Понятие и виды организаций
Коллективные субъекты административного права представляют собой организации, т. е. объединения физических лиц. Часть таких организаций, а именно органы государственной власти, была уже подробно рассмотрена в § 2 главы 6. Их отличает особое положение в обществе, так как они обладают государственно-властными полномочиями и являются обязательными субъектами административно-правовых отношений. Кроме них существует многочисленная группа других организаций, не обладающих государственно-властными полномочиями, но также относящихся к субъектам административного права. Понятие «организация» имеет широкий смысл, и рассмотреть ее административно-правовой статус невозможно без использования норм других отраслей права, в том числе гражданского, трудового и финансового права.
Под организацией понимается объединение физических лиц любой численности, возглавляемое
своими органами управления, имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов. Орган управления организации - ее администрация. Функции администрации может выполнять единоличный руководитель (самостоятельно или через возглавляемый им управленческий аппарат) либо одновременно единоличный руководитель и коллективный исполнительный орган. Единоличными руководителями могут быть: директор, генеральный директор, начальник, ректор, заведующий, управляющий и др. Возглавляемый руководителем организации управленческий аппарат (администрация) в различных организациях носит название либо просто администрация, либо дирекция, генеральная дирекция, ректорат, управление и т. д. Коллективный исполнительный орган, как правило, - совет директоров, правление, дирекция.
Администрация — орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Администрация действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, распоряжается ее средствами, издает приказы и дает указания, обязательные для всех членов организации. В руках администрации находятся все распорядительные полномочия юридически властного характера, необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации.
Администрация выполняет управленческие функции внутри самой организации, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций. Осуществляя внутриорганизационные управленческие отношения, администрация является субъектом управления к подчиненным органам и работникам.
Внешним управлением, т. е. управлением другими организациями и их работниками, в отличие от органов исполнительной власти администрация организации не занимается, она не обладает необходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Во внешних административно-правовых отношениях администрация сама — объект управления со стороны органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления.
Принадлежащие организации права осуществляются как ее руководителем, так и по установленному распределению обязанностей другими должностными лицами. Руководитель организации персонально наделен определенными полномочиями по представительству, распоряжению имуществом и средствами организации. Он действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации.
Организации создаются для выполнения определенных целей: производства материальных или духовных ценностей; реализации законных прав и интересов их членов. В этой связи по предназначению можно выделить такие виды организаций, как предприятия, учреждения, общественные
объединения, религиозные объединения, иные организации (международные, иностранные и др.).
Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные). Государственные предприятия и учреждения могут быть федеральные, субъектов Федерации и местного уровня - районного, городского, поселкового и сельского значения. В этой связи нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы: нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех видов собственности; нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям; нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.
Особенности административно-правового статуса государственных организаций обусловливаются тем, что государство является их собственником. К ведению государственных органов относится: создание государственных организаций; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; обеспечение их в установленных случаях государственными заказами; реорганизация и ликвидация этих организаций и др.
Нормы, определяющие административно-правовой статус государственных организаций, закрепляют принципиальные позиции в их взаимоотношениях с государственными органами, и прежде всего органами исполнительной власти. Эти нормы устанавливают: запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность организаций; необходимость их государственной регистрации;
порядок осуществления регистрации и основания для отказа в регистрации организаций; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Должностные лица государственных организаций наделены определенными полномочиями государственно-властного характера, на них распространяется ряд положений административно-правового статуса должностных лиц государственных органов.