Конституционное право граждан на объединение в профессиональные союзы
Право граждан на объединение в профессиональные союзы (профсоюзы) гарантируется ст. 30 Конституции РФ. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения (ст. 2 Закона о профсоюзах).
Первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ст. 3 Закона о профсоюзах).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы в регулировании трудовых отношений согласно гл. 2 Закона о профсоюзах имеют право на:
1) представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также в области коллективных прав и интересов (ст. 11);
2) содействие занятости, а именно принятие участия в разработке государственных программ занятости, предложение мер по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществление профсоюзного контроля за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости (ст. 12);
3) ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров от имени работников и контроль за их выполнением (ст. 13);
4) участие в урегулировании коллективных трудовых споров, в том числе организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 14);
5) бесплатное и беспрепятственное получение информации для осуществления своей уставной деятельности по социально-трудовым вопросам от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 17);
6) участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров, в том числе создание образовательных и научно-исследовательских учреждений, осуществление подготовки, переподготовки, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза (ст. 18);
7) осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам и имеют право требовать устранения выявленных нарушений (ст. 19);
8) участие в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний (ст. 20);
9) участие в формировании социальных программ в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников (ст. 22);
10) обращение с заявлениями от имени работников в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры (ст. 23).
Для реализации защитной функции профсоюзы могут (перечень не является исчерпывающим):
1) беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов;
2) вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;
3) пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также являться учредителями средств массовой информации;
4) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта;
5) создавать юридические службы и консультации, а также собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 ТК интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров.
Защита трудовых прав работников осуществляется профсоюзами при решении, в частности, следующих вопросов:
- при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, осуществленным с нарушением правил заключения трудового договора;
- при выводе работников на сверхурочную работу;
- при установлении ненормированного рабочего дня;
- при введении режима суммированного рабочего времени;
- при разделении рабочего дня на части;
- при привлечении работников к работе в выходные и праздничные дни;
- при принятии локальных нормативных актов;
- при обеспечении работников средствами индивидуальной защиты;
- при расследовании несчастных случаев.