Военные дороги (колонные пути)
Лекция 1
Древние дороги
Зарождение дорог (путей) относится к концу первобытнообщинного периода существования человеческого общества. Морган определил этот период, как период перехода от «высшей ступени дикости» к «низшей ступени варварства», т.е время, когда появились постоянные поселения, возникло скотоводство и земледелие.
Выходы из поселений назывались тропы. Устройство троп сводилось к удалению с них камней, мешавших движению с добычей и обламыванию ветвей.
Пути выгона скота на пастбища в обход засеянных участков превращались в скотопрогонные дороги (cattle ways). Эти пути были коротки и не связывали поселения между собой.
Одним из крупнейших достижений человечества является изобретение колеса. До появления повозок грузы перевозились на вьючных животных или на примитивных приспособлениях вроде привязанных к лошади жердей, концы которых волочились по земле. Колеса появились в разных местах независимо и в разное время. При раскопках в Месопотамии были найдены деревянные колеса, относящиеся примерно к 3500 г. до н.э.
Конструкция колес претерпела длительную эволюцию. Вначале это были массивные диски, сделанные из цельных стволов толстых деревьев. Затем появились колеса с уширенной ступицей, надевавшейся на ось, а потом колеса современного типа со спицами (2000г. до н.э.).
Первоначально конные повозки использовались как одноосные боевые колесницы, колесницы для торжественных ритуалов. Применение их для транспортных целей началось в виде жилых повозок у кочевых племен в степной зоне, где рельеф местности не создавал препятствия для проезда. Для перевозок грузов конные повозки стали применятся позднее, в период оседлого земледелия.
При кочевом образе жизни маршруты поездок постоянно менялись, и не было потребности в путях приспособленных для передвижения повозок.
Препятствия в виде оврагов объезжали, через реки переезжали в брод или переправлялись на плотах.
Человечество развивалось и перешло от первобытно-общинного к классовому обществу. Возникали, сменявшие друг друга, рабовладельческие государства Древнего Востока и Средиземноморья – Египет, Ассирия, Урарту, Вавилония, Персия, Греция и, наконец, Римская империя. Столкновение племен превратились в целенаправленные войны для порабощения соседних народов.
Перед центральной властью рабовладельческого государства ставились две задачи:
· 1 обеспечить захват смежных (пограничных) стран и захват рабов;
· 2 обеспечить эксплуатацию территорий и подавление восстаний в захваченных странах, а так же и внутри страны.
Обе эти задачи требовали путей, ведущих к границам. Таким образом, начало создания относительно благоустроенных путей (дорог) было связано не с хозяйственно-экономическими, а с военно-административными соображениями.
В связи со сказанным можно в рабовладельческом обществе выделить следующие виды дорог (путей):
· 1 военные (оборудовавшиеся во время войны для прохода армий);
· 2 торговые пути (обычно не имевшие жестко закрепленного маршрута);
· 3 пути для управления (т.е. для регулярной связи между центральными властями и армией, доставки завоеванных трофеев);
· 4 подъездные пути (короткие пути для перевозки грузов из каменоломен к местам строящихся сооружений);
· 5 дороги для культовых процессий (обычно в городах).
Древние торговые пути
Торговые пути зародились в начале бронзового века, когда обмен остро необходимыми продуктами натурального хозяйства приобрел большие масштабы и превратился в торговлю. Вначале торговля происходила путем промежуточных обменов. Постепенно промежуточные звенья исключились, и маршруты доставки товаров удлинились. Складывались торговые пути, проходившие по наиболее легким и безопасным направлениям, преимущественно водным, включавшие в себя в случае необходимости сухопутные участки – волоки.
Сеть торговых маршрутов, соединяющих Запад с Востоком, немецкий историк Рихтгофен (1833-1905 гг.) назвал «Шелковой дорогой». Фактически это была сеть разветвленных торговых путей, по которым в течение 1300 лет шли караваны верблюдов. Начиналась она складываться за II века до нашей эры и потеряла свое значение только в XIV веке, после открытия морского пути в Индию и Китай. «Шелковая дорога» начиналась в Аравии и шла через Антиохию и Багдад к Мерву, далее караваны направлялись через Самарканд, Кашгар, Турфан (Северный участок) или, огибая Тянь-Шань с юга, выходила в Ферганскую долину, через Балх, Яркенд и Хатан. У конца Великой Китайской Стены оба маршрута сливались (Дуньхуан – Ланьчжоу – Сиань (Хао)). Наибольшего расцвета торговля с Китаем достигла во времена династии Хань (206 г до н. э. – 220 г. н. э.) – 430 лет (!).
На протяжении почти 1000 км дороги пересекали пустыню Гоби. Перевылы на Памире высотой более 400м или горную цепь Каракум можно было преодолеть только в теплое время года. Выбор путей караванов зависел от политической ситуации – упадка или процветания государств, возникновения войн. В период существования империи Чингисхана (1155-1227 гг.) «Шелковой дорогой» не использовались.
Начиная с 4-го тысячелетия до н. э. в пределах Средней Азии проходил «Лазуритовый путь», по которому ценный камень ляпис-лазурь с Памирских месторождений распространялся по странам Западной Азии.
Геродот (484-425 гг. до н. э.) упоминал о скифском «Золотом пути», который пролегал из Алтая через Среднюю Азию в причерноморские степи. Этот путь проходил еще в 1-м тысячелетии до н. э., так дают основания считать археологические раскопки.
Многовековое использование торговых путей не внесло каких-либо вкладов в технику дорожного строительства. Перевозка товаров по суше оскществлялась преимущественно вьюками. Дальни расстояния перевозок и небольшое количество грузов (по китайским летописям в государство кыргызов из Аравии не более 20 верблюдов приходило с узорчатыми шелковыми тканями. Такой караван отправлялся один раз в каждые три года) приводило к тому, что большие караванные пути в степных районах представляли собой широкую полосу местности, на свободных земельных пространствах которой вьючные и упряжные животные находили себе подножный корм. Ориентирами на местности являлись колодцы, места переправ через реки на плотах или в брод, населенные пункты с постоялыми дворами – караван-сараями. Твердой фиксации торговых путей на местности не было, возможно, из-за опасности нападения кочевников и разбойных «шаек».
Под караванные пути в Древнем Египте использовались вади- сухие долины рек с каменистым дном. Длина некоторых из них достигала сотен километров.
Археологические экспедиции установили по наскальным иероглифам места остановок на ночлеги (период Нового царства Древнего Египта 1584-1071 гг.до н.э.). Они расположены через 25-30 км у пещер или на площадках под нависшими скалами.
Наиболее древнее из известных картографических изображений дорог (найденная при раскопках города Нузи, территория Ирака) глиняная табличка, относящаяся примерно к 1500 г до н.э. На табличке изображен план сельской местности, на котором показаны поля, каналы, деревни и дороги.
В лесисто болотистой местности в результате постепенного обхода труднопроходимых мест маршруты перевозок располагались по наиболее сухим местам с благоприятными грунтами. Местоположение этих путей было установлено археологами по сосредоточению около них погребений.
Перечень предметов торговли постепенно расширялся. Рабовладельческие государства Средиземноморья вели торговлю с Северной Европой, получая:
· олово и цинк из Корнвалиса;
· золото из Трансильвании;
· свинец и медь из Богемиии;
· благовоний из Аравии;
· с побережья Балтийского и Северного морей привозили янтарь, используемый при религиозных обрядах и в медицинских целях, а вывозили – оружие и украшения. Эта дорога называлась «Янтарный путь» - длина его более 2000 км.
В южной Англии, богатой ценными минералами, еще до вторжения римлян (43 г. до н. э.) возникла система четко выраженных троп, проходящих по открытым водоразделам. Сложенные меловыми породами холмы, поросшие травой, обеспечивали прочность (Ridge way – гребень, водораздел). Впоследствии по трассам многих этих троп римлянами были построены дороги.
Военные дороги (колонные пути)
Дороги Ассирии
В XXX веке до н. э. колесницы появились в Ассирии, там же возникла и дорожная сеть. Дорожная сеть служила для поддержания политического могущества. В VIII–VII в.в. до н. э. Ассирия стала самым могущественным государством Передней Азии с центром в городе Ниневея – «Логовище львов». В составе ассирийских войск были отряды для устройства дорог, сооружения мостов и фортификаций.
Дороги хорошо обслуживались. В период военных действий на них применялась световая сигнализация – костры на возвышенных местах. Дороги охранялись. В пустынных местах на дорогах устраивались колодцы, устанавливались путевые знаки. Существовала служба гонцов для доставки военных сведений.
Имелись специальные справочники-путеводители, в которых указывались расстояния между городами в днях и часах пути. Эти достижения ассирийцев позже были переняты многими народами.
Вавилонские дороги
В 1792-1750 гг. до н. э. царь Хаммурапи покорил все Междуречье.
В это время Вавилонские дороги уже имели прочные дорожные покрытия. Ширина дорог составляла 3,5 м, дорогу окаймлял каменный бордюр.
При подходе к столице дорога шла между высоких стен. (Стена Вавилона второе чудо света (6 век до н. э.))
Для устрашения путника и подчеркивания величия власти царя на стенах вдоль дорог вылепливались цветные барельефные изображения диких зверей, драконов и разных чудовищ.