средствами организации. Он действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, в том числе трудовые, выда­ет доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации.

Организации создаются для выполнения опре­деленных целей: производства материальных или духовных ценностей; реализации законных прав и интересов их членов. В этой связи по предназна­чению можно выделить такие виды организаций, как предприятия, учреждения, общественные

объединения, религиозные объединения, иные орга­низации (международные, иностранные и др.).

Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности подразделяются на государ­ственные и негосударственные (муниципальные, частные). Государственные предприятия и учреж­дения могут быть федеральные, субъектов Федера­ции и местного уровня - районного, городского, поселкового и сельского значения. В этой связи нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, мо­гут быть подразделены на три основные группы: нормы, относящиеся к предприятиям и учрежде­ниям всех видов собственности; нормы, адресуе­мые государственным предприятиям и учреждени­ям; нормы, адресуемые негосударственным пред­приятиям и учреждениям.

Особенности административно-правового стату­са государственных организаций обусловливаются тем, что государство является их собственником. К ведению государственных органов относится: создание государственных организаций; определе­ние предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руково­дителей; обеспечение их в установленных случа­ях государственными заказами; реорганизация и ликвидация этих организаций и др.

Нормы, определяющие административно-право­вой статус государственных организаций, закреп­ляют принципиальные позиции в их взаимоотно­шениях с государственными органами, и прежде всего органами исполнительной власти. Эти нор­мы устанавливают: запрет на вмешательство госу­дарства и его органов в деятельность организаций; необходимость их государственной регистрации;

порядок осуществления регистрации и основания для отказа в регистрации организаций; обязатель­ность ведения бухгалтерской и статистической от­четности, предоставления государственным орга­нам информации, необходимой для налогообложе­ния и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Должно­стные лица государственных организаций наделе­ны определенными полномочиями государственно-властного характера, на них распространяется ряд положений административно-правового статуса должностных лиц государственных органов.

Наши рекомендации