Государственное устройство. ОАЭ - федеративное государство

ОАЭ - федеративное государство. В его состав входят 7 эмиратов (княжеств): Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Эль-Фуджейра, Умм-эль-Кайвайн. Каждое из входящих в ее состав княжеств представляет собой абсолютную монархию и сохраняет значительную самостоятельность.

Действует Конституция 1971 г., которая принималась как временная, однако в 1996 г. получила статус постоянной. По форме правления ОАЭ ограниченная монархия особого типа. Принципы разделения властей и выборности госорганов не признаются. Последние формируются путем назначения или делегирования главами эмиратов. Деятельность политических партий и организаций запрещена.

Федеральные органы власти ОАЭ состоят из Высшего совета федерации, главы федерации и его заместителя, Совета министров, Федерального национального совета и Федерального Верховного суда.

Высшим органом государственной власти является Высший совет федерации, состоящий из правителей эмиратов. Каждый эмират имеет в Совете один голос. Для принятия решения необходимо большинство в 5 голосов из 7 с обязательным согласием правителей эмиратов Абу-Даби и Дубай. В компетенцию Высшего совета входят: определение общей политики ОАЭ; утверждение федеральных законов; ратификация международных договоров; введение и отмена чрезвычайного положения; объявление войны; утверждение назначенного главой государства Премьер-министра, председателя Верховного суда и его членов; осуществление верховного контроля над делами федерации и т.д. Все решения Высшего совета ОАЭ являются обязательными и окончательными.

Высший совет федерации выбирает из своих членов сроком на 5 лет председателя Совета и его заместителя, которые являются по должности Президентом (главой государства) и вице-президентом ОАЭ. С 1971 г. Президентом ОАЭ является правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан Аль Нахайян, в 1996 г. он переизбран на шестой срок. Пост вице-президента по традиции занимает правитель Дубая. Глава государства наделен широкими законодательными и исполнительными полномочиями. Он может принимать декреты и акты по всем вопросам, за исключением компетенции Высшего совета; с согласия последнего имеет право распустить Национальный совет, назначает на высшие гражданские и военные должности.

Федеральный национальный совет (ФНС) - совещательный орган парламентского типа, действующий при правительстве и состоящий из представителей эмиратов. Порядок выдвижения последних эмираты устанавливают самостоятельно. В настоящее время все 40 членов ФНС непосредственно назначаются правителями эмиратов из числа представителей знатных семей (деловых кругов и крупных землевладельцев). Срок полномочий членов ФНС - 4 года. В его функции входит обсуждение проекта бюджета страны и отчета правительства о его выполнении, а также рассмотрение законопроектов, разработанных правительством, до их внесения на утверждение Высшему совету федерации. Сам ФНС права законодательной инициативы не имеет. Все поправки ФНС к законопроектам и возражения на последние носят рекомендательный характер. В перерывах между его сессиями федеральные законы могут приниматься вообще без какого-либо участия ФНС.

Исполнительная власть принадлежит Совету министров (Кабинету), который непосредственно руководит всеми внутренними и внешними делами под контролем Президента и Высшего совета федерации. Совет министров возглавляет Премьер-министр, назначаемый и смещаемый Президентом с согласия Высшего совета. По предложению Премьер-министра Президент назначает и смещает заместителя Премьер-министра и министров. Совет министров ответствен только перед главой государства и Высшим советом федерации.

В эмиратах вся полнота власти принадлежит наследному правителю, являющемуся главой правящей династии. Хотя некоторые из эмиратов имеют собственные конституции, все они являются абсолютными монархиями, так как правитель может принять любое решение или отменить акт любого органа своего эмирата.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система ОАЭ носит смешанный характер. В соответствии с Конституцией 1996 г. (ст.7) шариат является основным источником законодательства. На практике мусульманское право регулирует главным образом отношения личного статуса, а также некоторые аспекты уголовных и процессуальных отношений.

С начала 1970-х гг. в рамках общего курса на модернизацию страны в ОАЭ проводится работа по созданию современной правовой системы, в результате которой на федеральном и местном уровнях были кодифицированы целые отрасли права (так, Эмират Абу-Даби уже в 1970 г. принял собственные УК, УПК и ГПК). Нормы шариата применяются напрямую лишь в случае пробелов в законодательстве или в иных случаях, предусмотренных законом.

В центре системы законодательных актов стоит Конституция ОАЭ 1971 г. В ней провозглашаются общепринятые права и свободы граждан федерации: равенство всех перед законом, неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижения, выбора профессии, слова и печати, религиозного вероисповедания, собраний и создания организаций, тайна переписки. Конституция ОАЭ декларирует также основные права граждан в социально-экономической области: на труд и социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание.

Законодательные полномочия разделены между федерацией и эмиратами. К законодательным полномочиям федерации относятся, в частности: общая система судопроизводства, образование, здравоохранение, гражданство и иммиграция, финансы и денежная система, налоги федерации, трудовое законодательство, социальное обеспечение, недвижимая собственность, банковская деятельность и страхование, сельское хозяйство, уголовное, гражданское и торговое законодательство. Однако по некоторым из этих вопросов эмираты имеют собственные кодексы и законы.

Помимо шариата и законодательства определенное значение в качестве источника права сохраняет обычай. Закон о Верховном суде устанавливает, что он в своей деятельности руководствуется, помимо шариата и законов, обычаем, принципами естественного права и права по аналогии, если это не противоречит шариату.

Наконец, чрезвычайно важное значение в качестве источника права имеют решения федерального Верховного суда, особенно вынесенные в порядке конституционного контроля и толкования Конституции.

Наши рекомендации