Война с моголистаном и новый заговор
Спор с Хорезмом был улажен в сознании Тимура; его авторитет значительно вырос благодаря бракосочетанию его сына с принцессой из рода Чингисидов — обстоятельство, которое в глубине души понимали и враги. Мог ли он теперь рассчитывать какой-то отрезок времени спокойно поцарствовать? В 1374 году ему, по крайней мере, не нужно было отправляться в поход. Но в северной части улуса Чагатая, на другом берегу Яксарта, могущественный эмир Камар-ад-дин из рода Дуглатов все еще не был покорен. Вдобавок, все попытки Тимура удержать у власти Кебек-Тимура, преданного ему хана, провалились. Но теперь, после победы над Хорезмом, Тимур чувствовал в себе достаточно силы, чтобы навести, наконец, на Севере порядок по своим представлениям. Нигде не идет речь о каком-нибудь вызове или угрозе со стороны властителей с другого берега Яксарта. Создаетсявпечатление, что Тимур сам взял в руки тетрадь и писал. Вероятно, он уже давно планировал этот поход. Выступление было назначено на первый день месяца шабан 776 г., то есть на 5 января 1375 года. Самым благоприятным временем года для военного ремесла считалась весна44, и Тимур, вероятно, намеревался разбить своих врагов на их собственной территории еще до того, как они смогут вооружиться к бою. Подобная опрометчивость — не считаться с природными условиями — характерна для Тимура; на этот раз она чуть не погубила его. Вскоре после выступления из Самарканда необычайно сильный снегопад и жестокие морозы сделали невозможным дальнейшее продвижение. Не только большое количество приведенного с собой скота вымерло, но и войска понесли большие потери. Ничего не оставалось, как вернуться в Самарканд и ждать наступления теплого времени года.
Только на два месяца позже, чем было задумано, можно было делать новую попытку. Авангард был доверен новобрачному, сыну Тимура Джахангиру; его сопровождали Мухаммед, сын Байяна Зюлдуса, и Адилшах, сын Бахрама Джалаира. Бои проходили благоприятно для жителей Мавераннахра. Джахангир одержал победу над Камар ад-дином; когда Тимур со своими основными силами начал наступать, удалось захватить большие трофеи. Тысячи пленных были отведены в Самарканд. Джахангир продолжал по приказу отца преследовать врагов и захватил, между прочим, и жену Шамс-ад-дина, второго могущественного на Севере человека45 наряду с Камар-ад-дином, а также их дочь Дилшад Аджу. Когда Тимур узнал об этом удачном улове, он поспешил со своими частями вслед и скоро догнал своего сына; «и Феникс его стремления бросил свою тень счастья на ту ветвь на родословном дереве эмирата, на Дилшад Аджу». Немного позже, при дальнейшем продвижении, справили свадьбу. Узген была самая восточная точка, которой он достиг в Ферганской долине46.
На обратном пути он снова продвигался через Ходжент, резиденцию рода Джалаиров. Как это было принято, Адилшаху пришлось устраивать праздник в честь правителя Тимура. Ожидали подачи блюд; Тимур наблюдал, как разрезали баранов. Что-то вызвало его подозрения. Не теряя драгоценных секунд, он встал, вышел из палатки хозяина и поспешил назад в свой лагерь. Снова он едва ускользнул от покушения, так как вскоре после этого распространился слух, что Адилшах и Мухаммед Зюлдус договорились с эмиром Туркеном из рода Арлатов захватить Тимура в тот момент, когда ему будут подаваться блюда. Четкого доказательства заговора сразу, конечно, нельзя было найти. Поэтому Тимур, должно быть, сначала оставил это дело. Он разбил к западу от Карши свой зимний лагерь. Адилшах боялся мести Тимура так сильно, что еще той зимой прибыл к Карши, унижался перед Тимуром и во всем признался. Этим он спас себе жизнь. Мухаммед Зюлдус, наоборот, был схвачен и осужден. По отработанному образцу нашелся один представитель его рода, который должен был искупить убийство. И два сына Баязида Джалаира были признаны виновными и казнены47. Снова Тимур удачно избежал величайшей опасности и снова были ослаблены могущественные кланы, которые могли подорвать его единовластие над Мавераннахром. Но они не считали еще потерянным свое дело.
Тимур из-за всех этих событий смог еще больше убедиться в том, что он действительно находится иод особой защитой Бога. Но это не сделало его беззаботным. Наоборот, все отчетливее в нем проявляется теперь черта характера, которая отличала его от многих эмиров его империи и от большинства людей вообще, черта характера, которой был обоснован его успех, но не в последнюю очередь и его гибель. Он не любил оставлять дела нерешенными и при этом уговаривать себя, что все к лучшему и можно успокоиться на успехах, которых уже достиг, а остальное незначительно и разрешится само собой. Самообман о состоянии дел и удобства, обоснованные таким самообманом, были совсем ему несвойственны.
Весной 1376 года он снова обратил свое внимание на Юсуфа Суфи в Хорезме.Только при угрозе еще одного похода его можно было заставить сдержать свое обещание. Теперь Тимур хотел испытать, как на самом деле обстоят дела с лояльностью этой династии. Через посланника он призвал их двинуть свои войска48. Вероятно, для него здесь речь шла об окончательном уничтожении Камар-ад-дина, войскам которого в последние годы он, правда, нанес большие потери, хотя не достиг окончательного покорения.
К его разочарованию сразу стало ясно, что он не мог положиться на хорезмийцев. Этого нельзя было оставить без внимания. Он решил сам возглавить военный поход в Хорезм, третий за несколько лет. На борьбу с Камар-ад-дином он отправил своего сына Джахангира с тридцатитысячным войском, к которому также отрядил Адилшаха с Джалаирами и неким Сарибоджой из того же рода, который командовал отрядом кипчаков. В Самарканде остался только наместник Тимура.
Снова выяснилось, как мало стоят заверения в преданности, которые высказывал эмир. Адилшах воспользовался благоприятным моментом, уговорил Сарибод-жу изменить Джахангиру; оба поспешили назад и начали осаду Самарканда, который остался без своего самого сильного защитника. Конечно, не случайно и в войске Тимура, с которым он двигался к Хорезму, начался бунт. Туркен Арлат, о котором известно, что он был замешан в заговоре Адилшаха, бежал со своим подразделением из войска Тимура, но его, конечно, быстро догнали, схватили и убили 49. Тимур же продолжил свой поход; только на территории Ката он узнал о предательство, из-за которого провалилось дело его сына. Тимур сейчас же повернул назад, Джахангир присоединился к нему и снова возглавил авангард. Под Бухарой он натолкнулся на войско Адилшаха и Сарибоджи, которые, очевидно, искали встречи. Джахангир одержал верх, побежденные убежали к Урус-хану, властителю Белой Орды. Но там они задержались ненадолго: поссорились с наместником, которого Урус-хан поставил над ними, убили его и бежали на восток, где Камар-ад-дин принял их. Тимур в наказание расформировал клан Джалаиров, насколько это было в его власти, и распределил его среди эмиров. В Андижан (Ферганская долина) он передислоцировал войска под командованием своего сына Умар-шейха, так что этот стратегически важный район, из которого войска Севера так часто нападали на Юг, используя нерешительность Джалаиридов, был теперь защищен лучше50.
Однако эти меры не удовлетворили Тимура. Он сам двинулся на Север, так как его сын попал в угрожающее положение, как только прибыл туда. Камар-ад-дин оказался в дальнейшем очень опасным врагом; он устроил Тимуру засаду. С двумястами человек Тимуру удалось отбить двадцатикратно превосходящие силы противника. То, что он спас себе жизнь, хронисту кажется чудом, нет, еще одним доказательством божьего покровительства.
Если обсуждать жизненный путь и дела того величества на основании опыта и знания, то подтверждается, что внешние и внутренние черты этого великого человека, наделенного властью небесами, освещались светом божественной силы, так как, во-первых, в тот день члены тела, естественно, внешность того величества, совершили героический поступок, во-вторых, той ночью, когда окна его сознания соответственно божьему слову: «Мы подарили вам сон для отдыха!»51 были затемнены занавесом сна и святая душа обращена внутрь, его внутренний мир видел благодаря чистоте зеркала его светлого сердца образ шейха Бурхан-ад-дин Килиса в благочестивом сне, который является одним из сорока шести видов пророчества; перед ним предстал он во всей учтивости и попросил его о помощи для своего любимого сына Джахаигира, которого он оставил больным в Самарканде: «Вымоли у Бога для меня моего сына!» Шейх ответил: «Покорись Богу» и ни одним словом не упомянул сына. И когда знатный господин проснулся, он знал, что этот случай не закончится так, как он желает, и в глубоком беспокойстве послал он своего писаря... срочно, чтобы он принес точную весть. После этого ему снова снился его сын, и он еще больше опечалился. Он говорил эмирам и своей свите: «Я думаю, что я никогда не увижу своего сына! Не скрывайте от меня, что с ним!» Они стали перед ним на колени и поклялись, что они... ничего не знают о состоянии принца 52.
Тимур дал еще один бесполезный бой Камар-ад-дину, затем заторопился назад, в Самарканд. Только слишком быстро его недоброе предчувствие подтвердилось. Вельможи и высшая власть города потянулись к нему навстречу, как и подобало, — однако с непокрытыми головами, на плечах черные войлочные накидки, под громкие причитания. Глубокая скорбь, даже отчаяние охватили Тимура; его любимому сыну исполнилось двадцать лет. И ближайшие доверенные Тимура были потрясены. Саиф-ад-дин, его старый боевой товарищ, был внутренне возбужден своенравной, обманчивой сущностью мира настолько, что, он полагал, познал бессмысленность своих прежних деяний; он попросил у Тимура разрешения отправиться паломником в Хиджаз, к святым городам ислама.
Удар судьбы парализовал энергию Тимура. Но борьбой с упорными противниками в Мавераннахре, а также с Камар-ад-дином несмотря ни на что нельзя было совершенно пренебречь. Войска скоро отступили на северо-восток. В остальном из Отрара зорко наблюдали, что предпринимают кипчаки Белой Орды. Узнали, что в пограничной области слоняется Адилшах из Джа-лаиров со своей бандой. Маленькая поисковая развед-грулпа, посланная Тимуром, разыскала его и убила 53.
УНИЧТОЖЕНИЕ ХОРЕЗМА
Шаг за шагом Тимур закреплял свою власть над Ма-вераннахром. Кланы Апарди, Кайхосрова из Хотталана и Джалаиры были самыми главными врагами, над которыми он до сих пор одерживал верх благодаря своей осторожности, стойкости и способности все снова и снова очень трезво оценивать свое положение. В самом Мавераннахре только с трудом можно было подвергнуть его правление опасности. Но все эти успехи имели и свои недостатки, так как любой эмир, которого он свергал, постоянно поддерживал какие-нибудь внешние связи. Также за общепризнанными границами улуса Чагатая некоторые князья чувствовали себя задетыми происходящим между Оксом и Яксартом; они были обязаны — или только пытались — терпеть того или другого противника Тимура на своей территории, а может быть, и более того, так как усиление нового центра тюркско-монгольской власти должно было раньше или позже скреститься с их собственными устремлениями. Триумфальное шествие против врагов для Тимура означало неизбежно увеличение дрязг с соседними правителями. Это могло непременно отразиться на его положении в Мавераннахре.
Так появилась необходимость строгого контроля над Ферганской долиной из-за втягивания Джалаиров в происки князей Севера. С туменом Арпади, тысячей рода Карлук и другими объединениями Тимур послал своего сына Умар-шейха в долгий путь в Андижан. Во время контрнаступления Камар-ад-дина некоторые монгольские подразделения, только недавно примкнувшие к Умар-шейху, изменили и поставили молодого полководца в такое затруднительное положение, что он должен был просить своего отца о подкреплении. Тимур потом сам, как мы знаем, снопа наступал на Ферганскую долину. При этом ему пришлось сурово угрожать явно недовольным жителям Мавераннахра, что он велит казнить каждого, кто попытается увиливать54. Тимур не мог беспрерывно нести войну, чтобы в любом месте империи и за ее границами быстро накрыть врагов и их союзников и уничтожить их. Он также должен был искать и другие пути для безопасности своей власти. Большого выбора не было, он все еще пытался расположить к себе князей за пределами Мавераннахра посредством женитьбы. Завязывание супружеских уз было, как нас научил уже Тимур борьбой со своим тестем эмиром Хусейном, довольно сомнительным мероприятием для установления или сохранения полезных связей, но кроме войны это, может быть, было единственное средство. В случае племянницы Юсуфа Суфи с алчностью Тимура было связано и кое-что другое: она же была одной из Чингисидов, а Тимур вынашивал план поженить ее с одним из своих сыновей, конечно, не только с целью закрепить дружественные отношения с Хорезмом. Ему было важно повысить авторитет своих сыновей, а этим и свой.
О таком виде престижа вряд ли шла речь во время миссии к Джият-ад-дину, правителю Герата, отец которого из-за честолюбивого желания стать султаном был наказан Казаганом войной и унижен55. Менее одного поколения назад один Картид позволил оскорбить себя ильханскому эмиру низшего ранга, который вряд ли был способен править56. Тимур велел передать правителю Герата, что между ними обоими существует старая дружба, которой нельзя дать разрушиться; Тимур уверял, что у него, наоборот, желание вместо вражды установить согласие. Джият ад-дин понял, что подразумевалось. Он попросил официального ответа, приемлем ли его брат Пир Мухаммед в качестве свата. Тимур предложил выдать замуж в Герат дочь своей сестры. Жених явился с подобающей свитой в Мавераннахр и имел возможность ближе познакомиться со своим будущим тестем в 1379 году во время его четвертого похода на Хорезм57.
Политика Тимура с использованием браков (это можно четко пронаблюдать) отражает широту его политических целей, а они удивительно тесно связаны с тем, что могло осуществиться в данных обстоятельствах. Так, его любимый сын Джахангир взял в жены не только принцессу из Хорезма, но также дочь эмира Хизира из ясавурьян и дочь эмира Кайхосрова58. Оба эти брака отчетливо показали нобходимость сделать друзьями предводителей мощных мавераннахрс-ких «мирных объединений»; и только когда Тимур поверил, что он укрепил свою власть изнутри, он передал Юсуфу Суфи свое требование и принудил его выдать невесту, припугнув походом.
Правда, у наблюдателя создается впечатление, что многие из этих связей через длительный промежуток времени мало что могут изменить. Разве не стал Кай-хосров в конце концов одним из непреклонных противников? Политические женитьбы многозначны. Как в случае с Хорезмом, так и с Картидами именно Тимур выдвинул требование и осуществил его. Ни Юсуф Суфи, ни Джият-ад-дин не сомневались, что переговоры велись не на равных. Тимур полагал, что эти браки и многие другие, которым он способствовал на таких основаниях, могли действительно служить цели установления хороших отношений с соответствующими княжескими домами — но именно при условиях, которые диктовал он. Поэтому браки всегда имели в себе что-то от политического порабощения, и мы можем предположить, что это частично имело место и в связях, которые он завязал с равными себе эмирами в Мавераинахре. Ему они должны были принести выгоду; по если ситуация складывалась неудачно, то нужно было ее обойти — во всяком случае его эти связи ни к чему не обязывали.
Заговор Адиллаха привел Тимура к конфликту с Белой Ордой. Казалось, после заговора ему представляется возможность решить это дело в свою пользу без войны; он надеялся привести к власти в восточном Кипчаке претендента по своему выбору. Это пока не удавалось. В конце 1376 года он решил, что настало время подчинить себе империю Белой Орды военной силой. Еще во время этих боев, подоплеку и обширные последствия которых нужно обсудить в другой связи 59, хорезмийцы воспользовались возможностью напасть па Бухару и разграбить ее. У Тимура сначала не было возможности отправить посланника к Юсуфу Суфи и возмущенно потребовать объяснения, что могло послужить поводом для такого враждебного отношения после свершившегося пород нения60. Мы и сейчас еще помним, что Тимур сам после смерти находившейся с ним в браке сестры эмира Хусейна больше не стал себя удерживать от того, чтобы довести войну до горького конца его шурина; Джахангира уже не было в живых — значит, Юсуф Суфи мог чувствовать себя свободным от какого-либо давления.
Соответственно неприветливо, даже враждебно он обошелся с посланниками Тимура. Ввиду этого «пульсирующая артерия гнева у «господина счастливых обстоятельств» вызвала жажду мести», и в первые месяцы 1379 года он выступил из зимнего лагеря, напал на территорию Хорезма, где снова захватил огромные трофеи — «розовощеких девочек, работоспособных пленных, выносливых лошадей, верблюдов и овец в несметном количестве» — и блокировал столицу. Юсуф Суфи предложил Тимуру не проливать кровь невинных людей из-за этой ссоры. Пусть поединок один на один решит дело. Тимур подтвердил, что это решение полностью соответствует его натуре. Он привязал меч к поясу, вскочил на коня и поскакал к крепости. И снова хронисты описывают сцену, в которой князья и эмиры, пристыженные решимостью и мужеством Тимура, пали перед ним на колени и умоляли его отказаться от такого решения60. «Разве положено, чтобы господин, которому мы служим, собственной персоной вступал в бой, пока мы, холопы, живы?»61, — спрашивает его сподвижник Саиф-ад-дин, который недавно вернулся из своего краткого паломничества62. Тимур даже не слушает его, оскорбляет грубыми словами, скачет к краю крепостного рва. Там он восклицает: «Я пришея, как ты просил, Юсуф Суфи! Выходи и ты! Посмотрим, кому Бог присудит победу!» Но Юсуф Суфи не осмеливается; он раскаивается в своем вызове, «и весь мир выразил одобрение отваге, смелости, сердечной мощи Тимура и его совершенному доверию Богу и увидел трусость, малодушие и самохвальство противника»63.
Можно допустить, что Тимур сам умел воевать даже теперь, когда достиг почти пятидесятилетнего возраста. Он это доказал в Ферганской долине, когда с маленьким отрядом оказался в тылу врага64. Конечно, подозрительно, что о подобной сцене рассказывают из первой войны против Хорезма. Но в том случае вступление Тимура в бой было обосновано положением на данный момент: хорезмийцы, воодушевленные предательскими обещаниями Кайхосрова, неожиданно напали на осаждающих, которые не были настроены на битву. А теперь все производит впечатление инсценировки — когда все оставляют для дальнейшего приукрашивания. Драматическое появление Тимура перед крепостным рвом выполняет важную задачу, конечно, если считать это действительностью. Он должен был на глазах у всех показать Юсуфа Суфи неправым, заставить сомневаться в его способностях правителя и героя, но одновременно внушить уверенность в победе тем, кто воевал на стороне Тимура. В первую очередь именно ради них он скачет до стен крепости. Он показывает, что у них религиозное и моральное превосходство и поэтому они могут тоже ждать триумфа. Издевательство и моральная дискредитация врагов относились, как будег показано на других примерах, к необходимой подготовке битвы65.
И во время всех этих событий господину счастливых обстоятельств принесли из Термеза первый плод года, дыню. Следуя своему благородному характеру, он обещал: «Юсуф Суфи сидит напротив меня. Пошлите ему на золотом подносе часть этого первого плода!» Эмиры преданно говорили: «Золотой поднос не нужен! Мы хотим отослать ее в деревянной посуде». Его величественный разум не хотел это признать, и тогда ее отнесли, соответственно приказу, на золотом подносе к берегу крепостного рва. И тут кто-то за стеной спросил: «Что лежит на подносе?». Доставивший дыню ответил: «Дыня, первый плод! Господин счастливых обстоятельств посылает ее Юсуфу Суфи! и опустил там поднос и вернулся. Те достали ее и принесли Юсуфу. Юсуф со своей ничтожно маленькой проницательностью отдал приказ бросить дыню со стены в крепостной ров и подарил поднос охраннику ворот66.
Теперь должна разгореться решающая битва. Отряд хорезмийцев выбрался из крепости; сын Тимура Умар-шейх переплыл со своими воинами ров. Хорез-мийцев заставили остановиться, их атака была отбита. Воины Мавераннахра запустили катапульту и разрушили здания в крепости. Более трех месяцев продолжалась борьба. Между тем, как прежде его брат, Юсуф Суфи заболел и умер. Хронист отмечает, что это еще одно обстоятельство, которое указывает удачу, данную богом Тимуру. Разве он не велел возвестить в тот день, когда вызывал на поединок Юсуфа Суфи перед стеной крепости, что тот, кто нарушит слово, заслуживает смерти?
«И когда волк исчезновения разрывал рубашку жизни Юсуфа67 в клочки, львы дубравы победы и пантеры вершины мужества, герои войска коронованного господина счастливых обстоятельств кинулись на город и перевернули все вверх дном68. В месяц рад-жаб 782 (х) (начался 14 сентября 1379) крепость сровняли с землей; раздоры между членами семьи правителя после смерти Юсуфа парализовали любое сопротивление. По приказу Тимура все лица, которые разбирались в каком-нибудь ремесле или искусстве, были угнаны в Мавераннахр и поселены в Кеше. Там их обязали построить резиденцию, соответствующую власти Тимура, и расширить крепостные сооружения69.
ГЕРАТ И ТУС
В 1378 году Саиф-ад-дин вернулся после своего паломничества, в которое он отправился, когда Джахан-гир так неожиданно умер. Теперь он мог рассказать Тимуру не только о событиях во время его хаджа в далеких местах деятельности Пророка, но и дать подробный отчет о политической ситуации в Иране, через который ему пришлось проехать во время своего путешествия. Он наглядно описал политическую разобщенность и неразбериху, охватившие страну, — обстоятельства, с которыми как раз пытались справиться на юге улуса Чагатая. В Иране, однако, руководили все еще своими полками «диадохи», мелкие князья, разделившиеся на массу наследников, которую оставила империя ильханов, погруженная в анархию. Сообщение Саиф-ад-дина утвердило Тимура в мысли обратить в будущем больше внимания на Иран. Благодаря его связям с Картидами в Герате и не в последнюю очередь на основе его личного опыта, который он когда-то смог приобрести в Махане, он мог считать Иран, по крайней мере северо-восток Ирана, не совсем чужим, незнакомым. И вообще, поразмыслив, правитель Мавераннахра решил, что нельзя пренебрегать этой страной.
Картиды Герата ни в коем случае не были незначительной династией, когда они в 1351 году еще подчинялись Казагану. Давайте вспомним! Пятого августа 1349 года Пир Хусейн Карт велел возвысить себя до титула султана, чего не одобрил род Чагатая, считая это заблуждением честолюбия, направленного против традиций. Но речь шла не только о наказании неприличного тщеславия. Пир Хусейн Карт был тогда в союзе с правителем Дели Мухаммедом Туглак-шахом (прав. 1325-1351). В одном письме о причинах его самовозвышения он писал: «Неурядицы в стране взяли верх, повсюду зашевелились «диадохи» ильханов; «сфера королевской власти ринулась в водоворот анархии»; ученые и сайды считали, что нужно срочно предложить, чтобы могущественный Султан мужественно взялся за трудное дело и установил покой и мир. Целью письма было обеспечение признания титула султана правителем Дели, который уже много раз проявлял интерес к требованиям стран, граничащих с его империей на севере70.
Итак, уже тогда возникла идея уничтожения диадохов! Пользующиеся уважением населения сайды и ученые, поддержки которых теперь добивался Тимур, уже тогда способствовали этой мысли! Поражение Пир Хусейна от Казагана в свое время будет, вероятно, препятствовать осуществлению идеи, но теперь Тимур взялся сам за эту цель. Конечно, сами Картиды были для него едва ли больше, чем «диадохами», т.е. теми, кого стоило обуздать. Отношения с ними и без того еще не были отрегулированы так, чтобы он был ими удовлетворен.
Правда, Джият-ад-дин не понял намека и волей-неволей ходатайствовал о породнении. После войны против Хорезма он не мог больше сомневаться в том, что это слово означало в понимании Тимура. Теперь, когда угнанные хорезмийцы работали над расширением Кеша, Тимур нашел время завершить дело. С большой роскошью была сосватана невеста принцу Герата. После участия в последней войне против Хорезма он попросил своего тестя разрешения вернуться на родину. Ему это было позволено, и немного позже за ним последовала его молодая жена. Джият-ад-дин использовал все средства, чтобы как можно роскошнее устроить прием.
Он велел приготовить все, что нужно для праздничного пира. Город и окрестности он украсил прелестно, как сад Ирама71. И... от моста до рынка он велел установить триумфальные арки. От каждого ремесла было представлено необычное свидетельство его искусства. Пекари построили из хлеба минарет, внутрь которого можно было подняться, и подобное же сделали чесальщики шерсти из хлопка. Ткачи шелка показывали передвижной ткацкий стул, за которым кто-то работал. И так представители каждой профессии сочинили что-нибудь соответствующее. Ворота и стены завесили византийскими и китайскими парчовыми тканями. Придали форму красивым куполам, над верхушками которых не могла пролететь даже птица с быстрыми крыльями и архитектурный стиль которых не могли разгадать мысли и чувства. Сверкание, резьбы на мечах и блеск оружия, прикрепленного на боку, слепили глаза подобно солнцу, даже купола сверкали как шкатулка, полная драгоценных камней, и были там знаки зодиака со всеми их звездами; быт такое впечатление, как будто бы светящиеся тела неба опустились на землю. Певицы, подобные Венере, играли на арфах и пели в манере Венеры, и со звучанием струп они дарили сердцу наслаждение духа, а телу хмельной напиток. Несколько дней провели в радостных торжествах, и каждый день доставлял наслаждение эмирам по-новому роскошными пиршествами и подарками, какие приличествовали правителям, а слуг и дружину одарили в зависимости от ранга почетными одеяниями и наградами72.
В источнике, из которого взято это сообщение, также сказано, что посланники должны были передать Джият ад-дину «предупреждающие слова и искренние советы»73. Можно догадаться, что скрывается за этой формулировкой. Тимур поставил перед собой цель: если не уничтожить сначала в Хорасане господство «диадохов», которые превратили весь Иран в необозримую картину ссорящихся друг с другом княжеств, то хотя бы подчинить своему наводящему порядок господству74. Может быть, в конце 1379 года, в связи с путешествием молодой принцессы во дворец Герата, Тимур огласил более четко, чем в «искренних советах», что он задумал. Он хотел провести день заседаний, на котором должно было обсуждаться умиротворение Хорасана, и гератского правителя Гият ад-дина, с которым он теперь породнился, он позвал по этому поводу в Мавераннахр. С независимостью «диадоха» Герата следовало покончить. Но разве невозможно было поднять контрсилы и отразить атаку Тимура, которую следовало ожидать? Сначала Джият-ад-дин пытался выиграть время; он велел передать, что готов прийти, пранда, настаивая на том, чтобы доверенное лицо Тимура Саиф-ад-дин сопровождал его. Эта просьба была выполнена немедленно; Саиф-ад-дин появился в Герате еще до того, как Джият ад-дин смог осуществить свои тайные планы. Так Саиф-ад-дин стал непрошенным свидетелем мероприятий, которые выдали все, что угодно, только не теплую симпатию и сердечное доверие по отношению к Тимуру. Уже давно занимались здесь тем, чтобы протянуть вокруг города кольцо укреплений, которое включало бы многие поселки и сады. Это сооружение, вероятно, теперь было закончено; с большим усердием накапливали в крепости запасы. Джият-ад-дин дал знать посланнику Тимура, что он как раз готовится к путешествию и должен прежде всего еще приобрести подобающие подарки. Некоторое время Саиф-ад-дин позволял задерживать себя, но когда он «прочитал в описании современных обстоятельств Джият ад-дииа, что тот изобразил пером мысли на доске своей фантазии», он немедленно отправился назад75.
Совещания в Мавераннахре, таким образом, должны были состояться без Джият-ад-дина; но это, очевидно, в такой степени изменило их содержание, что теперь было ясно — Картиды первыми почувствуют гнев Тимура и его желание покончить с мелкими князьями. В противоположность этому Али Бек из Джаюн-Курбана, этот князь, в темнице которого когда-то множество блох набросилось на Тимура и эмира Хусейна, посчитал более разумным обойти грозящую беду, которая казалась неизбежной, таким образом, чтобы она его не погубила. Он отправился к Тимуру, — конечно, это был трудный шаг, — получил прощение и служил ему советником в войне против Картидов. Конечно, Тимур и с ним породнился.
Тимур не хотел лично руководить операциями против Хорасана. Главнокомандующим созванного осенью 1380 года войска и правителем провинции, которую нужно было завоевать, был намечен Мираншах, его четырнадцатилетний сын. Он провел осень и зиму на территории Балха и Шибаргана; весной 1381 года он выступил против Бадгиса, который принадлежал роду Картидов. Между тем Али Бек предложил Тимуру поддержку, так что Тимур сам вступил в бой. Он переправился через Оке, заручился тем, что до сих пор всегда оправдывало себя, — благословением святого, на этот раз Баба Сюигю, который обитал в Андхое и считался божьим человеком, потому что обычно делал совершенно немыслимые вещи, которые считали знаком суфинского экстаза. На этот раз, увидев Тимура, он швырнул в него мясо грудинки убитого животного. Тимур очень обрадовался: «Бог подарит мне Хорасан, который обозначают частью груди поверхности земли!» 76. В действительности так и произошло. Империя Картидов, которая при Джият-ад-дине охватывала большую часть Хорасана, включая Нишапур, была взята город за городом; и способные оказывать сопротивление, даже считающиеся неприступными крепости большей частью захватывали очень быстро — для хрониста, бросающего взгляд на прошлое, абсолютно точный знак для так же быстро совершающегося захвата всего Ирана77, который должен был произойти немного позже. Скоро войско Тимура стояло перед Гератом, хотя Али Бек не выполнил своих обещаний. Крепость была взята приступом, Джият-ад-дин отошел в город, который еще не сдался. Воины Мавераннахра захватили при этом две тысячи пленных из вражеских войск. Тимур придумал одну хитрость, чтобы взять и город без больших усилий. Он приказал сочинить многочисленные послания следующего содержания: каждый житель Герата, который вернется в свой дом и там будет спокойно ждать окончания боев, будет прощен; кто же окажет сопротивление, должен винить себя за свою дальнейшую судьбу. Вручив такие послания нескольким пленным, их отпустили на свободу. Боевая отвага воинов Герата сразу же ослабела, и Джият-ад-дину ничего не оставалось, как сдаться.
Когда он опустился на колени перед Тимуром и покорился, Тимур подарил ему почетную одежду и пояс, унизанный драгоценными камнями. На следующий день из города вышли также сайды, ученые и беки, чтобы поцеловать землю перед завоевателем. После этого им сообщили жесткие требования, которые предъявил завоеватель. Крепость должна быть снесена; в виде возмещения за пощаду с населения потребовали уплаты больших денежных сумм. Самые значительные ученые, ремесленники и художники, всего двести человек, были отобраны и отправлены в Кеш. Ворота городского укрепления, которые были обиты железом и украшены рельефом и надписями, были сняты с петель и также переправлены в Кеш, где были встроены в оборонительные сооружения, которые начали строить78.
Самый важный из «диадохов» Хорасана был теперь покорен. Остались сарбадары, центром которых был Сабзавар. Тимур уже послал туда войско. Он сам направился в Тус, где правил нерешительный Али Бек, отказавший ему в помощи, о которой они договорились. Запад Хорасана представляла территория Мазендерана; она охватывала покрытые лесом бассейны рек Атрека и Горгана, которые выходят на южную часть восточного берега Каспийского моря. Страной правил эмир Вали, о взлете которого еще должно быть кое-что сказано. Тимур подступил к ней со своим войском, и эмир Вали и Али Бек сразу заявили, что они считают его своим верховным правителем. Тимур, конечно, был готов к битвам. На могиле Абу Муслима, человека, который однажды руководил восстанием в Мерве, жертвой которого стал халифат Омейядов в Дамаске, молил он Бога о поддержке в его походе. Али Бек поспешил ему навстречу лично, был допущен к «целованию ковра» и просил прощения за свои упущения. И правитель сарбадаров Ходжа Али явился и уверял Тимура в своей преданности. Тимур, хотя и хвалил поведение Ходжи Али, был неприятно поражен его признанием, что он является сторонником шиитского учения о Двенадцатом имаме79, — воспоминание о поступках Абу ль-Маали и его брата, которые хотели подготовить возвращение исчезнувшего имама, еще, конечно, не изгладилось из памяти. «Кто оставит мою сунну, потеряет мое заступничество!» — сказал Пророк. Ходжа Али ответил без промедления, что верноподданные следовали в вере за своим правителем. Тимур был доволен этим ответом. Как Али Бек, так и Ходжа Али были одеты в почетные одеяния, приняли пояс и меч и должны были рассматриваться как сопровождающие Тимура. Тимур продвинулся дальше на запад и вступил под Исфаганом в область, в которой эмир Вали был князем. К нему отправился посланник, который еще раз призвал его явиться к Тимуру. Эмир Вали согласился и обещал скоро приехать.
Так как 1381 год близился к концу, Тимур отказался от того, чтобы продолжать следить за этими делами. Сабзавар, резиденция Ходжи Али, он подчинил одному эмиру, пользующемуся его доверием; он отпустил правителей, которые стали его сопровождающими, в том числе и Картида Джият-ад-дина, которого привел с собой после победы над Гератом. По всей вероятности, он велел доставить в Самарканд его брата Мухаммеда заложником. Он сам отправился в зимний лагерь под Бухарой, оставаясь, таким образом, вблизи Хорасана. Своего сына Мираншаха он оставил наместником. Его квартира находилась под Са-раксом, хотя и вблизи границы, но скорее на хора-санской стороне Окса80.
Все было готово к тому, чтобы Тимур смог навести свой порядок в Хорасане следующей весной, так как ему, должно быть, стало ясно, что преданность князей — только притворство. Едва он повернулся спиной, Али Бек и эмир Вали установили связь друг с другом и решили осаждать в Сабзаваре Хаджи Али, который не хотел нарушать клятву. Нужно было бы срочно обоим преподать урок, подобный тому, который, должно быть, научил Джият-ад-дина. Но Тимур был как бы парализован. Смерть одной из дочерей выбила его из колеи; не обращая внимания на необходимость заниматься повседневными делами правителя, он отдался своей боли точно так же, как это было после смерти Джахангира. Только его старшей сестре удалось настойчивыми упреками напомнить ему о его обязанностях81.
Али Бек твердо рассчитывал на то, что Тимур нападет не на него, а на эмира Вали, так как он еще не покорился и был из них двоих, конечно, более могущественным. Но Тимур неожиданно напал на область Али Бека, взял в качестве трофея все его стада, которые недостаточно хорошо охранялись, и заставил его окопаться в своей крепости Калат. Чрезвычайно подавленный Али Бек сообщил о своей готовности сдаться. В действительности, как известно, он хотел заманить Тимура в ловушку. Калат, расположенный на крутых скалах, было трудно брать, правда, недостаточно трудно для горных отрядов из Бадахшана, которые Тимур привел с собой. Али Бек еще раз заверил, что он готов