Влияние на рыночное равновесие потоварной дотации производителю

Государство может назначать потоварную дотацию производителю, т.е. компенсировать часть издержек производства единицы продукции. Потоварная дотация устанавливается, как правило, в процентах от цены реализации товара. Безусловно, введение такой дотации должно быть экономически обосновано, поскольку одним из принципов финансирования различных частных проектов государством является достижение экономического роста и социальной справедливости. Так, в качестве объекта потоварной дотации может выступать, например, социально значимый товар, либо товар, производство которого не привлекает частный бизнес вследствие низкой отраслевой нормы прибыли.

Итак, на базе нашего примера рассмотрим случай когда государство устанавливает производителю дотацию Дпроизв=30% от цены каждой продаваемой единицы. Введение дотации получит отражение в функции предложения как рост цены на соответствующую величину дотации (поскольку цена, получаемая производителем вследствие реализации единицы продукции увеличивается). Следовательно:

QVIIS = 6,4(p+0,3p) + 231, или QVIIS = 8,32р+231

Найдем параметры предложения:

QVIImin= QVIIS(0) = 231 тыс.шт., т.е. дотирование производителей не влияет на объем предложения (минимальный выпуск отрасли на основе экономической целесообразности).

0 = 8,32р + 231 → рVImin = - 27,7

Функция спроса не меняется (Qd = 557 – 5р), поэтому «новое» равновесие находим из условия: QVIIS = Qd т.е.:

8,32р + 231 = 557 – 5р

13,32р = 326 → рVII* ≈ 24,5 ден.ед.

QVII* = 557 - 5·24,5 = 434,5 тыс.шт.

На основе полученных данных построим график (рис. 11). Как демонстрирует график введение государством дотации производителю увеличивает предложение данного товара. Равновесная цена на рынке при этом снижается, равновесный объем – растет.

Денежная емкость рынка падает: ZVII = 24,5 ·434,5 = 10645,25 тыс.руб. (против 11840 тыс.руб.)

С учетом полученных изменений на рынке данного товара найдем численные значения следующих величин:

- денежную сумму, необходимую для выплаты дотации производителям данного товара за счет госбюджета;

- излишек потребителя после введения дотации производителю;

- излишек производителя после назначения дотации;

- общественный выигрыш после установления дотации;

- чистые потери общества от введения дотации производителю, возникающие вследствие внешнего вмешательства в рыночный механизм и проявляющего в потере общественного выигрыша.

Указанные выше величины, также как и в предыдущих вариантах сквозной задачи, находятся путем соотношения площадей фигур на исходном графике рыночного равновесия. Принцип построения вспомогательного графика при этом не меняется: из «новой» точки равновесия пускаем перпендикуляр на график «старого» (т.е. до введения дотации) предложения, из полученной точки – на ось цен (рис. 12). Все аналитические выкладки осуществляются применительно к графику «старого» предложения.

На основе анализа полученного графика определяем (см. рис. 13):

- денежную сумму, необходимую для выплаты дотации производителям данного товара за счет госбюджета как площадь прямоугольника ВМКС;

- излишек потребителя после введения дотации производителю как площадь треугольника АСК;

- излишек производителя после назначения дотации как площадь прямоугольной трапеции ОВМЕ;

- общественный выигрыш после установления дотации как сумму полученных выше излишков потребителя и производителя;

- чистые потери общества от введения дотации производителю как площадь треугольника МLК.

Итак, рассчитаем сумму расходов государственного бюджета на реализацию дотирования производителей в размере Дпроизв = 30% от цены каждой продаваемой единицы. Для нахождения площади прямоугольника, численно характеризующего эти расходы найдем значение цены рД (см. рис.12). Нам необходимо найти такую цену рД, при которой значение «старой» функции предложения составляло бы 462,5 тыс.шт.

Таким образом:

434,5 = 6,4р + 231, 6,4р=203,5 → рД ≈ 31,8 ден.ед.

Тогда сумма расходов государственного бюджета составит:

Dпроизв = (31,8-24,5)·434,5 = 3171,85 тыс.ден.ед.

Излишек потребителя после введения дотации производителю увеличится (на площадь р*LKC на рис. 12) и составит:

SVIIпотр= Влияние на рыночное равновесие потоварной дотации производителю - student2.ru (111,4-24,5)·434,5 = 18879,025 тыс.ден.ед. (против 17139,6 тыс.ден.ед. в первоначальных условиях рис. 4).

Излишек производителя после введения дотации также увеличится (на площадь р*LМВ на рис. 12) и составит:

SVIIпроизв= Влияние на рыночное равновесие потоварной дотации производителю - student2.ru ·31,8 = 10581,45 тыс.ден.ед. (против 9223,5 тыс.ден.ед. в первоначальных условиях рис. 4).

Таким образом, в результате рассматриваемых действий государства излишек потребителя возрос на 10,6%, излишек производителя – на 14,4%, что свидетельствует о росте благосостояния общества.

Общественный выигрыш после установления дотации:

ОВVII = SVIIпотр+ SVIIпроизв= 16402,375 + 10581,45 = 26983,825 тыс.ден.ед.

Чистые потери общества от введения государством данной меры (площадь треугольника MLK на рис. 13):

ЧПОVII = Влияние на рыночное равновесие потоварной дотации производителю - student2.ru ·(31,8-24,5)·(434,5-414) = 139,4 тыс.ден.ед. Их величина незначительна относительно проста общественного выигрыша.

Наши рекомендации