Особенности банкротства кредитной организации
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается ее обязанность как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обя- занность по исполнению поручений (распоряжений) о пере- числении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.
Состав денежных обязательств и обязательных платежей кредитной организации определяются в порядке, пре-дусмотренном ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Применительно к кредитным организациям используются и признак неплатежеспособности, и признак недо- статочности имущества. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если присутствуют оба или один из перечисленных признаков:
1) соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения (у других субъектов банкротства этот срок составляет три месяца);
2) стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей (у других субъектов банкротства — юридических лиц признак недостаточности имущества применяется только при обращении в арбитражный суд самого должника).
Применительно ко второму признаку следует отметить, что в данном случае речь идет о специальном соотношении в целях признания кредитных организаций банкротами. На основании п. 1 ст. 50.7 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций порядок расчета стои- мости имущества (активов) и обязательств кредитных ор- ганизаций в этих целях устанавливается Банком России.
Что касается условий возбуждения дела о банкротстве, то на основании п. 1 ст. 50.7 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций дело о банкротстве кредитной организации может быть возбуждено арбитраж- ным судом, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, без учета штрафных санкций.
Исключение составляют случаи банкротства отсутствующих кредитных организаций, когда дела возбуждаются независимо от размера кредиторской задолженности (п. 1 ст. 52 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Для этих целей минимальный размер оплаты труда (базовая сумма) составляет в настоящее время 100 руб. (абз. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).
Для других субъектов несостоятельности (банкротства) эти требования не привязаны к минимальному размеру оплаты труда и составляют: для юридических лиц — не менее 100 тыс. руб., для граждан — не менее 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Отсутствие цели восстановления платежеспособности кредитной организации в рамках процедуры несостоятельности (банкротства)
Отсутствие цели восстановления платежеспособности кредитной организации в рамках процедуры банкрот- ства связано с тем, что достижение этой цели предполагает продолжение деятельности должника, а для кредитных организаций это означает привлечение новых средств на счета и во вклады. Законодатель счел слишком рискованным давать кредитным организациям возможность привлекать новые средства, если они не могут возвратить ранее привлеченные.
Следствия этой особенности таковы:
1) право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по денежным обязательствам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ст. 50.4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации также может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у этой кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 1 ст. 50.7
Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). Кроме того, отзыв лицензии означа- ет невозможность для кредитной организации в отличие от других субъектов банкротства продолжать свою деятельность после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве);
2) к кредитным организациям не применяются никакие процедуры банкротства, кроме конкурсного производства (ст. 5 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций);
3) меры по предупреждению банкротства кредитной организации (финансовое оздоровление, назначе- ние временной администрации, реорганизация) применяются на стадии до отзыва лицензии и при наличии особых оснований (ст. 3, 4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Назначение временной администрации после отзыва лицензии
Не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, Банк России обязан назначить в кредитную организацию временную администрацию (если ранее не назначил ее в качестве меры по предупреждению банкротства).
Временная администрация является специальным орга- ном управления кредитной организацией (п. 1 ст. 16 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций) и при проведении в отношении кредитной организации процедуры банкротства действует до утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего (п. 4 ст. 18, п. 1 ст. 31 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Приостановление полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации означает, что:
— исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, от- несенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации;
— решения иных органов управления кредитной организации (собрания учредителей (участников) и совета директоров) вступают в силу после их согласования с временной администрацией (п. 1 ст. 23 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Исключением является следующая ситуация. Единоличный исполнительный орган кредитной организации, имевший право до назначения временной администрации действовать от имени кредитной организации без доверенности, сохраняет право представлять ее интересы в арбитражном суде при обжаловании решения Банка России о назначении временной администрации, обжаловании приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций (п. 4 ст. 23 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Функции временной администрации в случае ее назначения после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций определены в ст. 22.1 и 22.2 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Такая временная администрация осуществляет все функции временных администраций, за исключением функции разработки мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации. Но при этом она обязана провести обследование кредитной организации на предмет наличия у нее признаков банкротства и признаков преднамеренного банкротства.
Кроме того, она вправе вести учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов.
Особый конкурсный управляющий
В соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций функции конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в основном призвана выполнять государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как юридическое лицо. В отношении данного субъекта часто используется понятие «корпоративный конкурсный управляющий».
Агентство по страхованию вкладов выступает в качестве конкурсного управляющего в следующих случаях:
1) при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1 ст. 50.20 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций);
2) при банкротстве кредитных организаций, не имевших такой лицензии Банка России, в случае непредставления в арбитражный суд в установленном порядке для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего — физического лица, а также в случае освобождения или отстранения конкурсного управляющего — физического лица от исполнения своих обязанностей (п. 3 ст. 50.11 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций);
3) при признании банкротом отсутствующей кредитной организации, т.е. кредитной организации, ко- торая фактически прекратила свою деятельность, и установить ее место нахождения либо место на- хождения ее руководителей не представляется возможным (ст. 52 Закона о несостоятельности (бан- кротстве) кредитных организаций).
Причем следует отметить, что конкурсным управляющим в вышеперечисленных случаях Агентство по страхованию вкладов является в силу закона, т.е. соответствующие полномочия возникают у него автоматически с момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Получается, что в определении арбитражного суда этот факт только закрепляется.
И только в остальных случаях (т.е. при банкротстве кредитных организаций, не являющихся отсутствующими, не работавших со средствами физических лиц, и если не было освобождения или отстранения их конкурсных управляющих) функции конкурсных управляющих выполняют арбитражные управляющие — физические лица, аккре- дитованные при Банке России (см.: ст. 50.20 Закона о не- состоятельности (банкротстве) кредитных организаций, ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (бан- кротстве)»). Порядок такой аккредитации устанавливается Банком России.
В отличие от арбитражных управляющих — физических лиц требования об аккредитации в Банке России на Агентство по страхованию вкладов и его работников не распространяются. В отличие от Агентства по страхованию вкладов арбитражные управляющие — физические лица должны страховать свою ответственность и быть членами одной из саморегулируемых организаций. Причем последнее требование признано Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ.
В соответствии со ст. 50.21 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации.
Согласно п. 2 ст. 50.19 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя кредитной организации, иных ее органов управления, за исключением полномочий органов управления в части принятия решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств кредитной организации.
Однако данная оговорка о сохраняющихся полномочиях органов управления, по мнению автора, в настоящее время не имеет реального содержания, поскольку при предоставлении кредитной организации денежных средств, достаточных для исполнения всех ее обязательств, возникших на день отзыва лицензии на осуществление банковских операций, учредителями (участниками) кредитной организации или третьими лицами согласия ни кредитной организации, ни конкурсного управляющего не требуется, а условия предоставления этих средств определены в п. 4 ст. 50.37 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредит- ных организаций.
Возможности привлечения кредитной организацией денежных средств другими способами Закон о несо- стоятельности (банкротстве) кредитных организаций не предусматривает.