Понятие правоприменительного акта

Правоприменение в юридической литературе традиционно рас­сматривается как организационно-властная деятельность компе­тентных субъектов, состоящая в рассмотрении юридических дел и вынесении по ним решений, в результате которых у соответ­ствующих субъектов правоотношений возникают субъективные права и юридические обязанности.

Правоприменение направлено на индивидуальное норматив­ное регулирование общественных отношений. Абстрактное ве­ление, содержащееся в юридической норме, «привязывается» к конкретной жизненной ситуации и конкретным лицам.

Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, вы­ражающие решение по конкретному юридическому делу (приказ о приеме на работу, распоряжение об объявлении благодарности, решение уполномоченного органа по административному делу и др.). Индивидуальные акты — это акты применения права, поэ­тому их называют еще правоприменительными.

Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются кон­кретным лицам или организациям и обязательны для исполне­ния только ими.

Признаки правоприменительной деятельности:

- властная деятельность компетентных государственных орга­нов и уполномоченных общественных организаций;

- деятельность по индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;

- творческая деятельность;

- организующая деятельность;

- деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах;

- деятельность по вынесению индивидуально-конкретных ак­тов применения права.

Следует заметить, что не все официальные документы, разра­батываемые, принимаемые органами публичной власти, долж­ностными лицами, являются актами применения права. К тако­вым не относятся, например, официальные документы, которые непосредственно не порождают правоотношений (справки, сви­детельства, дипломы и др.).

Понятие и особенности правоприменительной техники

Правоприменительная техника, являясь элементом юридичес­кой техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов.

Формальные требования к подготовке правоприменительных актов можно объединить в следующие группы:

1) по содержанию:

- принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, должностным ли­цом;

- принимается строго в пределах его компетенции уполномо­ченного лица;

- не должен противоречить требованиям законодательства;

- логичность и последовательность изложения;

- этичность содержания;

- правильное использование юридических терминов и обо­ротов.

2) по оформлению:

- должен приниматься в установленной законом форме (при­каз, распоряжение);

- должен содержать необходимые реквизиты (дата, подписи, наименование).

3) по структуре:

- обязательное наличие юридической основы принятия акта (четкое обозначение нормы, подлежащей применению);

- соответствие фактических и нормативных оснований;

- как правило, требуется наличие описательной, мотивировоч­ной и результативной частей.

Среди отличительных черт можно выделить:

- велика роль усмотрения правоприменителя при подготовке индивидуальных актов;

- привязка к конкретной ситуации, к конкретному лицу.

Значительными особенностями обладают правила подготов­ки судебных решений. Они регламентируются процессуальным законодательством Российской Федерации. Например, глава 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регулирует такие вопросы, как форма решения суда, его содер­жание, исправление описок и явных арифметических ошибок и др. Согласно статье 198 ре­шение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части решения суда должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименова­ние суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их пред­ставители, предмет спора или заявленное требование.

Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные су­дом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Нако­нец, резолютивная часть решения суда должна содержать выво­ды суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.

Тема 3. Интерпретационная техника

Акты толкования

Понятие и особенности интерпретационной техники

Акты толкования

Акт толкования — это правовой акт, принятый компетентным государственным органом, должностным лицом или другим субъ­ектом права и содержащий разъяснение норм права.

По внешней форме различают письменные и устные акты тол­кования.

В зависимости от количества ситуаций, на которые рассчитан акт, различают: акты нормативного толкования, например разъяс­нения пленума Верховного Суда Российской Федерации, и акты казуального толкования, рассчитанные на однократное приме­нение относительно конкретного случая, например разъяснения, содержащиеся в решении суда.

По юридической силе различают акты официального (реше­ния Конституционного суда Российской Федерации о толкова­нии Конституции России) и акты неофициального толкования (разъяснения, содержащиеся в речи адвоката в судебном разби­рательстве).

Дискуссионным является вопрос о границах судебного право­творчества. По сути, в основе дискуссии лежит отсутствие право­вого регулирования границ интерпретационной и правотворчес­кой деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Спорным является наличие в решениях Конституционного Суда обязательных установок о путях законодательного решения про­блемных вопросов.

Особенности актов официального толкования:

- не устанавливают новых норм права, не отменяют и не из­меняют действующих юридических норм;

- имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы права;

- содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;

- обладают государственной обязательностью, что обусловле­но наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий;

- адресованы, как правило, органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

Наши рекомендации