Социальная ценность права и государства
Понятие ценности. Прежде чем говорить о социальной ценности права и государства, необходимо выяснить, что же следует понимать под ценностью вообще, так как уяснение этого вопроса поможет понять, почему право и государство необходимы современному обществу и почему без них они не способны существовать и нормально функционировать. Надо сразу заметить, что вопрос о понятии ценностей носит в научной литературе дискуссионный характер. Вместе с тем преобладает точка зрения, согласно которой ценности – это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие человеческие потребности. При этом надо иметь в виду, что ценности – это предметы, явления, а также их свойства, взятые не сами по себе, а в их связи с человеческими потребностями. Сами по себе предметы или явления ценностью не обладают. Их ценность проявляется только во взаимодействии с человеком, когда они, благодаря своим свойствам, способны служить людям, обществу и удовлетворять их потребности. В сущности, ценность – это то, что необходимо, полезно человеку или обществу, что способно удовлетворять какие-либо потребности людей. Иными словами, ценность – это значимость, полезность объектов окружающего мира для человека, группы людей, классов, общества. Ценностью могут обладать любые объекты, в том числе и социально-политические явления. А это значит, что ценностью, социальной ценностью могут обладать и право, и государство.
Социальная ценность права. Говоря о социальной ценности права, необходимо отметить, что таковой обладает, прежде всего, естественное право. Будучи социально оправданной возможностью того или иного поведения, естественное право является выражением подлинной свободы человека, не совместимой с произволом. С естественным правом связываются представления людей не только о свободе, но и о равенстве, справедливости, естественных правах, которые принадлежат человеку от рождения и являются его неотъемлемыми правами. Признание людьми естественного права позволяет именно в нем видеть подлинное право и в связи с этим предъявлять определенные требования к государству и создаваемым им законам.
Несомненной социальной ценностью обладает также и позитивное право. Социальная ценность позитивного права выражается в его полезности, значимости для государства, общества, а также отдельно взятого человека.
Позитивное право является ценностью в первую очередь для государства. Государству позитивное право полезно и необходимо как регулятор общественных отношений, как инструмент, с помощью которого государство претворяет свою волю в жизнь и добивается в обществе того порядка, который ему нужен. Разумеется, позитивное право – не всесильный регулятор. С его помощью невозможно урегулировать абсолютно все стороны общественной жизни, абсолютно все общественные отношения. Не все подвластно позитивному праву. Как будет показано в дальнейшем, есть общественные отношения, которые позитивное право, как бы того не хотелось государству, не способно урегулировать в силу целого ряда объективных причин. Но, тем не менее, позитивное право – это мощнейший регулятор, при помощи которого государство способно добиться многого из того, чего оно желает.
Обладая значительной ценностью для государства, позитивное право имеет вместе с тем определенную ценность и для общества. Позитивное право хотя и не единственный, но все же главный в обществе регулятор общественных отношений. Поэтому порядок в обществе создается, прежде всего, нормами позитивного права. Несмотря на то, что позитивное право является государственным регулятором общественных отношений и, следовательно, выражением государственной воли, оно, тем не менее, вынуждено считаться с интересами общества, и порядок, который устанавливается в обществе при помощи позитивного права, чаще всего согласуется с общественными интересами. Особенно это характерно для современных демократических государств. Вместе с тем история знает немало примеров тому, когда государственные интересы ставились выше общественных, и в обществе создавался порядок, невыносимый для общества и чуждый ему. В таких случаях позитивное право превращалось для общества из ценности в антиценность. В целом же позитивное право устанавливает в обществе необходимый порядок, обеспечивает его, охраняя основные устои общественной жизни.
Позитивное право обладает определенной ценностью и для каждого отдельного человека. Как бы негативно не относился тот или иной индивид к позитивному праву, без него он обойтись не может. Позитивное право, регулируя общественные отношения, наделяет их участников, прежде всего людей, определенными юридическими правами и обязанностями. Тем самым оно определяет свободу человека, меру, границы этой свободы. Чем демократичнее государство, тем шире границы этой свободы. Определяя свободу человека, позитивное право, как правило, одновременно и гарантирует эту свободу, предоставляя в его распоряжение целый арсенал правовых средств, с помощью которых он может защитить свои права и свою свободу. Даже тогда, когда индивид противопоставляет себя обществу и государству и не выполняет требований позитивного права, последнее предоставляет ему определенные возможности для защиты своих интересов в случае государственного преследования. В современном обществе позитивное право в целом стоит на защите прав и свобод человека, охраняет его жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловую репутацию и другие общечеловеческие ценности.
Социальная ценность позитивного права, его полезность, значимость для государства, общества и каждого отдельного человека, предопределяется его свойствами. К этим свойствам принято относить нормативность, общеобязательность, системность, формальную определенностьи гарантированность. Благодаря данным свойствам, позитивное право и приобретает такое качество как ценность. В частности, благодаря нормативности позитивное право способно охватить своими правилами поведение неопределенного множества людей и урегулировать неопределенное число конкретных общественных отношений. Благодаря общеобязательности оно способно довести государственную волю до любого и каждого и подчинить всех членов общества единому порядку. Системностьпозволяет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулировать те или иные общественные отношения, причем урегулировать их единообразно в масштабах всей страны, поскольку позитивное право – это в целом единая в государстве система норм. Формальная определенностьделает правовое регулирование общественных отношений строгим и определенным. Позитивное право четко определяет объекты правового регулирования, границы свободы поведения участников регулируемых общественных отношений, социальные и личные ценности, которые оно защищает. Наконец, гарантированность делает правовое регулирование общественных отношений и тот порядок, который определяется нормами позитивного права, стабильным, устойчивым и не подвластным произволу отдельных индивидов.
Социальная ценность государства. Вопрос о социальной ценности государства в отличие от вопроса о социальной ценности права в отечественной теории государства и права пока еще не получил должной разработки. Дело в том, что советская юридическая наука не видела в государстве особой ценности, поскольку в основном исходила из интерпретации государства как орудия классового господства, машины для подавления одних классов другими. Даже социалистическое государство, которое характеризовалось как государство высшего исторического типа, рассматривалось, тем не менее, как уже отмирающее государство, на смену которому должно прийти коммунистическое самоуправление[21].
В мировой науке оценка государства как полезного, позитивно значимого института общества встречается уже в античную эпоху. Так, например, Аристотель считал, что государство является в высшей степени полезным установлением, которое естественно возникает ради достижения благой жизни. Положительно отзывался о государстве и Цицерон, усматривая в нем благо, достояние народа. В дальнейшем в произведениях Фомы Аквинского, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта и многих других мыслителей можно встретить немало положительных высказываний в адрес государства. В то же время осознание социальной ценности государства пришло лишь после того, как в обществоведении и, прежде всего, в философии оформилось учение о ценностях – аксиология (вторая половина XIX – начало XX вв.). В нашей стране проблема ценностей привлекла внимание исследователей лишь во второй половине XX в. Что же касается социальной ценности государства вообще, то о ней у нас заговорили лишь в постперестроечный период, когда один за другим начали рушиться методологические постулаты марксистско-ленинского учения о государстве и праве и когда государство начали оценивать не только с классовых, но и с общесоциальных позиций.
Государство как один из социально-политических институтов общества, безусловно, обладает социальной ценностью. Социальная ценность государства проявляется в том, что оно способно удовлетворять интересы и потребности различных субъектов социального взаимодействия: общества в целом, тех или иных социальных групп, в том числе и классов, отдельных индивидов. Когда государство осуществляет свою деятельность в интересах общества (например, при выполнении так называемых общих дел), оно становится известной ценностью для всего общества, поскольку удовлетворяет его потребности. Когда оно действует в интересах каких-либо социальных групп, оно становится ценностью для этих слоев общества. Когда оно действует в интересах отдельных индивидов, предоставляя им определенные блага и удовлетворяя те или иные их потребности, оно становится ценностью и для отдельных индивидов.
Социальная ценность государства может быть как абсолютной, так и относительной. Если рассматривать государство вообще, то оно обладает абсолютной ценностью, абсолютной в том плане, что во все времена государство выступало и выступает в качестве организации, представляющей интересы общества, управляющей обществом и поддерживающей в нем определенный порядок. Если же рассматривать отдельные государства или отдельные типы государств, то их социальная ценность является относительной, поскольку в различные времена и в различные эпохи они могут выступать и как ценность, и как антиценность. Когда, например, с помощью государства в обществе насаждаются порядки, выгодные только какой-то одной части общества (каких-либо классов или социальных групп), довольно сложно говорить о том, что государство является ценным для общества в целом, а также для классов, социальных групп и отдельных индивидов, интересы которых оно не выражает и не защищает.
Социальная ценность государства, как и ценность любых предметов и явлений, обусловлена его объективными свойствами. Вопрос об объективных свойствах государства в отечественной теории государства и права практически не изучен. Однако, учитывая, что свойства предметов и явлений соответствуют их признакам[22], попытаемся выделить свойства государства (государства в узком смысле), обусловливающие его социальную ценность. К таковым, как представляется, можно отнести единство, публичный характер, всеобъемлемость, территориальность, суверенитет, управленческо-регулятивную роль.
Единство государства состоит в том, что государство является единой организацией, действующей в масштабах всей страны. Несмотря на то, что внешне государство выражено в различных органах, действующих как в центре, так и на местах, оно, тем не менее, представляет собой единую систему органов, единую организацию. Это позволяет осуществлять в целом единообразное управление обществом, подчинять его развитие единым целям и задачам.
Публичный характергосударства проявляется в том, что оно выражает и осуществляет публичную власть, т. е. власть общества, вследствие чего является его официальным представителем. Это позволяет государству представлять и защищать интересы общества, выступать от его имени как внутри страны, так и за ее пределами.
Всеобъемлемость государства выражается в том, что его власть распространяется на все население страны, а его веления являются общеобязательными. Это позволяет государству безоговорочно претворять в жизнь свою политику и подчинять своей воле деятельность любого субъекта социального взаимодействия: и общества в целом, и различных социальных групп, и каждого отдельного индивида.
Территориальность государства проявляется в том, что государство осуществляет свою деятельность в пределах территории либо всей страны, либо какой-то ее части. Это позволяет государству решать определенные задачи как в пределах территории всей страны, так и в пределах той или иной ее части. Тем самым государство способно удовлетворять потребности не только всего населения страны, но и населения тех или иных ее регионов.
Суверенитет государства выражается, напоминаем, в его верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Это позволяет государству подчинить своим интересам деятельность любой другой организации внутри страны и обеспечить тем самым единый в обществе порядок, а на международной арене проводить самостоятельно политику в интересах общества, в интересах населения всей страны.
Наконец, управленческо-регулятивная роль государства состоит в том, что оно, располагая разветвленным управленческим аппаратом, осуществляет управление обществом и регулирование наиболее важных общественных отношений. Это позволяет государству добиться в обществе необходимого порядка, порядка, в котором оно заинтересовано.
Надо сказать, что ценностью обладает не только государство в узком смысле, но и государство в широком смысле. Государство в широком смысле, как уже ранее отмечалось, это наиболее приемлемая в условиях социально неоднородного общества форма объединения людей, которая прошла испытание временем и стала универсальной, получив повсеместное распространение. Какой-либо другой, альтернативной государству формы объединения людей на сегодняшний день человечество пока не имеет. В этом и проявляется как сущность государства в широком смысле, о чем уже говорилось при характеристике сущности государства, так и его социальная ценность.
Контрольные вопросы
1. Какие подходы существуют в вопросе о соотношении права и государства?
2. В чем проявляется взаимосвязь государства и позитивного права?
3. Что понимается под правовым государством и каковы его признаки?
4. Каковы основные концепции правового государства?
5. Каковы аспекты социальной ценности позитивного права, и благодаря каким свойствам оно приобретает ценность?
6. Каковы аспекты социальной ценности государства? Какие свойства государства могут быть выделены в качестве свойств, обусловливающих социальную ценность государства?
Литература
Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3. – С. 90–104.
Агарков М. М. Ценность частного права // Изв. вузов. Правоведение. – 1992. –№ 1. – С. 25–41.
Агарков М. М. Ценность частного права // Изв. вузов. Правоведение. – 1992. – № 2. – С. 31–48.
Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе / С. С. Алексеев. – М. : Юрид. лит., 1971. – 224 с.
Бляхман Б. Я. О социальной ценности государства // Сиб. юрид. вестн. 2003. № 4. – С. 8–14.
Боер В. М. Правовое государство: идея, концепция, реальность / В. М. Боер. – СПб. : СПб. ГУАП, 1996. – 65 с.
Гражданское общество и правовое государство / отв. ред. Г. Н. Манов. – М. : [б. и.],1991. – 119 с.
Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность / И. Ю. Козлихин. – СПб. : Изд-во СПб. ГУ, 1993. – 152 с.
Лазарев Б. М. Что такое правовое государство? / Б. М. Лазарев. – М. : Знание, 1990. – 63 с.
Макаров О. В. Соотношение права и государства // Государство и право. – 1995. – № 1. – С.16–22.
Малько А. В. Правовое государство // Изв. вузов. Правоведение. – 1997. – № 3. – С. 137–146.
Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении / Л. С. Мамут. – М. : Норма, 1998. – 48 с.
Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права / Н. Неновски. – М. : Прогресс, 1982. – 151 с.
Неновски Н. Право и ценности / Н. Неновски; пер. с болг. / вступ. ст. и пер. В. М. Сафронова; под ред. В. Д. Зорькина. – М. : Прогресс, 1987. – 248 с.
ГЛАВА 5