Тема практического занятия: Преступления против семьи и несовершеннолетних (2 час)

Теоретические вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Система преступлений против семьи и несовершеннолетних, их общая характеристика.

2. Преступления, нарушающие интересы социализации и развития несовершеннолетних.

3. Преступления против интересов семьи.

Задачи для письменного решения

Обратившись к УМК по Особенной части уголовного права, решите указанные задачи. При решении задач последовательно ответьте на поставленные вопросы.

Задача 1

А., действуя уговорами и обещанием значительной денежной суммы, склонял 15-летнего Б. к совместному участию в совершении разбойного нападения. Б. обещал подумать, но через два дня от участия в преступлении отказался.

Содержит ли содеянное А. признаки состава преступления? Если да – дайте уголовно-правовую оценку его деянию. Обоснуйте ответ.

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Задача 2

В. предложил Г. (13 лет 5 мес.) совершить кражу кожаной куртки с прилавка магазина, пообещав за куртку пиво и 200 рублей. Во время похищения Г. куртки В. оставался дома, дожидаясь подростка, а по его возвращении куртку забрал, передав обещанное вознаграждение.

Квалифицируйте действия В. Обоснуйте ответ.

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Задача 3

И., 24 лет, входил в группу, совершавшую кражи из одежды и сумок граждан в общественном транспорте. Он предложил своему знакомому К. (17 лет) присоединиться к группе. К. согласился; при этом И. не уговаривал и не принуждал К.

Содержатся ли в действиях И. признаки состава преступлении? Если да – приведите квалификацию. (ч.4 ст.150)

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Задача 4

М. изъяла пятимесячного ребенка из коляски, оставленной возле магазина, заменив его куклой завернутой в одеяло. Установлено, что впоследствии она рассчитывала передать ребенка бездетным супругам Н. и получить вознаграждение.

Квалифицируйте действия М., обоснуйте квалификацию.

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Задача 5

Вопреки решению суда, Р. в течение года после его вынесения отказывался от уплаты средств на содержание своей матери 65 лет, мотивируя это тем, что мать еще может работать и обеспечивать себя сама.

Содержит ли содеянное Р. признаки состава преступления? Если содержит – квалифицируйте его действия, аргументируйте ответ.

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Задания для письменного выполнения

1. Проведите разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 126 и 151 УК РФ.

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

2. Проведите поэлементный анализ состава преступления, предусмотренного ст.156 УК РФ.

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

3. А) Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в какие формы антиобщественного поведения предусмотрена нормами гл.20 УК РФ.

_____________

_____________

_____________

Б) Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в какие формы антиобщественного поведения предусмотрена нормами других глав Особенной части и почему.

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

4. Обратившись к действующей редакции УК РФ, Вы увидите, что ст.152 Торговля несовершеннолетними утратила силу. Свидетельствует ли это о декриминализации деяния? С чем связано данное изменение законодательства?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Тема практического занятия: Преступления против собственности (4 часа)

Теоретические вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Объективные и субъективные признаки хищения.

2. Формы и виды хищения, критерии классификации.

3. Критерии тайности как объективного признака кражи (ст. 158 УК РФ).

4. Обман и злоупотребление доверием как способы совершения преступлений, предусмотренных ст. 159 и ст. 165 УК РФ.

5. Особенности субъекта присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ).

6. Особенности объективной стороны разбоя (ст. 162 УК РФ). Момент окончания разбоя.

7. Проникновение в жилище, помещение или хранилище как квалифицирующие признаки отдельных форм хищения.

8. Особенности квалификации разбоя с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

9. Автомобиль или иное транспортное средство как предмет преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ.

10. Требование и угроза как обязательные составляющие деяния, образующего объективную сторону вымогательства.

11. Особенности предмета преступления, предусмотренного ст. 164 УК РФ.

12. Уничтожение и повреждение чужого имущества как некорыстные преступления против собственности (ст. 167, 168 УК РФ).

Задачи для письменного решения

Задача 1

14-летние Колобов и Перминов, а также 15-летний Сухов завалили различным строительным хламом подъездные пути во дворах жилых домов и стали ждать, когда появится «частник на колесах». Поскольку преодолеть это препятствие машины не могли, их владельцы просили за 100-200 руб. «случайно» оказавшихся рядом подростков разобрать завал. Расплатившись, водители проезжали на транспорте к своим домам, а подростки снова восстанавливали баррикаду. Таким образом они в течение нескольких дней «заработали» 2 800 руб.

Есть ли в действиях Колобова, Перминова, Сухова состав преступления? Изменится ли квалификация их действий, если считать, что всем им к моменту совершения деяния исполнилось по 16 лет?

_____________________

___________________________

Задача 2

Ранее осужденный за кражу Беев, подобрав ключ, проник в квартиру Ляпунова, в которой находился его шестилетний сын Саша Ляпунов. Беев, сказав, что он знакомый родителей мальчика, предложил ему поиграть в «магазин» (Саша – продавец, а он – покупатель). Мальчик согласился и передал в качестве «покупки» Бееву ювелирные изделия, деньги, кожаное пальто и шубу (всего на сумму 220 тыс. руб.), после чего Беев и Саша стали играть в прятки, что и позволило Бееву незаметно скрыться с похищенными ценностями.

Чем мошенничество отличается от кражи, совершенной с использованием обмана? Квалифицируйте содеянное Беевым.

__________________________

Задача 3

Розанов, Павлов, Богачев и Хабаров договорились выкрасть автомобильные запчасти из гаража, принадлежащего Грушину. Розанов остался стоять у проезжей части, наблюдая за проезжающими автомобилями. Павлов, Богачев и Хабаров прошли во двор, где стоял гараж, но в этот момент Богачев отказался принять участие в краже и передал Павлову ломик. Павлов и Хабаров проникли в принадлежащий Грушину гараж «ракушку» и похитили автомобильные запчасти на общую сумму 18 тыс. рублей, причинив потерпевшему значительный ущерб.

Каковы особенности квалификации хищения, совершенного группой лиц по предварительному сговору? Дайте квалификацию действий каждого участника преступления.

__________________________

Задача 4

Печенегин, узнав, что его знакомая Гольцова была изнасилована Усовым, о чем она ему сама рассказала, посоветовал ей написать заявление о привлечении Усова к уголовной ответственности. С этим заявлением Печенегин и его знакомый Березин поехали к Усову на работу, где выдали себя за работников милиции, предъявив последнему «красные книжечки», и заявили, что против него возбуждено уголовное дело, но если он заплатит 20 тыс. руб., то дело будет прекращено. Испугавшись, Усов, заняв деньги у знакомых, передал требуемую сумму Печенегину и Березину.

Раскройте содержание признака «угроза распространения иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких» в составе вымогательства. Дайте квалификацию деяний Печенегина и Березина.

_____

Задача 5

Донцов, имея среднее медицинское образование, подделал копию диплома об окончании медицинского института и оформился на работу сначала врачом туберкулезного санатория, а затем был назначен главным врачом. Из служебной характеристики и других документов было видно, что Донцов к работе относился добросовестно и с обязанностями главного врача справлялся.

Есть ли состав преступления в действиях Донцова? Изменится ли юридическая оценка его действий, если Донцов фактически не выполнял свои обязанности главного врача?

________________

Задача 6

Камнев, ехавший в тамбуре пригородного поезда, потребовал от курившего там Буркова деньги и часы. Когда Бурков отказался выполнить его требования и пытался пройти в вагон, Камнев резким движением сдернул с его плеч куртку, выхватил из внутреннего кармана бумажник и вытолкнул Буркова с поезда под откос. Бурков упал на кучу песка и отделался легкими ушибами.

Как квалифицировать действия Камнева? Влияют ли последствия в данном случае на квалификацию содеянного?

_______________

Вопросы разграничения смежных составов преступлений

Задание 1

Подготовьтесь устно перечислить основные разграничительные признаки для следующих составов преступлений:

1) кражи с использованием обмана (ст. 158 УК РФ) и мошенничества (ст. 159 УК РФ),

2) мошенничества (ст. 159 УК РФ) и причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ),

3) кражи (ст. 158 УК РФ) и угона автомобиля или иного транспортного средства (ст. 166 УК РФ),

4) грабежа с применением насилия или угрозой его применения (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ),

5) грабежа с применением насилия или угрозой его применения и разбоя (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, ст. 162 УК РФ) и вымогательства (ст. 163 УК РФ).

Задание 2

Укажите критерии разграничения следующих составов преступлений (письменно):

1) вымогательства (ст. 163 УК РФ) и принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ).

________

2) мошенничества (ст. 159 УК РФ) и сбыта поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ).

_____________________________

3) умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, совершенного из хулиганских побуждений (ч. 2 ст. 167 УК РФ), и хулиганства и вандализма (ст. 213 и ст. 214 УК РФ).

________

__________

Наши рекомендации