Размещение заказа государственного (муниципального) заказчика на поставку товаров
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ).
Формирование заказов осуществляется государственными заказчиками, которым выделяются бюджетные и внебюджетные денежные средства, необходимые для решения государственных задач.
Под размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров для государственных нужд.
Способы размещения заказа названы в ст. 10 Закона о размещении заказов.
Размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Необходимо отметить, что, по общему правилу, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. То есть закон установил в качестве приоритетного способа размещения заказов торги в форме конкурса или аукциона.
Решение о способе осуществления размещения заказа принимается заказчиком и уполномоченным органом.
Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта с победителем торгов.
Основания и порядок заключения государственного (муниципального) контракта
Заключение государственного и муниципального контракта на поставку товаров для государственных нужд обладает большой спецификой.
Государственный или муниципальный контракт заключается государственным заказчиком на основе заказа на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком.
Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.
Условие о возмещении убытков, не применяется в отношении казенного предприятия.
В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков.
Порядок заключения государственного или муниципального контракта детально урегулирован ст. 528 ГК РФ. Процесс заключения государственного или муниципального контракта предполагает прохождение ряда этапов:
1. Составление и направление проекта государственного или муниципального контракта государственным заказчиком поставщику.
2. Рассмотрение поставщиком проекта государственного или муниципального контракта с принятием одного из следующих решений: подписание контракта, в случае несогласия составление протокола разногласий, отказ от заключения контракта.
3. При получении стороной государственного или муниципального договора с протоколом разногласий следует согласование сторонами государственного или муниципального контракта разногласий и подписание контракта, либо отклонение протокола разногласий.
4. При недостижении соглашения сторонами или уклонения от заключения одной из сторон- передача спора на рассмотрение суда.
Переговорный процесс заключения контракта должен быть проведен в строго обозначенные в законе срок (ст. 528 ГК РФ).
Заключение договора поставки для государственных (муниципальных) нужд
Заключенный государственным заказчиком и поставщиком государственный или муниципальный контракт может предусматривать различные варианты поставки товаров для государственных нужд.
Прежде всего, поставка товара может быть осуществлена поставщиком непосредственно государственному заказчику, который обязан принять и оплатить поставленный товар. В таком случае отношения сторон регулируются только государственным или муниципальным контрактом. В большинстве случае товары поставляются не самому государственному заказчику, а указанному им лицу, которое и является их покупателем.
В случаях, если предусмотренный государственным или муниципальным контрактом товар или продукция предназначена для поставки конкретному получателю (например, оборонному предприятия, должна быть направлена в районы Крайнего севера), государственный заказчик может выдать получателю отгрузочную разнарядку.
Если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный или муниципальный заказчик направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (п. 1 ст. 529 ГК РФ).
Таким образом, договор поставки товаров для государственных нужд заключается в случае, предусмотренном государственным или муниципальным контрактом.
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику, выданное государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд.
Следует отметить, что извещение о прикреплении покупателя к поставщику является не единственным основанием возникновения поставочных отношений, к числу таковых необходимо отнести государственный или муниципальный контракт, который вместе с извещением о прикреплении покупателя к поставщику составляет сложный юридический состав.
Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.
Государственный или муниципальный заказчик либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары (п. 2 ст. 530 ГК РФ).
Порядок заключения договора поставки для государственных нужд детально урегулирован ст. 529 ГК РФ и он аналогичен порядку заключения государственного или муниципального контракта.
Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных нужд, а также извещение о прикреплении должны оформляться в письменной форме.