Использованные материалы
[1] The Path to the 2008 Presidential Nomination. — America.gov, 16.01.2008
[2] Dan Balz. Feb. 5 Primaries to Pose A Super Test of Strategy. — The Washington Post, 15.01.2008
[3] Q&A: US primary elections. — BBC News, 10.01.2008
[4] Simon Jeffery. FAQ: The US primaries. — Guardian Unlimited, 04.01.2008
[5] Tom Baldwin. Delegate-picking – everything you need to know but were afraid to ask. — The Times, 01.01.2008
[6] Surfing the 'Super-Tuesday' wave. — The Christian Science Monitor, 23.07.2007
[7] Bill Schneider. It could all be over after 'Super Duper Tuesday'. — CNN, 07.02.2007
[8] The Primaries. — Historylearningsite.co.uk
[9] How Does the Primary Process Work? — Project Vote Smart (www.vote-smart.org)
[10] Primary Election. — The American Presidency
37. Регулирование процедуры импичмента в США
Как известно, Соединенные Штаты Америки это государство с президентской формой правления, во главе которого стоит Президент. Процедура избрания, назначения, исполнения и прекращения полномочий Президента прописана в Конституции данной страны. И именно в Конституции Соединенных Штатов, впервые был введен термин «импичмент» или отстранение от должности.
В соответствии, с нормами Конституции США, предусмотрены следующие случаи прекращения полномочий Президента:
- отстранение от должности (импичмент),
- смерть,
- добровольная отставка или «неспособность осуществлять связанные с должностью права и обязанности».
Наиболее частым в американской истории поводом к досрочному прекращению власти являлась смерть главы исполнительной власти.
Наиболее неопределенным основаниям к досрочному прекращению полномочий является импичмент и неспособность осуществлять свои полномочия. Так, критерии, по которым можно признать Президента, неспособным осуществлять свои полномочия, не определены в законе США, поэтому данный вопрос остается открытым и на сегодняшний день, а история США пока не знает ни одного случая отстранения президента от должности по основанию неспособности выполнять свои полномочия.
Что же касается процедуры импичмента, то она была заимствована Соединенными Штатами Америки у Великобритании, и ее механизм выглядит следующим образом: обвинение должна вынести Палата представителей, а осуждающий приговор – Сенат 2/3 голосов. Если обвинение серьезно, то за импичментом может последовать привлечение к обычному суду.
Более подробно процедуру импичмента в Соединенных Штатах можно представить путем выделения следующих стадий:
- Юридический комитет Палаты представителей Конгресса выдвигает инициативу импичмента;
- После прений Палата представителей Конгресса простым большинством голосов от общего числа членов Палаты принимает решение о выдвижении обвинения против должностного лица и предании его суду Сената. При этом формулируются конкретные пункты обвинения «статьи импичмента»;
- Дело об импичменте слушается в Сенате как обычное судебное дело (на началах состязательности сторон, с вызовом свидетелей, истребованием доказательств);
- Сенат выступает в качестве суда присяжных;
- Без обсуждения Сенат принимает решение о виновности должностного лица по каждому пункту обвинения (по каждой статье импичмента);
- Решение о виновности принимается большинством в 2/3 от общего числа сенаторов;
- Если хоть один пункт обвинения наберет голоса 67 сенаторов, импичмент считается состоявшимся и должностное лицо покидает свою должность[1].
Суть процедуры импичмента заключается в том, что Президент, в силу особого должностного положения, не может привлекаться к ответственности на общих с гражданами своей страны основаниях, в связи с чем и разработан особый порядок возбуждения дел об ответственности Президента.
Если обратиться к истории, то впервые Палата представителей попыталась вынести обвинения президенту Д. Тайлеру (1842 г.), в 1868 г. импичмент был осуществлен в отношении президента Эндрю Джонсона, в 1974 г. под угрозой импичмента вынужден был уйти в отставку президент Ричард Никсон. Последняя история с неудавшимся объявлением импичмента связана с президентом Биллом Клинтоном. 19 декабря 1998 г. в палате представителей конгресса США началось голосование по поводу предъявления обвинения Клинтону в лжесвидетельстве и препятствии правосудию. Клинтон был подвергнут импичменту палатой представителей, которая проголосовала за отстранение президента от власти, однако выступивший в качестве суда Сенат 12 февраля 1999 г. оправдал Клинтона.
Необходимо отметить, что если порядок процедуры импичмента включает в себя несколько стадий и детально разработан на законодательном уровне, то основания импичмента, наоборот, не отличаются своей определенностью.
Так, одним из наиболее распространенных оснований привлечения Президента к ответственности является государственная измена.
В США признаки состава такого преступления, как государственная измена, сформулированы непосредственно в самой Конституции. Однако, перечень деяний, составляющих государственную измену, очень узок и не подлежит расширительному толкованию. В соответствии с п. 3 ст. 3 Конституции «государственной изменой Соединенным Штатам считается только ведение войны против них или присоединение к их врагам, оказание врагам помощи и поддержки»[2].
Более детально, данные деяния, должны проявляться в следующем:
«Ведение войны» должно выражаться в конкретных активных действиях, как на территории страны, так и за ее пределами, направленных против безопасности США (организация военизированных формирований с целью ведения вооруженной борьбы с правительством, захват государственно-важных и военных объектов, вооруженное сопротивление действиям правительства и.т.д.).
«Присоединение к врагам» выражается также в совершении конкретных действий, направленных на оказание врагу помощи или поддержки, путем ведения соответствующей пропаганды, предоставления помещения и транспорта и.т.д., независимо от того нанесен ли этими действиями ущерб США или нет.
Ограничительное толкование государственной измены привело к тому, что в отношении высших должностных лиц практика возбуждения дел по этому основанию практически отсутствует.
Еще одним основанием предъявления обвинения Президенту является совершение им иных тяжких преступлений. Так, в соответствии с п. 4 ст. 2 Конституции США Президент и высшие должностные лица могут быть отстранены от должности процедурой импичмента за государственную измену, взяточничество либо за другие важные преступления и правонарушения (мисдиминоры).
Необходимо отметить, что признаки взяточничества достаточно четко определены законами США, но при определении «важных преступлений» и «мисдиминоров» возникает ряд вопросов, поскольку, с одной стороны понятие «мисдиминор» в уголовном праве США четко определено как менее тяжкое преступление, караемое лишением свободы на срок до одного года, а понятие «важные преступления», наоборот, не имеет закрепленной законом интерпретации.
В этой связи, американские юристы высказывают мнение, что основанием для обвинения Президента могут служить не только уголовно наказуемые деяния, но и любые другие поступки Президента, которые не содержат в себе состава преступления, но не совместимы с высокой должностью главы государства, причиняют значительный ущерб публичным интересам, подрывают доверие к Правительству, в том числе и серьезные упущения, путем действия или бездействия в исполнении должностных обязанностей и некомпетентность.
В качестве примера, можно привести некоторые попытки отдельных конгрессменов применить процедуру отрешения президента от должности по так называемым иным основаниям.
Так, в частности, в июне 2008 г., Деннис Кусинич – конгрессмен - демократ внес на рассмотрение нижней палаты Конгресса США проект резолюции с требованием импичмента президента Джорджа Буша по 35 пунктам, пунктами обвинения были - и введение страны в заблуждение в связи с развязыванием войны в Ираке; игнорирование разведки сведений об угрозе терактов 11 сентября 2001 г. и еще 33 пункта.
В заключении хотелось бы отметить, что проведя исследование и анализ всех случаев попыток проведения процедуры импичмента президента США, можно утверждать, что фактически определяющую роль в трактовке действий Президента, как подпадающих или не подпадающих под основания импичмента, играет соотношение партийных сил в Палате представителей на соответствующий момент и общая степень лояльности конгрессменов по отношению к Президенту.
Как последствие, законодательство Соединенных Штатов закрепляет, что отрешение Президента от должности в порядке импичмента влечет за собой, законодательный запрет на занятие им последующей ответственной должности на службе страны.
Кроме того, осуждение американского Президента в порядке импичмента, кроме отстранения от должности, означает и лишение права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную либо приносящую доход должность на службе США.
[1] The Library of Congress: Congressional Research Service, Impeachment: An Overview of Constitutional Provisions, Procedure and Practice /E.B.Bazan. Wash., 1995.
[2] The Constitution of the United States and the Declaration of Independence. P.13
38. Судебная власть в США.
В США существует двухуровневая судебная система, при которой в каждом штате есть собственные федеральные суды и суды данного штата.
Федеральная судебная система США является централизованной и представляет собой три звена: Верховный суд Америки, окружные суды, районные суды. Федеральные суды, в свою очередь, состоят из специализированных судов, которые обладают собственными правами ведения процессов и самостоятельного принятия приговоров и решений по различным сферам деятельности. Эти суды так и называют: налоговый суд, претензионный суд, суд по таможенным и патентным делам, суд по делам военнослужащих.
Верховный суд США – высшая судебная и высшая апелляционная инстанция США, в его компетенцию входят контроль и надзор решений, приговоров нижестоящих судов.
Судебная система штатов состоит из четырех инстанций:
1) верховные суды – высшая судебная инстанция штата;
2) апелляционные суды;
3) суды первой инстанции;
4) низшие суды (мировые суды, полицейские суды и т. д.).
Судебная власть в США. Характеристику государственных органов США следует начать с анализа судебной власти. В Конституции США закреплено: “Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом” (разд. 1 ст. III). Организация и деятельность судов регулируется кроме Конституции также Законом о судебной системе 1789 г. Судебная власть основана на таких принципах, как независимость судей и подчинение их только закону, состязательность процесса, равенство сторон и других, традиционных для демократического правосудия.
Следует отметить, что судебная система США достаточно сложна. Выделяются два уровня органов правосудия:
§ федеральная судебная система и
§ судебная система штата,
Федеральная судебная система состоит из трех звеньев:
§ Верховного суда США, возглавляющего всю федеральную судебную систему и являющегося высшей судебной инстанцией,
§ апелляционных судов и
§ окружных судов.
Низовым звеном судебной системы США являются федеральные окружные суды. Вся территория страны разделена на судебные округа (иногда их называют районами). Границы этих округов не должны пересекать границы штатов. В каждом штате образовано от одного до четырех округов. Всего создано 95 окружных судов, в каждом из которых насчитывается от одного до 32 судей. Окружные суды рассматривают уголовные и гражданские дела, относящиеся к федеральной юрисдикции.
Федеральные апелляционные суды рассматривают апелляции на решения окружных судов. Вся страна поделена на 12 апелляционных округов. Дела в апелляционной инстанции рассматриваются коллегией в составе трех судей, один из которых назначается главным.
К ведению Верховного суда США относится разрешение всех дел, касающихся послов и иных представителей иностранных государств, споров, стороной в которых являются США, споров между штатами и др.
К числу важнейших полномочий Верховного суда США относится конституционный контроль.
Особенности судебного конституционного контроля в США состоят в том, что,
§ во-первых, конституционный контроль осуществляют все суды США и конституционное правосудие не выделяется из общего правосудия.
§ Во-вторых, конституционный контроль носит универсальный характер, т.е. распространяется на любой нормативный акт любого органа или должностного лица.
§ В-третьих, конституционный контроль носит деконцентрированный и казуальный характер, т.е. он осуществляется судом любого уровня при рассмотрении конкретного дела, в котором затронут законный интерес гражданина.
§ Наконец, конституционный контроль имеет относительный характер, т.е. решения суда о признании неконституционным какого-либо акта не являются общеобязательными, и признанная неконституционной норма не отменяется, а просто не применяется.
Установлена жестко регламентированная процедура рассмотрения дел в Верховном суде. Участники процесса должны соблюдать регламент.
В США действуют и специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные и т.д.
Судебная система штатов отличается большим разнообразием: в каждом штате существует своя судебная система. Судьи штата могут назначаться губернатором штата, могут избираться, т.е. способы формирования судов самые различные. Сроки их полномочий – от пожизненного до нескольких лет.
39. Конституция Великобритании и Северной Ирландии: общая характеристика.