Понятие правоприменительного акта
Правоприменение в юридической литературе традиционно рассматривается как организационно-властная деятельность компетентных субъектов, состоящая в рассмотрении юридических дел и вынесении по ним решений, в результате которых у соответствующих субъектов правоотношений возникают субъективные права и юридические обязанности.
Правоприменение направлено на индивидуальное нормативное регулирование общественных отношений. Абстрактное веление, содержащееся в юридической норме, «привязывается» к конкретной жизненной ситуации и конкретным лицам.
Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приказ о приеме на работу, распоряжение об объявлении благодарности, решение уполномоченного органа по административному делу и др.). Индивидуальные акты — это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными.
Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.
Признаки правоприменительной деятельности:
- властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций;
- деятельность по индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;
- творческая деятельность;
- организующая деятельность;
- деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах;
- деятельность по вынесению индивидуально-конкретных актов применения права.
Следует заметить, что не все официальные документы, разрабатываемые, принимаемые органами публичной власти, должностными лицами, являются актами применения права. К таковым не относятся, например, официальные документы, которые непосредственно не порождают правоотношений (справки, свидетельства, дипломы и др.).
Понятие и особенности правоприменительной техники
Правоприменительная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов.
Формальные требования к подготовке правоприменительных актов можно объединить в следующие группы:
1) по содержанию:
- принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, должностным лицом;
- принимается строго в пределах его компетенции уполномоченного лица;
- не должен противоречить требованиям законодательства;
- логичность и последовательность изложения;
- этичность содержания;
- правильное использование юридических терминов и оборотов.
2) по оформлению:
- должен приниматься в установленной законом форме (приказ, распоряжение);
- должен содержать необходимые реквизиты (дата, подписи, наименование).
3) по структуре:
- обязательное наличие юридической основы принятия акта (четкое обозначение нормы, подлежащей применению);
- соответствие фактических и нормативных оснований;
- как правило, требуется наличие описательной, мотивировочной и результативной частей.
Среди отличительных черт можно выделить:
- велика роль усмотрения правоприменителя при подготовке индивидуальных актов;
- привязка к конкретной ситуации, к конкретному лицу.
Значительными особенностями обладают правила подготовки судебных решений. Они регламентируются процессуальным законодательством Российской Федерации. Например, глава 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регулирует такие вопросы, как форма решения суда, его содержание, исправление описок и явных арифметических ошибок и др. Согласно статье 198 решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
В вводной части решения суда должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование.
Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Наконец, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
Тема 3. Интерпретационная техника
Акты толкования
Понятие и особенности интерпретационной техники
Акты толкования
Акт толкования — это правовой акт, принятый компетентным государственным органом, должностным лицом или другим субъектом права и содержащий разъяснение норм права.
По внешней форме различают письменные и устные акты толкования.
В зависимости от количества ситуаций, на которые рассчитан акт, различают: акты нормативного толкования, например разъяснения пленума Верховного Суда Российской Федерации, и акты казуального толкования, рассчитанные на однократное применение относительно конкретного случая, например разъяснения, содержащиеся в решении суда.
По юридической силе различают акты официального (решения Конституционного суда Российской Федерации о толковании Конституции России) и акты неофициального толкования (разъяснения, содержащиеся в речи адвоката в судебном разбирательстве).
Дискуссионным является вопрос о границах судебного правотворчества. По сути, в основе дискуссии лежит отсутствие правового регулирования границ интерпретационной и правотворческой деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Спорным является наличие в решениях Конституционного Суда обязательных установок о путях законодательного решения проблемных вопросов.
Особенности актов официального толкования:
- не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;
- имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы права;
- содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;
- обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий;
- адресованы, как правило, органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.