Отношение населения к переселению кулачества
Отношение основных масс бедноты и середнячества к переселению кулаков несмотря на то, что в некоторых быв. округах массово-разъяснительная работа проведена весьма слабо, в общем, носит положительный характер. Тем не менее, по ряду сельсоветов наблюдается сочувственное отношение к переселяемым кулакам отдельных групп бедняков и середняков, иногда противодействовавших местным властям, осуществляющим переселение. В процессе практических мероприятий по выселению кулачества заметно усилилось бегство кулаков, чему немало способствовали отдельные члены комсодов, которые с целью побуждения крестьян к вывозу хлеба распространяли самые нелепые слухи об ужасах, переживаемых ссыльными на Урале, о предстоящем выселении кулаков на Землю
Франца Иосифа и т.п. (быв. Кубанский, Донской и Черноморский округа).
В ряде районов обнаружены факты халатного и безответственного отношения к проведению подготовительных работ со стороны низовых сов-парторганизаций. В ходе переселения кулаков по отдельным районам были допущены массовые перегибы. По Тихорецкому, Кореновскому, Се-верскому и другим районам быв. Кубанского округа отмечены массовые случаи включения в списки высылаемых лишенцев — не кулаков, середняков, быв. красных партизан и т.д. В Георгиевском районе быв. Терского округа были внесены в списки подлежащих выселению 18 семей быв. красных партизан и одновременно не учтено до 50 крупных полупомещичьего типа хозяйств. В данных районах вокруг вопроса по выселению кулачества 3-й категории не было создано широкого общественного мнения и в должной степени не была развернута массовая работа среди колхозников, бедноты и середнячества.
Славянский район быв. Кубанского округа. Председатель] сельсовета ст. Петровской заявил: «Некогда по этим вопросам заниматься, утвердили один раз — и точка. После разберем — кто прав, кто виноват. Все они — сволочи, кроме кулаков, надо половину и бедняков выслать».
Тихорецкий район. Секретарь Н.-Малороссийской ячейки ВКП(б): «О переселении кулаков мы меньше всего беспокоимся, мы их выселили в два счета, а поэтому мы не считаем нужным разворачивать массовую работу и не намечаем никакого плана в этом отношении».
В результате недостаточного проведения разъяснительной и массово-воспитательной работы часть бедноты и середнячества, подогреваемые разными провокационными слухами со стороны выселяемого кулачества о последующем выселении всего казачества, в том числе и колхозников из пределов края, создали ряд нездоровых явлений и настроений, вылившихся, главным образом, в защиту выселяемого кулачества. Кое-где наблюдалось бегство глав семейств середняцких хозяйств. В ст. Кущевской на почве подобных слухов ряд казаков из крепко середняцких хозяйств, боясь на ночь оставаться дома, с наступлением вечера уходили к своим знакомым инородцам.
Брюховецкий район. «Сейчас происходит выселение казаков, иногородних выселяют только для вида; распыляют казаков с Кубани по всему Союзу, чтобы они не были вместе». «Ты хоть и колхозник, но все же казак, так что и ты готовься к выселению. Я слышал, что когда зачитывали список, то туда внесено много колхозников». Аналогичные настроения зафиксированы в станицах Чилейшской, Ново-Джерелневской, Бату-ринской и других, причем эти настроения, как указывалось, захватили и часть колхозников. «Совершенно отпадает охота работать в колхозе. Работай, работай, а смотри — скоро придется собираться к переселению». В основном, все распространяемые слухи сводятся к одному, «что сегодня выселяют нас, а завтра вас». Постепенно всех подведут под разряд кулацких хозяйств, а затем выселят. Все сводится к тому, что, якобы, сов-власть под видом выселения кулачества намеревается рассеять казачество, которому не доверяет.
Тимошевский район. «Скоро будут расселять все казачество, т.к. сов-власть считает его политически неблагонадежным. Высылка будет производиться, главным образом, в Сибирь и Туркестан».
Кущевский район. «Выселение на этом не закончено, доберутся до единоличников и середняков. Когда-то казачество переселялось на свободные
места, так вот теперь все казачество будет выселяться тоже на все свободные земли». Подобного рода настроения при недостаточно четкой разъяснительной работе нередко охватывают собою отсталые группы колхозников, вызывая всяческие суждения о хозяйственной несостоятельности коллективизации, необходимости ухода из колхозов.
Наряду с подобными явлениями, благодаря агитации, отмечен ряд случаев, когда беднота и середнячество становятся на защиту высылаемого кулачества. Наблюдаются случаи массовых поджогов, нередки случаи снабжения бедняками и середняками высылаемых деньгами и продуктами. В Темрюкском районе толпа провожающих достигла до 800 чел. мужчин и женщин и пыталась воспрепятствовать отправке. Аналогичные случаи на станциях Динской и Ахтонизовской. В быв. Майкопском округе, [в] ст. Самурской выселяемому кулаку беднотой было собрано 500 руб. на дорогу. В ст. Ширванской беднячка принесла на дорогу выселяемому кулаку пару поросят и несколько кур.
В некоторых станицах и селах подлежащие выселению кулаки спаивают бедноту, дабы последняя поддержала их и дала бы свое поручительство об их политической благонадежности и т.п. В быв. Терском округе [в] с. Степное член комсода — бедняк, будучи направлен к кулаку для производства описи имущества, был последним споен, в результате опись, конечно, совершена не была. В том же округе, [в] с. Нины нескольких бедняков споили две кулачки, в результате эти бедняки выступали на собрании против выселения.
Настроение выселенных кулаков
Переселенное кулачество в своем большинстве приступили на отведенных участках к хозяйственным работам по сооружению жилых построек. В некоторых районах ряд кулацких хозяйств пытались сорганизовать супрягу для совместной пахоты и сева озимых, но благодаря отсутствию не только семенных материалов, но иногда даже и продовольствия, ничего не выходило (Вешенский и Верхне-Донской районы).
Необеспеченность тяглом, с/х инвентарем, семенами и продовольствием создает среди переселенцев-кулаков упаднические настроения и усиливает тенденции к бегству. Часть кулаков заявляет, что «лучше пусть нас арестуют и посадят; там, по крайней мере, будут кормить, а здесь мы все равно погибнем с голоду».
Необходимо отметить, что бегство кулаков в Калмыцкую обл., Дагестан и другие места нередко проходит при наличии прямого попустительства низовых работников. Характерные примеры отмечены в быв. Саль-ском и Ставропольском округах. Тухтумский сельсовет Калм[ыцкой] обл., где скрывалось 12 кулаков, бежавших из Заветинского района. Когда в сельсовет прибыл милиционер, представитель сельсовета ему заявил: «Мы вам кулаков не выдадим, т.к. они находятся на нашей территории». От скрывающихся кулаков сельсовет принял заявление с ходатайством о восстановлении в избирательных правах. В с. Покровском Медвеженского района член президиума сельсовета предупредил всех кулаков о предстоящем выселении и снабдил их соответствующими удостоверениями, после чего кулаки скрылись.
Настроение переселенцев трудовых хозяйств
В процессе работы по подъему батрацко-бедняцких и середняцких масс и переселенцев из засушливых районов Сальского и Ставропольского округов (предназначенных для заселения их кулаками 3-й категории) в быв.
Донском и Черноморском округах в ряде случаев переселенческим органам пришлось встретиться с большим нежеланием населения переселяться. Основными мотивами нежелания переселяться являются боязнь изменить животноводческий уклад своего хозяйства на полеводческий, производство зимних запасов, подготовка паров на старых местах и т.д. (быв. Сальский округ). Такие настроения широко используются кулаком. Массово-разъяснительная работа, несмотря на указания крайкома, развернута во многих районах недостаточно. Наиболее благополучное положение наблюдается в колхозах, которые почти полностью изъявили согласие на переселение. Следует отметить недостаточную подготовленность мест к приему переселенцев.
В Крымском и Анапском районах быв. Черноморского округа для переселенцев из Сальского округа было забронировано 250 кулацких домов. Местные соворганизации, несмотря на краевые распоряжения, все же пытались этому противодействовать, мотивируя отсутствием свободных земель.
При приемке переселенцев установлена некоторая неподготовленность партийно-советских организаций. Не были подготовлены отведенные для расселения дома. Отдельные неувязки отражались на настроении переселенцев, в особенности женщин (Кубанский округ).
Урал
Постановлением Уралоблисполкома намечено было к изъятию кулачество 3-й категории в количестве 4,2 тыс. семей, которых [следовало] передать местным хозорганам для использования в строительстве, промышленности и на торфоразработках. Фактически выселение началось в первой половине августа и настоящему моменту закончено в быв. Тюменском, Челябинском и Сарапульском округах. Заканчиваются в Шадрин-ском, Ирбитском, Пермском, Курганском, [Н.-]Тагильском и Ишимском [округах]. В Троицком и Свердловском [округах] начинается. По предварительным сведениям, выселено 2799 семейств с 5244 трудоспособными. Из данного количества направлены на апатитовые разработки в Хибины 793 чел., уральским хозяйственным организациям переданы пока 2570 чел. и 1881 чел. находятся в пути.