Русская Правда. Краткая редакция 6 страница

Пояти, поняти

— взять, принять.

поймать,

схватить.

Скот

— зд деньги (ср. ст 38 Про­странной Правды).

Налезуть

- зд. встретить,

найти.

Бити, бью — 1) бить; — 2) иногда переводится как убить.

Законодате льство

Древней

Руси

Приметати

— 1)прикидывать, подбрасывать;

— 2) отдавать,

уступать.

Фроянов И. Я.

Киевская Русь ..,

с. 41.

Огнищанин

— старший дружинник,

боярин (княж муж по Простран­ной Правде), приближенный князя

Подъездной

— сборщик различных посту­плений в пользу

Князя.

щается ее цена. Во второй части говорится о случае, когда сло­манную вещь хотят вернуть собственнику помимо его воли. В этом случае цена вещи все равно должна быть возмещена.

Правда уставлена руськои земли...

Вторая часть Краткой редакции Русской Правды (начиная со ст. 19) носит в литературе название Правды Ярославичей (к ней относят первые три, восемь или двадцать две статьи). В литературе существует своеобразное, хотя и не очень убеди­тельное мнение (Б. Д. Греков), что эта часть Русской Правды посвящена правовой регламентации жизни княжеской вотчины, ее охране от посягательств извне, в частности от свободных общинников, оказывающих сопротивление феодалам. Позднее положения этого закона были распространены и на другие феодальные владения.

И. Я. Фроянов считает, что в принятии Правды Ярослави­чей участвовали представители общины. На съезде Ярослави­чей, помимо князей, присутствовали наиболее именитые кня­жеские дружинники — наместники Киева и Вышегорода. И. Я. Фроянов утверждает, что они представляли интересы общины, земства и что «киевская и вышегородская общины через своих представителей оказались сопричастны к составле­нию Правды Ярославичей»21.

Более точной будет, пожалуй, все же иная характеристика Правды Ярославичей. Эта часть Русской Правды посвящена охране феодальной собственности и жизни лиц, служащих кня­зю, находящихся в той или иной форме зависимости от него, а также имущества и личности других феодалов.

Статья 19

В статье устанавливается наказание за убийство в обиду. Представляется неверной точка зрения А. А. Зимина, что это убийство с целью кровной мести. Под обидой на древнерус­ском языке отнюдь не понималась месть. Местью нельзя было оскорбить, месть не могла рассматриваться как убийство в оби­ду: в Пространной Правде ст. 2 говорит о кровной мести как об убиении за голову. Кроме того, с чисто логической точки зрения невозможно ввести наказание за совершение мести, ес­ли не отменена сама месть. Скорее всего в статье имеется в ви­ду не кровная месть, а убийство в отместку, в ответ на дейст­вия жертвы, убийство за обиду (как предполагал А. И. Собо­левский). Это вполне вероятно в связи с обострением классо­вой борьбы.

Начиная со ст. 19 более четко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство кня­жеских слуг, начиная от высших, определяются штрафы за кражу и порчу княжеского имущества. Статья 19 говорит лишь о наиболее знатных княжеских слугах — огнищанине и подъездном княжи. Она устанавливает повышенную плату за

их убийство — 80 гривен, которые поступают в пользу князя. Чтобы сделать наказание более суровым, закон запрещал об­щине помогать преступнику в уплате штрафа.

Статья 20

Второй разновидностью умышленного убийства является убийство в разбое. Оно рассматривалось в Древней Руси как наитягчайшее преступление. Именно из-за участившихся раз­боев духовенство посоветовало Владимиру Красное Солнышко ввести смертную казнь, что он и сделал.

Правда Ярославичей говорит о случае, когда жертвой прес­тупления становится огнищанин. Обязанность разыскивать преступника, совершившего преступление на территории верви, по обычаю лежала на верви. Во времена Правды Ярославичей вервь должна была выдавать преступника князю головой (ст. 5 Пространной Правды). В случае отказа верви от поиска или выдачи на нее возлагалась уплата штрафа.

Существуют различные точки зрения на сущность верви. С. В. Юшков видит в ней большую патриархальную семью. Б. Д. Греков — общину-марку. Последняя точка зрения пред­ставляется более обоснованной. Исходя из текста настоящей статьи видно, что вервь располагает определенной территори­ей: ...в ней же вири голова начнеть лежати. Вервь — это обще­ственная единица; она платит штраф в случае убийства или выдает князю преступника. Следовательно, вервь — это обще­ственно-территориальная единица. Она распадается на более мелкие единицы — семьи. Пространная Правда, описывая ин­ститут дикой виры, говорит о сложении средств отдельных членов верви, т. е., видимо, глав семейств.

Статья 21

Статья вызывала много споров как в дореволюционной, так и в советской литературе: является ли огнищанин жертвой преступления или самим преступником, которого надлежит убить. Сторонники последнего суждения находят данную ста­тью частным случаем ст. 38, когда вором явился огнищанин. Видимо, более обоснована точка зрения, что огнищанин явля­ется жертвой преступления (Б. А. Романов, А. Е. Пресняков). На это указывает несоответствие начала и конца фразы: Аже убиють огнищанина... то убить в пса место, что предполагает появление нового лица. К этому аргументу можно присоеди­нить то соображение, что ст. 21 является третьей статьей, гово­рящей об убийствах чиновников князя. Статья 19: Аще убь-ють огнищанина в обиду..., ст. 20: А иж(е) убьють огнищанина в разбои..., ст. 21: Аже убиють огнищанина у кле­ти— Весь строй изложения говорит за то, что речь идет имен­но о различных случаях убийства высших княжеских слуг. Статья 21 разрешает убить убийцу огнищанина сразу, т. е. без суда, причем в данном случае имеется в виду расправа, анало-

Русская Правда. Краткая редакция

Вири

— по всей види­мости, дефект

текста;

первоначально — верви, т. е. сель­ская община.

Клеть

— дом, хозяйст­венная постройка,

амбар, кладовая.

Говядо

— бык, рогатый

скот.

...в пса место

— как собаку.

Татьба

— воровство, кража.

Тивунец

— 1) домоупра-витель, дворецкий;

— 2) сын

дворецкого.

Законодательство

Древней

Руси

Тиун

— домоуправитель,

дворецкий.

Конюх старый

— конюший, старший конюх.

Сельский старо­ста и ратаиный

— должностные лица, следящие

за производством сельскохозяйст­венных работ.

Кормиличич

— 1)воспитатель,

дядька;

— 2) молочный

брат.

Третьякь

— животное на третьем году.

Лоньщина

— животное на втором году.

Яря

— ягненок.

Соотношение денежных

единиц:

1 гривна—20 но­гат—25 кун= 50 резан.

гичная расправе с ночным вором (ст. 38). Причем ст. 21 раз­решает убить убийцу огнищанина в любоевремя суток, в то время как ст. 38 допускает расправу только с ночным,не свя­занным вором. Таким образом, в ст. 21 подчеркиваетсяv опас­ный характер преступления. Последняя фраза носит характер более поздней приписки, подобной приписке о подъездном княжи (ст. 19).

Статьи 22, 23, 24, 25, 26, 27

В статьях перечислены штрафы, взимаемые за убийство кня­жеских слуг, а также людей, находящихся в зависимости от князя. Это, во-первых, высшие слуги князя: княжеский тиун (должностное лицо, игравшее значительную роль, управитель. Он мог быть и холопом — ср. ст. 102 Пространной Правды) — ст. 22; конюх старый — ст. 23. Во-вторых, это среднее звено в управленческом аппарате княжеского домена: сельский и па­хотный старосты — ст. 24. Возможно, что это были холопы князя. Интересно предположение Гётца, что в данной статье речь идет о слуге князя и о старосте свободных общинников. В связи со статьей 24 объясняет Л. Гётц и ст. 26: смерд — об­щинник, холоп — крестьянин, зависимый от князя. Однако все рассматриваемые статьи говорят о княжеском дворе, опи­сывают штрафы за убийство зависимых от князя людей. Поэтому логичнее предположить, что в рассматриваемых статьях речь идет лишь о людях князя. Наконец, в-третьих, перечисляются штрафы за убийство мелких княжеских слуг — рядовичей (ст. 25). Рядовичи — полузависимая категория, возможно, лично свободные. С. В. Юшков видит в рядовиче хозяйственного агента князя, Б. Д. Греков — феодально-зави­симого человека (разновидность рядовича — закуп Простран­ной Правды).

При всех условиях ст. 24 указывает нам на княжеское земле­владение, а также на то, что князья эксплуатировали крестьян (или холопов, посаженных на землю), т. е., что они были фео­далами.

Правда охраняет повышенным штрафом жизнь близких кня­зю лиц — кормилицу и кормиличича (по всей вероятности, холопов) — ст. 27. На низшей ступени лестницы штрафов стоят холоп и смерд. По всей видимости, здесь смерд — зави­симый от феодала крестьянин (наказание за убийство свобод­ных общинников определялось ст. 1 Краткой Правды). Точки зрения на смерда как на феодально-зависимого крестьянина придерживался С. В. Юшков. Ряд авторов видят в смерде со­бирательное название всех крестьян, включая как свободных общинников, так и феодально-зависимых (напр., Б. Д. Гре­ков). Существует также точка зрения на смердов как на сво­бодных общинников.

В Археографическом списке имеется разночтение: а в смердь и в холопе, что позволяло некоторым авторам, напри­мер В. И. Сергеевичу, говорить о холопах смерда: а в смердьи

в холопе. Однако такое прочтение статьи подверглось справед- 61

ливой критике в литературе (Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, Русская Правда.

с. в. Юшков). кРаткая

Статья 28

Статья устанавливает штрафы за похищение или истребле­ние княжеского скота. Здесь же упоминается и о коне смерда. Вряд ли разница штрафов за коней князя и смерда вызвана только различным их использованием: княжеский — военный, смердий — пахотный, как полагает А. А. Зимин. Скорее всего закон ставит княжеское имущество под большую охрану по сравнению с имуществом смерда. Однако сама постановка во­проса о коне смерда в статье, касающейся имущества князя, говорит, во-первых, о наличии собственного хозяйства смерда, в хорошем состоянии которого заинтересован и князь, и, во-вторых, о роли коней смердов в ополчении.

Статья 29

Рассматриваемая статья устанавливает размер штрафа за увод, похищение холопа. Нельзя не обратить внимания, что размер этого штрафа значительно превышает размер штрафа за убийство холопа.

Статья 30

Статья кажется выпадающей из общего смысла закона. Правда Ярославичей говорит в первых статьях о наказании за убийство слуг князя, затем за похищение имущества с кня­жеского двора. Статья о кровавом муже вклинивается как раз в статьи о похищении имущества. Вряд ли она представляет более древнее установление, как считает А. А. Зимин. Скорее всего здесь имеется дефект текста. Замена видока на послуха в смысле очевидца говорит о позднейшем времени появления статьи. Послух в этом смысле появляется только в Простран­ной Правде.

Статья 31

Статья говорит о наказании в случае совершения преступле­ния несколькими лицами. Русская Правда, таким образом, знает уже институт соучастия. Видимо, в тексте ст. 31 имеется неточность в указании размера штрафа: в случае совершения преступления одним человеком — одна гривна 30 резан; в слу­чае, если воров несколько, то каждый платит по 3 гривны 30 резан. Вероятно, что в случае совершения кражи одним лицом, штраф был установлен также в 3 гривны 30 резан. Вознаграж­дение по 30 резан мужеви, видимо, плата в пользу лиц, задер­жавших воров, так как в ст. 40, содержащей аналогичную нор­му, мужеви раскрыто: хто изымал, т. е. кто схватил, поймал воров. Возможно, что здесь имеется в виду и княжеский чело­век— емец (см. ст. 41).

Послух

— свидетель

доброй славы;

ад. очевидец.

Законодательство

Древней

Руси

Борть

— колода для пчел, пасека, пчельник

Мука

— физическое насилие

Унучити

— замучить, подвергнуть

наказанию.

Перетес

-— межевой знак, сделанный топо­ром на дереве

Жеравь

— журавль.

Статья 32

Имущество князя подлежит охране и в лесу: за уничтоже­ние или повреждение борти платится штраф.

Статья 33

Статья косвенным образом указывает на существование, наряду с княжеским судом, суда общинного. Она содержит санкции за физическое насилие в отношении смерда, огнища­нина, тиуна или мечника без разрешения князя. Перечислен­ные в статье лица подлежат суду князя: только он может су­дить своих дружинников и слуг.

Рассмотрение С. В. Юшковым данной статьи в связи с анализом статей о преступлениях против телесной неприкосно­венности представляется необоснованным, так как в данном случае объектом посягательства является не столько телесная неприкосновенность людей князя, сколько княжеский суд.

Статья 34

Статья устанавливает высокий штраф за порчу межевых знаков. Речь идет об охране землевладения.

Статьи 35, 36, 37

Статьи носят казуистический характер, перечисляют штра­фы за кражу имущества. Интересно появление в ст. ст. 35 и 36 термина продажа. В предыдущих статьях встречалось лишь взыскание за обиду. Оно толковалось исследователями Рус­ской Правды или как штраф в пользу князя, или как возна­граждение потерпевшему. Появление продажи характеризует дальнейшее развитие правовой мысли: закон устанавливает штраф, взыскиваемый в пользу князя в качестве государствен­ного органа, штраф, идущий в казну (если так можно выра­зиться, поскольку в тот период не было разграничения казен­ного, т. е. государственного, имущества и имущества князя). Помимо продажи устанавливается взыскание (за обиду) в по­льзу потерпевшего.

Статья 38

Здесь подтверждается правило, установленное, видимо, обы­чаем — право убить вора на месте преступления. Закон, одна­ко, ограничивает это право: убивать можно только ночью и нельзя убивать связанного вора. Статья 38, как и ст. 33, имеет целью укрепить княжескую юрисдикцию, ограничивая самочинную расправу.

Статья 39

Статья устанавливает штраф за кражу сена или дров. Прес­тупление состояло именно в краже уже готового продукта, а не в недозволенном сенокошении или рубке леса, как считает

А. А. Зимин. Сенокошение и рубка леса не представляли опас- 63

ности во времена Древней Руси: леса и травы было доста- Русская Правда.

Краткая редакция точно. к г »

Статья 40

Статья аналогично ст. 31 рассматривает случай, когда прес­тупление — кража — совершено несколькими преступниками. Наказанию подвергается каждый из соучастников (будь их хоть десять — каждый платит штраф. Формулировка статьи кажется более близкой к первоначальному тексту по сравне­нию со ст. 31 —там будь их хоть 18). Статья устанавливает также таксу вознаграждения за поимку воров (ср. ст. 31, см. также ст. 41).

Изъимати

— схватить, захватить

Статья 41

Определяется размер вознаграждения за выполнение дру­жинниками князя судебных функций; кроме того, указан раз­мер отчислений в пользу церкви. Хотя эти отчисления и носят название десятины, фактически они составляют 1/5 от суммы, положенной князю, и 1/6 от размера поступления в целом. В Краткой Правде, как и в более поздней Пространной Прав­де, нет четкого деления слуг князя, выполнявших судебные функции: это и емец, и мечник (ст. 41), и отрок (ст. 74 Прост­ранной Правды). Важно, что размер вознаграждения за вы­полнение обязанностей, связанных с судопроизводством, оста­вался постоянным — 2 гривны 20 кун (или 70 кун) с 12 гривен (ст. 41 Краткой Правды и ст. 74 Пространной Прав­ды) и 1/6 часть от более мелких штрафов (ст. ст. 31 и 40 Краткой Правды). Обращает на себя внимание казуистичность изложения статьи: размеры отчислений определяются не в до­лях, а применительно к конкретному случаю, отсюда и боль­шая возможность ошибок.

Статья 42

Покон вирный представляет собой третью составную часть Краткой Правды. Покон определяет типичный для раннефео­дального государства порядок кормления княжеского слуги — вирника. Время происхождения Покона датируют по-разному: временем княжения Ярослава или после его смерти.

Статья 43

Урок мостников непосредственно продолжает и завершает статьи Краткой Правды о порядке оплаты княжеских слуг. Место возникновения Урока определяют по-разному. М. Н. Тихомиров видит в нем новгородский памятник права, С. В. Юшков считает местом его происхождения Киев. Мост имеет двоякое значение: мост — переход через реку, овраг и т. п. и мост — мостовая.

Емец — 1) княжеский

чиновник,

— 2) поимщик

(вора).

Вирник — сборщик виры.

Полот

— кусок, туша

Борошно

— пища вообще

Покон

— устав

Урок

— 1) правило, установление,

— 2) плата,

— 3) налог, судебная пошлина,

пеня, штраф.

Законодательство

Древней

Руси

ПРОСТРАННАЯ РЕДАКЦИЯ

22СУД ЯРОСЛАВЛЬ ВОЛОДИМЕРИЧ23

ПРАВДА РУСЬСКАЯ

/. Аже убиеть муж мужа, то мьстити брату брата, любо от-цю, ли сыну, любо братучадо, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь мужь24 или тиуна княжа; аще ли будеть ру­син , или гридь , любо купець, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгой, ли словенин, то 40 гривен положити за нь.

2. 27По Я рос лаве же паки совкупишеся сынове его29: Изяслав, Святослав30, Всеволод и мужи их: Коснячько, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все, яко же Ярослав судил, такоже и сыно­ве его уставиша.

3. О УБИЙСТВЕ. Аже кто убиеть княжа мужа в разбои,

о [ on u

а головника не ищють, то виревную платити, в чьей же верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин33, то 40 гривен.

4. Которая ли вервь начнеть платити дикую виру, колико лет заплатить34 ту виру35, зане же без головника им пла­тити.

5. Будеть ли головник их в верви, зан(е)36 к ним прикладываеть37, того же деля им помагати го-ловнику, любо си дикую вирузъ; но спла(ти)ти им вообчи 40 гривен, а головничьство, (а то) самому го-ловнику; а в 40 гривен ему заплатити ис дружины свою часть.

6. Но оже будеть убил или в сваде, или в пиру явлено, то

in

тако ему платити по верви ныне, иже ся прикладывають вирою.

7. ОЖЕ СТАНЕТЬ БЕЗ ВИНЫ НА РАЗБОИ. Будеть ли стал на разбой без всякоя свады, то за разбойника люди не платять, но выдадять и всего с женою и с детми на по­ток40 и на разграбление.

8. Аже кто не вложиться в дикую41 виру42., тому людье не помагають, но сам платить.

9. А се покони вирнии были при Ярославе: вирнику взяти 7 ведер солоду на неделю, (о)же овен любо по­лоть, любо 2 ногате; а в середу куна (о)же сыр, а в пят-ницю тако же; а кур по двою ему на день, а хлебов 7 на неделю, а пшена 7 уборков, а гороху 7 уборков, а со­ли 7 голважень; то то вирнику со отрокомь; а кони 4, конем на рот сути овес. Вирнику 8 гривен, а 10 кун пе­рекладная , а метелнику 12 векшии, а сьсадная гривна.

10. (О вирах). Аже будеть вира во 80 гривен, то вирни­ку 16 гривен и 10 кун и 12 векши, а переди съсадная гривна, а за голову 3 гривны.

11. О КНЯЖИ МУЖЕ46. Аже в княжи отроци, или в конюсе, или в поваре, то 40 гривен.

12. А за тивун за огнищный и за конюший, то 80 гривен.

13. А в сельскомь тивуне княже или в ратайнемь, то 12 гривен.

14. А за рядовича 5 гривен. Тако же и за бояреск.

15. О РЕМЕСТВЕНИЦЕ И О РЕМЕСТВЕНИЦЕ. А за ремественика и за ремественицю, то 12 гривен.

16. 47А за смеодии4% холоп 5 гривен49, а за робу 6

смердии'" xoj гривен.

17. А за кормилця 12 (гривен), тако же и за кормилицю, хотя си буди холоп, хотя си роба.

18.Ъ0О ПОКЛЕП НЕЙ ВИРЕь\ Аще будеть на52 кого поклепная вира, то (о)же будеть послухов 7, то ти выведуть

виру53; паки ли варяг или кто ин то два54 19. ЪЬА

.56

свержеть виру, а тому дати

по костех и по мертвеци не платить верви"", аже имене не ведають, ни знають его.

20. Ь7АЖЕ СВЕРЖЕТЬ ВИРУ™. А

то гривна кун сметная отроку; а кто и клепа/, другую гривну; а от виры помечнаго59 9 (кун).

21. Искавше ли послуха, (и) не налезуть, а истьи,(ь)Ь0.6{ начнеть головою клепати, то(да)ти им правду же-лезо64.

22. Тако же и во всех тяжах, в татбе и в поклепе; оже не будеть лиця, то тогда дати ему железо из неволи до по­лугривны золота; аже ли65 м(е)нем, то на воду, оли то до дву гривен ; аже мене, то роте ему ити по свое куным.

23. 69Аже кто ударить мечемь, не70 вынез его, или ру-коятию, то 12 гривен продажи за обиду.

24. Аже ли вынез меч, а не утнеть, то гривна кун.

25. Аже кто кого ударить ботогомь, любо чашею, любо ро-гомь, любо тылеснию , то 12 гривен.

26. Не терпя ли противу тому ударить мечемь, то вины ему в томь нетуть.

27. Аче ли утнеть

или нога, или око, или не а тому за век 10 гривен.

28. Аже перст утнеть кии любо, 3 гривны продаже, а самому гривна кун75.

29. ™А ПРИДЕТЬ КРОВАВ МУЖ77. Аже придеть кровав муж на двор или синь, то видока ему не иска-ти, но платити ему продажи»78 3 гривны79; аще

не будеть на нем знамения, то привести ему видок слово противу слова; а кто будеть почал, тому пла-ти(ти) 60 кун; аче же и кровав придеть, или будеть сам почал, а вылезуть послуси, то то ему за платежь, оже и били.

руку, и отпадеть рука или усхнеть, утнеть, то полувирье 20 гривен.

Русская Правда. Пространная

редакция

ли

,80

66 30. ьхАже ударить мечемь, а не утнеть на смерть, то 3

Законодательство гривны , а самому гривна за рану, (о)же лечебное; потнеть Древней ли на смерть, а вира.

уси 31. Аче попъхнеть мужь мужа любо к собе,ли от собе, любо

по лицю ударить, ли жердью ударить, а видока два выведуть, то 3 гривны продажи; аже будеть варяг или колбяг, то полная видока вывести, и идета на роту.

32. О ЧЕЛЯДИ. А челядин скрыеться, а закличють и на торгу, а за 3 дни не выведуть его, а познаеть и (в) третий день, то свой челядин поняти, а оному платити 3 гривны про­дажи.

33. *3АЖЕ КТО ВС Я ДЕТЬ НА ЧЮЖЬ КОНЬ*4. Аже кто всядеть на чюжь конь не прайме, то 3 гривны*5.

34. *6Аче кто конь погубить, или оружье, или порт, а за-повесть на торгу, а после познаеть в своем городе, свое ему лицем взяти, а за обиду*1 платити ежу88 3 гривны.

35. Аже кто познаеть свое, что будеть погубил или украдено у него что , или конь, или порт, или скотина, то не рци : се мое, но пойди на свод, кде есть взял; сведигеся9', кто бу­деть виноват, на того татба снидеть, тогда он свое возметь, а что погибло будеть с нимь, то же ему начнеть платити; аще будеть коневыи тать, выдати князю на поток; паки ли будеть клетныи тать, то 3 гривны платити ему.

36. О СВОДЕ. Аже будеть во едином городе, то ити ис­тьцю до конця того свода; будеть ли свод по землям, то ити ему до третьяго свода; а что будеть лице, то тому платити тре­тьему кунами за лице, а с лицемь ити до конця своду, а ис-тьцю ждати прока; а кде снидеть на конечняго, то тому все платити и продажю.

37. О ТАТ БЕ. Паки ли будеть что татебно купил в торгу, или конь, или порт, или скотину, то выведеть свободна мужа два или мытника; аже начнеть не знати у кого купил, то ити

по немь тем видоком на роту, а истьцю свое лице взяти; а что с нимь погибло, а того ему желети, а оному желети сво-

их кун, зане не знаеть у кого купив; познаеть ли на долзе у кого то купил, то свое куны возметь, и сему платити, что у него будеть погибло, а князю продажю.

38.94АЖЕ ПОЗНАЕТЬ КТО ЧЕЛЯДЬ95. Аще позна-еть кто челядин свои украден, а поиметь и, то оному вести и по кунам до 3-го свода; пояти же челядина в челядин место, а оному дати лице, ать идеть до конечняго свода, а то есть не скот, не лзе речи: (не веде) , у кого есмь купил, но по язы­ку ити до конця; а кде будеть конечнии тать, то опять воро-тять челядина, а свои поиметь, и протор тому же платити, а князю продаже 12 гривен в челядине или украдше97.

39. О СВОДЕ ЖЕ. А ис (с)воего города в чюжю землю свода9* нетуть, но тако же вывести ему послухи любо мытни­ка, перед кимь же купивше, то истьцю лице взяти, а прока

~ 99

ему желети, что с нимь погибло, а оному своих кун желети .

40. О ТАТ БЕ. Аже убиють кого у клети или у которое тат-бы, то убиють во пса место; аже ли и додержать света, то вес-

\

ти на княжь двор; оже ли убиють и, а уже будуть людие свя­зана видели, то платити в томь 12 гривен.

41. Аже крадеть кто скот в хлеве или клеть, то (о)же будеть один, то платити ему 3 гривны и 30 кун; будеть ли их много, всем по 3 гривны и по 30 кун платит(и).

42. О ТАТ БЕ ЖЕШ. Аже крадеть скот на поли, или ов­це, или козы, ли свиньи, 60 кун101; будеть ли их много, то всем по 60 кун102.

43. Аже крадеть гумно или жито в яме, то колико их будеть крало, то всем по 3 гривны и по 30 кун.

44. А у него же погибло, то оже будеть лице, лице поиметь, а за лето возметь по полугривне.

45. Паки ли лиця не будеть, а будеть был княжь конь, то платити за нь 3 гривны, а за инех по 2 гривны.

А СЕ УРОЦИ СКОТУ. Аже за кобылу (60)103 кун, а за вол гривна, а за корову 40 кун, а за третьяку 30 кун, за лонь-щину полгривны, за теля 5 кун104, а за свинью 5 кун, а за порося ногата, за овцю 5 кун, за боран ногата, а за жеребець, аже не вседано на нь, гривна кун, за жеребя 6 ногат; то ти уроци смердом, оже платять князю продажю.

46. АЖЕ БУДУТЬ ХОЛОПИ ТАТЬЕ, СУД КНЯЖЬ. Аже будуть холопи татие любо княжи, любо боярьстии, любо чернечь105, их же князь продажею не казнить, зане суть не свободни, то двойне платить ко истьцю за обиду.

47. 106ОЖЕ КТО СКОТА ВЗИЩЕТЬ107. Аже кто взи-щеть кун на друзе, а он ся начнеть запирати, то оже на нь вы­ведеть послуси, то ти поидуть на роту, а он возметь свое куны; зане же не дал ему кун за много лет, то платити ему за обиду 3 гривны.

48. Аже кто купець купцю дасть в куплю куны или в гость-бу, то купцю пред послухи кун не имати, послуси ему не надо-бе, но ити ему самому роте, аже ся почнеть запирати.

49. О ПОКЛАЖАИ. Аже кто поклажам108 кладеть у кого любо, то ту послуха нетуть; но оже начнеть болшим клепати, тому ити роте, у кого то лежал товар: а толко ecu у лене по­ложил, зане же ему в бологодел109 и хоронил товар того.

50. О РЕЗЕ. Аже кто даеть куны в рез, или настав в мед, или жито во пр(и)соп1[0, то послухи ему ставити, како ся бу­деть рядил, тако же ему имати.

51. О МЕСЯЧНЕМЬ PE3E.(A)ul месячный рез, оже

■за мало , то имати ему; заидуть ли ся куны до того же го­да, то дадять ему куны в треть, а месячный рез погренути.

jc.. Послухов ли не будеть, а будеть кун 3 гривны, то ити ему про свое куны роте; будеть ли боле кун, то речи ему тако: промиловалсяпз ecu, оже ecu не ставил послухов114.

53. УСТАВ ВОЛОДИ МЕРЬ ВСЕВОЛОДИЧАиъ. Воло-димер Всеволодичь по Святополце созва дружину свою на Ьерестовемь: Ратибора киевьского тыоячьского, Прокопью оелгородьского тысячьского, Станислава переяславьского ты-сячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Олгова мужа и уставили до третьяго реза, оже емлеть в треть куны;

Наши рекомендации