Основные учения о происхождении государства в научной мысли прошлого
Наукой прошлого и настоящего времени сформирован ряд теорий происхождения государства. Основными из них являются следующие:
теологическая;
патриархальная;
общественного договора;
насилия;
психологическая;
классовая (материалистическая).
Теологическая теория — одна из самых древних. Согласно ей государство и право произошли и существуют в силу Божественной воли. Творцом всего земного, в том числе государства и права, является Бог. Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай — во всех этих государствах прослеживается обожествление государства и государственной власти. О божественном происхождении власти можно прочитать в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон). Теологическую теорию активно поддерживал и развивал в XIII веке выдающийся политико-правовой мыслитель Фома Аквинский.
Придавая государству и праву божественный ореол, эта теорИя поднимала их престиж, способствовала упорядочению общественных отношений, сурово осуждала действия, направленные против установленных государством норм общественного поведения, содействовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумно- го порядка.
Вместе с тем данная доктрина не учитывает влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет ответить на вопрос, как совершенствовать форму государства, государственное устройство и др.
Теологическая теория в принципе недоказуема, поскольку построена на вере. Научными доказательствами, которыми подтверждались бы выводы данной доктрины, современная наука не располагает.
Патриархальная теория зародилась в Древней Греции, получив первоначальное обоснование в трудах Аристотеля. Он считал, что государство — это естественная форма человеческой жизни и общение человека с себе подобными возможно только в государстве. По своей природе люди стремятся к общению друг с другом, в результате чего образуются родственные патриархальные семьи, которые объединяются в одну большую семью, образуя государство. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти в семье.
Основные положения патриархальной теории не подтверждаются современной наукой. Как видим, представители данной доктрины упрощают процесс возникновения государства, по сути дела «переводят» (экстраполируют) понятие «семьи» на понятие «государство», а такие представления на бытовом уровне, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства.
Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных политико-правовых мыслителей XVII—XVIII вв. — Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева и др. Согласно этой теории появлению государства предшествовало естественное состояние людей, обладающих естественными правами. Ради мира и благополучия между членами общества и создаваемым государством заключается общественный договор. В результате этого юридического акта разрозненные индивиды превращаются в единый народ. Люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а последняя гарантарует охрану прав каждого человека. Суверенитет принадлежит народу, представителями которого являются правители, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Теория общественного договора указывает на происхождение государства и государственной власти в результате сознательной и целенаправленной деятельности людей. В этой связи договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, поскольку порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и политической власти. Эта концепция включает и демократический аспект, обосновывает естественное право народа на заключение определенного соглашения между народом и правителями.
Вместе с тем здесь очевидна недооценка объективных (прежде всего, социально-экономических) факторов и преувеличение значимости субъективных. Научные факты, подтверждающие реальность теории общественного договора, отсутствуют.
Теория насилия (завоевания) — одна из распространенных на Западе теорий происхождения государства.
Наиболее видные ее представители — немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед JI. Гумплович (1838—1909) и немецкий социолог К. Каутский (1854-1938).
Причину происхождения государства и права они видели не в экономических отношениях, Божественном предвидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями и порабощения новых необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Согласно данной теории, государство — это «естественно», путем насилия возникшая организация властвования одних племен над другими. В результате войн племена перерождались в касты, сословия, классы. Завоеватели подчиняли своей воле посредством принуждения покоренных людей. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Как видно, данная концепция имеет достаточно сильные стороны, однако насилие — скорее, вторичный, сопутствующий фактор, в отличие от действительных причин (экономических, политических и др.), которые менее заметны. Но именно они, а не насилие являются первопричинами образования государств.
Психологическая теория широко известна в юридическом мире. Суть ее заключается в том, что основные причины возникновения государства данная теория усматривает не в окружающей его экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсиях» и в эмоциях. Именно эти психологические побудители, согласно воззрениям известного русского ученого Л.И. Петражицкого (1867—1931) — основателя этой теории, играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства1. Ученый связывает проявление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностями некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, а других — подчинять и т. д.
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, управленческими решениями, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для подчинения, «держания в узде» подобных психических начал в людях и возникает государство.
Классовая теория иногда называется материалистической, поскольку в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического характера (преимущественно экономического). По мнению основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина), государство появляется как объективный результат социального развития. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми (антагонистическими) противоречиями — все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства.
Как видно, в науке существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства и права. Это объяснимо, поскольку каждая из позиций отражает взгляды и суждения различных социальных групп, существующих и действующих в неодинаковых социально-политических условиях. Очевидно и то, что споры о природе государства, его назначении в обществе продолжаются и в настоящее время.
Лекция3. ГОСУДАРСТВО,