Основные учения о происхождении государства в научной мысли прошлого

Наукой прошлого и настоящего времени сформирован ряд тео­рий происхождения государства. Основными из них являются сле­дующие:

теологическая;

патриархальная;

общественного договора;

насилия;

психологическая;

классовая (материалистическая).

Теологическая теория — одна из самых древних. Согласно ей го­сударство и право произошли и существуют в силу Божественной воли. Творцом всего земного, в том числе государства и права, явля­ется Бог. Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай — во всех этих государствах прослеживается обожествление государства и государственной власти. О божественном происхождении власти можно прочитать в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон). Теологическую теорию активно поддерживал и развивал в XIII веке выдающийся политико-правовой мыслитель Фома Аквинский.

Придавая государству и праву божественный ореол, эта теорИя поднимала их престиж, способствовала упорядочению обществен­ных отношений, сурово осуждала действия, направленные против установленных государством норм общественного поведения, со­действовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумно- го порядка.

Вместе с тем данная доктрина не учитывает влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет ответить на вопрос, как совершенствовать форму государства, госу­дарственное устройство и др.

Теологическая теория в принципе недоказуема, поскольку по­строена на вере. Научными доказательствами, которыми под­тверждались бы выводы данной доктрины, современная наука не располагает.

Патриархальная теория зародилась в Древней Греции, получив первоначальное обоснование в трудах Аристотеля. Он считал, что государство — это естественная форма человеческой жизни и обще­ние человека с себе подобными возможно только в государстве. По своей природе люди стремятся к общению друг с другом, в результа­те чего образуются родственные патриархальные семьи, которые объединяются в одну большую семью, образуя государство. Аристо­тель считал, что государственная власть есть продолжение и разви­тие отцовской власти в семье.

Основные положения патриархальной теории не подтвержда­ются современной наукой. Как видим, представители данной докт­рины упрощают процесс возникновения государства, по сути дела «переводят» (экстраполируют) понятие «семьи» на понятие «госу­дарство», а такие представления на бытовом уровне, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства.

Теория общественного договора (естественного права) была сфор­мулирована в работах раннебуржуазных политико-правовых мыс­лителей XVII—XVIII вв. — Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева и др. Согласно этой теории появлению государства предшествовало естественное состояние людей, обладающих естественными права­ми. Ради мира и благополучия между членами общества и создавае­мым государством заключается общественный договор. В результа­те этого юридического акта разрозненные индивиды превращаются в единый народ. Люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а последняя гарантарует охрану прав каждого человека. Суверенитет принадлежит на­роду, представителями которого являются правители, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория общественного договора указывает на происхождение государства и государственной власти в результате сознательной и целенаправленной деятельности людей. В этой связи договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, по­скольку порывала с религиозными представлениями о происхожде­нии государства и политической власти. Эта концепция включает и демократический аспект, обосновывает естественное право народа на заключение определенного соглашения между народом и прави­телями.

Вместе с тем здесь очевидна недооценка объективных (прежде всего, социально-экономических) факторов и преувеличение зна­чимости субъективных. Научные факты, подтверждающие реаль­ность теории общественного договора, отсутствуют.

Теория насилия (завоевания) — одна из распространенных на За­паде теорий происхождения государства.

Наиболее видные ее представители — немецкий философ и эко­номист Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед JI. Гумплович (1838—1909) и немецкий социолог К. Каут­ский (1854-1938).

Причину происхождения государства и права они видели не в экономических отношениях, Божественном предвидении и общест­венном договоре, а в военно-политических факторах — завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Для управления за­воеванными народами и территориями и порабощения новых необ­ходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Соглас­но данной теории, государство — это «естественно», путем насилия возникшая организация властвования одних племен над другими. В результате войн племена перерождались в касты, сословия, классы. Завоеватели подчиняли своей воле посредством принуждения по­коренных людей. Следовательно, государство — не итог внутренне­го развития общества, а навязанная ему извне сила. Как видно, дан­ная концепция имеет достаточно сильные стороны, однако наси­лие — скорее, вторичный, сопутствующий фактор, в отличие от действительных причин (экономических, политических и др.), ко­торые менее заметны. Но именно они, а не насилие являются пер­вопричинами образования государств.

Психологическая теория широко известна в юридическом мире. Суть ее заключается в том, что основные причины возникновения государства данная теория усматривает не в окружающей его эконо­мической, социальной и иной среде, а в особенностях психики че­ловека, в «импульсиях» и в эмоциях. Именно эти психологиче­ские побудители, согласно воззрениям известного русского ученого Л.И. Петражицкого (1867—1931) — основателя этой теории, играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства1. Ученый связыва­ет проявление государственности с особыми свойствами человечес­кой психики: потребностями некоторых людей во власти над други­ми, стремлением одних подчиняться, а других — подчинять и т. д.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, управленческими решениями, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для подчинения, «держания в узде» подобных психических начал в людях и возникает госу­дарство.

Классовая теория иногда называется материалистической, по­скольку в ней содержатся попытки объяснить возникновение госу­дарства причинами материалистического характера (преимущест­венно экономического). По мнению основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина), государство появля­ется как объективный результат социального развития. Обществен­ное разделение труда, появление прибавочного продукта, имущест­венного неравенства, расслоение общества на классы с непримири­мыми (антагонистическими) противоречиями — все эти обстоя­тельства явились причинами возникновения государства.

Как видно, в науке существовало и существует множество раз­личных теорий, объясняющих процесс возникновения государства и права. Это объяснимо, поскольку каждая из позиций отражает взгляды и суждения различных социальных групп, существующих и действующих в неодинаковых социально-политических условиях. Очевидно и то, что споры о природе государства, его назначении в обществе продолжаются и в настоящее время.

Лекция3. ГОСУДАРСТВО,

Наши рекомендации