Экономическое развитие страны
В царствование Петра I (1682–1725 гг.) произошел резкий экономический скачок. Характерной особенностью экономического бума нач. XVIII в. являлась определяющая роль самодержавного государства в экономике, его активное проникновение во все сферы хозяйственной жизни. Государство активно захватывало торговлю, вводя монополии на сбыт товаров, прямые и косвенные налоги, различные казенные службы. Лишь к концу Северной войны Петр I пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики – принятие различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства. Произошло перенесение центра тяжести с прямого принуждения на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины, органов управления торговлей и промышленностью. Принятые меры по поощрению частного предпринимательства («Бергпривилегия» 1719 г.) частично достигли своей цели, но реальной экономической свободы промышленники России не получили. Тем не менее в стране была создана мощная экономическая база.
Государственное вмешательство в экономику, отсутствие рынка капитала и частной собственности, рынка свободной рабочей силы замедляли вступление России на европейский путь индустриального развития.
Елизаветой Петровной (1709–1762 гг.)в 1753 г. был издан указ «об уничтожении таможенных и мелочных сборов», что стало мощным стимулом для развития торговли, зарождения общероссийского рынка.
Новой чертой в хозяйственном быте страны оказывается появление в сер. XVIII в. значительного количества вотчинных мануфактур. Интенсивнее, чем в Петровскую эпоху, развивается промышленное производство. Число мануфактур достигло 155, возникают новые промышленные центры (Урал, Башкирия, Центральный район, Сибирь). Наряду с приватизацией казенных заводов, новые предприятия основывались преимущественно частными лицами. Это были вотчинные, купеческие, крестьянские мануфактуры. Однако генезис капиталистических отношений в России тормозился отсутствием рынка свободной рабочей силы. Крепостная зависимость, паспортная система, регулярные переписи приводили к дефициту рабочей силы на промышленных предприятиях. Отсюда – широкое использование посессионного права и знаменитый указ 1736 г. о «вечноотданных» крестьянах.
В 1762–1763 гг. были изданы указы, наносившие удар по системе монополий в торговле и промышленности. В 1767 г. объявлялась свобода городских промыслов. Свобода предпринимательской деятельности провозглашалась и в Манифесте 1775 г., в котором отменялись казенные сборы с предприятий, а каждый желающий имел право «заводить станы всякого рода... без других на то позволений или приказаний» (рис. 39).
Крепостническая система тормозила рост производительных сил и мешала модернизации страны. Во-первых, при крепостном праве не мог возникнуть свободный рынок наемной рабочей силы, которая необходима для капиталистического способа производства. Во-вторых, затянулся процесс первоначального накопления капитала. Государство экономически поддерживало дворянство и мало заботилось об интересах молодой российской буржуазии. Будучи экономически слабой (людей с капиталами было мало), политически аморфной, она не играла активной социальной роли в жизни страны. В-третьих, чрезвычайно низкой была покупательная способность населения. Россия шла своим путем, отличным от Запада. Буржуазные революции, расчистившие дорогу для капиталистических отношений в Европе, миновали Россию, сохранившую свой традиционный уклад, что сказалось на ее дальнейшем развитии. Вместе с тем, объективные процессы, ведущие к капитализму, были характерны и для нашей страны. В 1-ой пол. XIX в. определился ряд факторов, обусловивших падение крепостного права и реформы. Россия оставалась аграрной страной: в сельском хозяйстве было занято 9/10 всего населения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система государственного феодализма, в которой владельцем крестьян и земли являлось само государство. Характерным для этого периода являлось разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение экспорта хлеба (рис. 40). Расширение товарности в условиях крепостничества приводило к усилению эксплуатации крестьян: за полстолетия оброк вырос в 2–5 раз, росло отходничество, увеличивалась барщина. Интенсификация сельскохозяйственного производства, происходившая в основном за счет усиления эксплуатации крепостных крестьян, обусловливала застой и рутинность производительных сил в русской деревне. Крестьянское хозяйство целиком зависело от помещиков и государства. Русское крестьянство традиционно было малоземельным. Крестьянские наделы не давали возможности развивать товарное хозяйство и едва обеспечивали прожиточный минимум крестьянских семей. В связи с этим вопрос о наделении крестьян землей был центральным в экономической и социально-политической жизни России на протяжении XIX в. Развитие буржуазных отношений в деревне тормозила специфическая для России общинная система (рис. 41). Крестьянин не был собственником земли, она принадлежала помещику или государству, которые давали ее в пользование крестьянской общине. Это препятствовало складыванию собственнической психологии у крестьян, их социальному расслоению.
В помещичьем хозяйстве в 1-ой пол. XIX в. наметились некоторые сдвиги: расширились посевные площади и ассортимент земледельческих культур. Ряд помещиков делали попытки применять в своих хозяйствах наемный труд и технические новшества, однако это не получило распространения. Переход к наемной форме труда для помещиков был невыгоден, так как зависимые крестьяне были дешевой и бесправной рабочей силой (рис. 42). В сельском хозяйстве доминировали крепостнические отношения, чем обусловливались застой в производительных силах, низкая продуктивность главных земледельческих культур и т.д.
Промышленное развитие России 1-ой пол. XIX в. было невысоким (рис. 43). Большую роль играли частные и государственные мануфактуры, основанные на принудительном труде. Они были малопродуктивными и не могли удовлетворить возрастающие запросы страны в промышленной продукции. В 30–40-х гг. ХIХ в. в России начался промышленный переворот, который постепенно охватил все отрасли промышленности. Шел процесс первоначального накопления капитала (рис. 44). Начало промышленного переворота ознаменовало формирование нового социального слоя – вольнонаемных рабочих, с развитием которого возможен был переход к эффективному фабричному производству. Однако жестокая и бесконтрольная эксплуатация рабочих, связанная с традициями крепостного права, стала в дальнейшем причиной мощного социального протеста, развития рабочего движения. На основе применения вольнонаемного труда начали формироваться новые промышленные районы в России: Северо-западный, Московский и Харьковский. Концентрация промышленности в отдельных регионах России была специфической особенностью ее экономической истории.
В 1-ой пол. XIX в. существовали разные формы промышленного производства: мелкотоварная промышленность, крепостная и вольнонаемная мануфактуры, фабрики и заводы.
Развитие добывающей, текстильной промышленности, углубление специализации сельскохозяйственных регионов привели к интенсификации торговли, расширению всероссийского рынка, к росту внешней торговли. Государство придерживалось политики протекционизма. Торговля имела сезонный характер, главными торговыми центрами оставались ярмарки.
Перестройка денежной системы была проведена в 1839–1841 гг. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. Реформа укрепила финансовую систему России. Временно был достигнут бездефицитный государственный бюджет, значительный удар по которому нанесла Крымская война.
В сер. 1880-х гг. в России завершился промышленный переворот и началась индустриализация – ускоренное развитие металлургии, машиностроения, добычи нефти, угля и других отраслей тяжелой промышленности (рис. 45, 46, 47). Огромную роль в развитии индустрии играло государство, компенсируя за счет бюджета недостаток частных капиталов в стране.
Российская промышленность концентрировалась в относительно немногих центрах (Петербург, Центральный район, Донбасс, Баку), значительно опережая по уровню развития отсталое сельское хозяйство. Буржуазия была слаба, зависела от государственной власти, а крепостнические пережитки в деревне (община, малоземелье и отработки) мешали выделению слоя зажиточных крестьян-предпринимателей (рис. 48).