Упорядоченная экономика, которой не свойствен хаос

То, что речь не может идти о хаотичном или анархичном характере системы, свидетельствует фактическое функциониро­вание конкурентной системы рынков и цен. В ней царит опре­деленный внутренний порядок, и она развивается согласно ряду свойственных ей закономерностей. И она действует. Система конкуренции представляет собой сложнейший механизм непро­извольной координации, проявляющейся через систему цен и рынков. Речь идет о сложившемся механизме связи, объединя­ющем знания и конкретные индивидуальные действия членов общества. И одна из самых сложных проблем, в которой пред­ставлены тысячи неизвестных переменных и многообразие от­ношений, решается без помощи специально созданного органа центральной разведывательной службы. Причем невозможно

назвать автора, изобретшего эту систему. Она естественно по­явилась на свет и развивается, как и сама человеческая натура. И она способна выжить, удовлетворяя тем самым основному требованию, предъявляемому любому социальному организму.

Громадное значение системы цен наглядно и типично про­явилось в послевоенные годы в Западной Германии. В стране отмечался крайне низкий уровень производства и потребления в 1946—1947 гг. При этом полностью объяснить это ни разру­шениями, причиненными бомбардировками в военные годы, ни огромными репарационными платежами невозможно. В основе причинных связей лежал практически парализованный меха­низм цен: обесценивание денег, дефицит сырья и остановка про­изводства в промышленности, нехватка топлива для поездов и невозможности наладить добычу угля из-за отказа крестьян торговать за деньги и отсутствия для обмена промышленных товаров. Был установлен официальный уровень цен, однако по­купательная возможность денег была минимальной при фантас­тических ценах на черном рынке, где преобладал натуральный обмен. “Чудо” явилось в 1948 г. Механизм цен начал эффек­тивно работать, благодаря решительной и радикальной денеж­ной реформе: чуть ли не сразу вверх рванулись производство и потребление и сама система рынков и цен начала решать три­аду проблем — что, как и для кого.

И такого рода чудеса происходят вокруг нас повсюду — до­статочно открыть глаза и внимательно посмотреть на функци­онирование рынка. Разрушая капиталистическую систему, ре­волюционер ни к чему более действенному, нежели глубокая инфляция или дефляция, парализующие систему цен, не при­шел бы.

“Совершенная конкуренция” и “Невидимая рука”

Изучающим экономическую теорию рекомендуется избегать ошибочного предположения о хаотичности действия механизма цен при отсутствии какого-то органа контроля. Однако не сле­довало бы впадать и в противоположную крайность, уверовав в высшее совершенство механизма ценообразования, поддав­шись его чарам и видя в нем только воплощение высшей пред­определенной и не подвластной человеку гармонии.

Одним из первых, кто, обнаружив в этой системе некий по­рядок, был заинтригован подобным открытием, стал Адам Смит, давший жизнь современной экономической теории или политэкономии в его работе 1776 г. “Исследование о природе

и причинах богатства народов”. А. Смит и ввел в обиход прин­цип “невидимой руки”, т.е. направления преследующего свои личные цели индивидуума в его деятельности как бы невиди­мой рукой к отвечающим интересам общества в целом целям достижения всеобщего блага. Отсюда и вывод о бесспорно вред­ных последствиях вмешательства государства в сферу свободной конкуренции. Сам Смит не отрицал определенную ограничен­ность своей доктрины, однако позднее в изысканиях экономис­тов была открыта следующая истина, все достоинства, свойст­венные, по общему мнению, свободному предпринимательству, действительно присущи ему лишь при условии существования “совершенной конкуренции”, сдерживающей и уравновешиваю­щей его. “Совершенная конкуренция” в определении экономис­тов — это технический термин, предполагающий невозмож­ность индивидуального воздействия на рыночную цену со сто­роны фермера, бизнесмена или рабочего. Определенная степень монополистического несовершенства и явное ослабление дейст­вия невидимой руки могут иметь место при условии влияния с их стороны на понижение или повышение рыночных цен, имей они в своем распоряжении достаточное для этого количе­ство зерна, товаров или рабочей силы.

Однако в наше время была бы неуместна столь неумеренная похвала совершенной конкуренции. Выше уже говорилось о том, что мы имеем дело со смешанной системой государственного участия и частного предпринимательства. Далее вы увидите, что современная система также представляет собой и смешанную систему монополии и конкуренции. О совершенной конкурен­ции, с точки зрения циника, можно было бы сказать то же, что сказал Бернард Шоу о христианстве: единственная беда христи­анства состоит в том, что оно никогда не было испытано.

Существовал ли когда-то золотой век свободной конкурен­ции — это предмет споров историков. Разумеется, сегодня никто не рискнет в экономическом смысле говорить о совер­шенной конкуренции. Нам даже не известно, могут ли ослабить или усилить конкуренцию основные характеристики крупного производства и современной технологии, как на это влияют вкусы потребителей и организация бизнеса. Согласно статисти­ческим данным, наблюдается по меньшей мере ослабление в не­значительных размерах концентрации власти монополий. Об­щество во всяком случае не обязано признавать неизбежность наметившейся в 90-е годы прошлого столетия и начавшей уси­ливаться тенденции к крупному бизнесу, появлению картелей,

трестов и слияний. Задача состоит в том, чтобы постараться улучшить действие нашей далеко не совершенной конкурентной системы законодательным либо социально-психологическим путем. Характер экономических принципов наиболее ярко про­является при сравнении диаметрально противоположных сис­тем laissez faire и тоталитарной экономической диктатуры. И сегодня речь не об альтернативе выбора между этими двумя противоположностями, а скорее о поиске ответа на вопрос о возможности модификации практики конкретных видов част­ного предпринимательства через государственную политику.

Система цен

Каким же образом автоматический механизм цен реализует себя? Несложно дать описание конкурентной системы прибы­лей и убытков. Каждый товар и каждая услуга — все имеет свою цену. В виде “ставок заработной платы” оценены и раз­личные виды труда человека.

Разумеется, владелец-продавец хотел бы получить деньги за то, что он продает, и купить желаемое на вырученные средства. Возникновение потоков новых товаров, например обуви, стиму­лируется спросом на увеличение их производства. И с другой стороны, по аналогии можно предположить снижение цены в итоге конкуренции между продавцами чая по сравнению с пос­ледней рыночной ценой на этот товар, если его количество пре­вышает возможности спроса. Таким образом, если будет уста­новлена более низкая цена на чай, то его потребление возрастет, но и производить его будут в меньших количествах. Таким об­разом, и восстанавливается баланс между спросом и предложе­нием (механизм будет рассмотрен более подробно в следующей главе и части 3 книги).

Такие факторы, производства, как труд, земля и затраты капитала, также подобно потребительским товарам подвластны этому механизму регулирования. Так, возможности увеличения занятости в сварочных работах становятся большими по срав­нению со стекольным производством при возрастании спроса на сварщиков. В то же время цена труда и почасовая оплата стек­лодувов начнет понижаться, в то время как у сварщиков по­явится тенденция к повышению оплаты их труда. Это может вызвать при прочих равных условиях перемещения труда из одного сектора в другой. По аналогии при повышении произ­водителем сахарной свеклы цен на свою продукцию расширятся и площади используемой для ее выращивания пойменной

земли. Предложение и спрос в станкостроении регулируются точно таким же образом.

Иначе говоря, речь идет о системе равновесия цен и произ­водства, последовательные приближения к которой, осущест­вляются через разветвленную систему проб и ошибок. Далее вы сможете убедиться, что одновременному разрешению трех про­блем экономики и способствует противопоставление спроса и предложения, цен и издержек.

1.что производить — производство того или иного товара обусловливается желаниями и голосами потребителей. И они голосуют за тот или иной товар не каждые два года на избирательных пунктах, а ежедневно, принимая решения о приоб­ретении той или иной вещи. Разумеется, уплаченные покупа­телем деньги попадают в руки торговца, но в конечном итоге они создают фонд заработной платы, ренты и дивидендов, которые возвращаются к потребителю в форме еженедельного дохода. Так и замыкается этот круг.

2.как производить — здесь в силу вступает конкуренция производителей. Причем более дорогостоящие способы вытесняются производственными, обладающими на данный момент более высокой эффективностью как по физическому объему производимого товара, так и по его стоимостному выражению. Выстоять и получать максимально высокую прибыль в конкурент­ной борьбе могут только те производители, которые способны до минимума снизить издержки, применяя наиболее эффективные производственные методы. Например, только при определенном соотношении цен на нефть и производимый из зерна спирт может приниматься решение о производстве синтетического ка­учука из нефти или спирта; при цене на уголь ниже определен­ного критического уровня электроэнергия будет вырабатываться паровыми турбинами, а не на атомных электростанциях. При снижении издержек производства на применяющей тракторы крупной ферме может исчезнуть небольшая семейная ферма.

Рассмотрим примеры различных условий производства в разных странах. Боб Джонс на американской ферме практикует экстен­сивное хозяйство, т.е. на каждый час труда приходится в его слу­чае возрастающее количество земли. Французский крестьянин Пьер Рени применяет интенсивные методы обработки земли, т.е. вкла­дывает возрастающие количества труда в каждый гектар земельно­го надела. Кем же принимаются сверху разумные по своей сути решения, поскольку они учитывают различную плотность населе­ния в этих странах? Членами Конгресса? Палаты депутатов? Чле­нами ООН? Разумеется, никем из них. Здесь сигналом для приня-

тия решения выступает сама система цен. Система ценообразова­ния, которую можно уподобить знаменитому примеру хозяина, сти­мулирующего движение своего осла морковкой и палкой, является распределителем прибылей и убытков, побуждая к правильным от­ветам на вопросы: что, как и для кого.

3. для кого — производство товаров обусловлено спросом и предложением на рынке производительных услуг: заработной платой, земельной рентой, процентом и прибылью, определяю­щих возрастание личного дохода индивидуума по сравнению с доходами его сограждан и общества в целом. Установленное в обществе первоначальное распределение собственности, приоб­ретенные, либо унаследованные права определяют характер ко­нечного распределения дохода.

Обратите внимание на следующее: решения “какие товары производить” принимаются не только в результате большинства голосов потребителей. Любому спросу на товар должно соответ­ствовать предложение его производства. И в принятии решения о производстве того или иного товара участвуют и голоса фор­мирующих спрос потребителей, и издержки производства, и формируемое предложение со стороны производителей. Проти­востоящие голоса потребителей, формирующих спрос, и форми­рующие предложение голоса производителей как бы примиряет подобно маклеру-посреднику при заключении торговой сделки между продавцом и покупателем аукционист товарного рынка... Таким же образом возможно рассматривать аукциониста, пред­седательствующего на рынке квалифицированного труда и осу­ществляющего посреднические функции между спросом бизнеса на труд и предложением труда со стороны общества. Доверен­ным лицом общества, принимающим решения, как производить тот или иной товар, выступает тот, кто ставит перед собой цель при наименьших издержках всех факторов производства данно­го товара и с риском понести суровое наказание в случае не­удачного использования эффективных методов и способов полу­чить конечную прибыль.

Разумеется, здесь дано крайне упрощенное толкование во­проса...

Стоит также обратить внимание на роль рынка, выступаю­щего связующим механизмом общества с торговлей и промыш­ленностью.

Конкурентная система не является полностью обезличенной. В противостоянии по разные стороны границы цен словно на двух фронтах стоят семьи-потребители и торгово-промышленные­

предприятия. Один из этих фронтов наиболее распростра­нен и называется розничным рынком. На этом рынке потреби­тели приобретают множество самых различных мелких предме­тов в заведениях розничной торговли: это небольшие магазины, аптеки и универмаги, кинотеатры и бензоколонки; сюда же можно отнести производящие электроэнергию компании, госу­дарственные почтовые конторы, железнодорожные и страховые компании, владельцев жилых домов.

Противостоящий рынок — рынок труда и производительных услуг — уже не столь спокойный по своему характеру. Заработ­ная плата для кормильца семьи гораздо большее, нежели еще одна цена. Именно благодаря заработной плате осознается разни­ца между нуждой и комфортом, между комфортом и роскошью. Договор о найме ставит рабочего в зависимость от крупной кор­порации, поэтому он выступает с поддержкой его профсоюза за заключение коллективного договора. Таким образом, в первом случае он как бы благоприятствует восстановлению конкурент­ной обстановки, а в другом — создает условия, вызывающие воз­растающие отклонения от совершенной конкуренции.

Повторим, что мы дали схему путей к идеальной конкурен­ции весьма упрощенно. Но ее все равно нельзя бы рассматри­вать как идеальную систему даже в том случае, когда она дей­ствовала бы в совершенстве согласно нашему описанию, а лю­бому из нас известно, что такого в реальной действительности не бывает. Направление товаров прежде всего определяется мес­том, где имеются наибольший спрос и доллары. Состоятельный хозяин может кормить свою собаку тем молоком, в котором нуждается страдающий рахитом ребенок бедняка. Отчего это происходит? Из-за неудовлетворительного взаимодействия спро­са и предложения? Нет. Да потому, что в действие вступает рыночный аукцион, основанный на удовлетворении того, кто имеет больше денежных голосов и в состоянии платить.

Предположим, что доходы бедняков сокращаются в связи со снижением конкурентных цен труда в результате изобретения автоматических станков. Как с точки зрения нравственных на­блюдателей будет рассмотрено это явление: как необходимая справедливость либо как проявление самого совершенства? Можно ли оправдывать столь большой доход до 1 млн. долл. годовых, уплачиваемых нефтяными компаниями унаследовав­шему 500 квадратных миль пастбища владельцу? В конгрессе очень часто обсуждаются подобные проблемы. Таким образом, можно ли полностью определять доходы только конкурентной

борьбой или выживанием сильнейших? Вопрос этот носит эти­ческий характер и не вписывается в рамки механики экономи­ческой теории.

Наши рекомендации