Реализация административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм — это практическое их использование в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений.
Различают два основных способа реализации административно-правовых норм:исполнение и применение.
Исполнение заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.
Применение административно-правовых норм заключается в издании уполномоченными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Эти акты издаются в процессе решения конкретного дела.
Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Соблюдение административно - правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮПБ-14
Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, где их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. А так как административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.
Учитывая то, что административно-правовые отношения по своей сути не однородны, это дает нам возможность их классифицировать по различным основаниям.
1. По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права.
Административно-процессуальные правоотношения —этоотношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:
— Отношения, в которых один из участников подчинен другому, —вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения.
— Отношения, участники которых не находятся в подчинении другу друга, —горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими, а также между гражданами. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления.
3. Похарактеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуютсяделиктами.
4. По способу защиты административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебномпорядке.
СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
особенности административно-правовых отношений.
1. Они урегулированы нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права.
2. Они возникают, изменяются и прекращаются — в сфере государственного управления.
3. В административно-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего — гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть — подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. В управленческих отношениях налицо соподчиненность воль.
4. Разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений.
5. Данные отношения могут возникать, изменяться или прекращаться либо по инициативе самих их участников, либо по инициативе третьих лиц, в них не участвующих. Согласия или желания второй стороны на возникновение административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против его воли (например, наложение административных наказаний, ликвидация или реорганизация структурных звеньев и др.).
6. Споры, связанные с административно-правовыми отношениями, рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т. е. во внесудебном, порядке. Это значит, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности.
7. Не менее важной особенностью является и то, что невыполнение обязанностей стороной этих отношений влечет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.
Административно-правовое отношение имеет свой состав (структуру).
Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями.
Различие «субъекта административного права» и «субъекта административно-правовых отношений».
Субъект административного права может быть определен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не быть их субъектом.
Субъектами административно-правовых отношений являются
- граждане России;
- иностранные граждане и лица без гражданства:
- государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;
- общественные (негосударственные) объединения;
- служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений;
- представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.
При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, т. е. момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений:
— у граждан России правосубъектность возникает с момента рождения;
— у юридических лиц — с момента образования их в установленном порядке;
— у государственных и общественных (негосударственных) служащих наступает с момента зачисления их на должность.
Общим объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом — поведение субъектов. В каждом конкретном административно-правовом отношении его участники осуществляют те предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом,объект — это то, по поводу чего возникает правоотношение.
Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, т. е. это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
юридические факты делятся на действия и события.
Действия — юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей (например, подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление проверки и т. п.). Особой разновидностью действий являются юридические формы исполнительной деятельности — индивидуальные акты управления (приказ министра о структурных изменениях в ведомстве, постановление начальника органа внутренних дел о наложении штрафа и т. п.).
Действия бывают правомерными и неправомерными.
Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм.
Неправомерные действия, которые не соответствуют требованиям норм административного права, нарушают их. Это прежде всего правонарушения (деликты), влекущие за собой возникновение административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, предусмотренных административно-правовой нормой.
События — это явления, не зависящие от воли людей:
рождение, смерть человека, наводнение, землетрясение, эпидемия, пожар и т. п. В условиях стихийных бедствий, например, действуют иные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем и возникают административно-правовые отношения.
Контрольные вопросы и задания
1. Как вы считаете, почему административные правоотношения — это, как правило, властеотношения ?
2. Как соотносятся между собой материальные и процессуальные нормы?
3. Определите границы действия территориальных административно-правовых норм.
4. Каковы способы и формы реализации административного права?
5. Назовите субъекты и объекты административно-правовых отношений.
6. Как вы понимаете «вертикальность» и «горизонтальность» административных правоотношений? Приведите примеры.
Задача № 1Определите, какие из нижеприведенных актов несут в себе положения разрешительных административно-правовых норм: водительское удостоверение, санкция суда, решение местной администрации о регистрации брака до достижения 18-летнего возраста, охотничий билет; награждение именным оружием, допуск к работе на крановой установке.
Задача № 2На экзамене по административному праву на вопрос об особенностях административно-правовых отношений студент гр. ЮПБ-14 Родин Максим ответил следующее: одной из сторон данных отношений всегда выступает государственный орган или его представитель; эти отношения всегда носят вертикальный характер; возникают по инициативе одной из сторон; стороны этих отношений юридически не равны; субъективные права сторон защищаются в административном порядке.
Насколько точен ответ студента Родина Максима.?