Понятие, признаки и виды государственных органов
Государственный аппарат представляет собой сложную систему государственных органов, осуществляющих управленческую деятельность, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Орган государства: ♦ занимает определенное место в иерархической системе механизма государства; ♦ выполняет определенные функции; ♦ имеет свою структуру; ♦ наделен властными полномочиями.
Возглавляют систему государственные органы: Президент РФ; Правительство РФ; Федеральное Собрание - парламент РФ (Госдума и Совет Федерации); Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший арбитражный суд РФ.
Государственный орган - это наделенный властными полномочиями элемент механизма государства (государственного аппарата), участвующий в осуществлении функций государства.
Признаки гос. орг.:Обладает определенной самостоятельностью; Образован и действует на основе правовых актов; Выполняет присущие только ему задачи и функции; Наделен властными полномочиями; Имеет внутреннее строение (структуру); Имеет материальную базу, финансовые средства, источник финансирования.
Государство состоит из свободных граждан государства. Весь государственный механизм, все гос.органы и учреждения (законодательные, исполнительные, судебные и т.д.) — это организованные группы граждан, которые наделяются государственно-властными полномочиями и осуществляют их.
Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим.
Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по различным основаниям.
По структуре или способу организации: Простые не имеют внутренних подразделений. (нотариат). Сложные обладают соответствующей организацией. (министерства и ведомства и др).
По субъектам формирования: представительные органы и органы, формируемые другими органами государства, или иначе первоначальные и производные.
По территориальной сфере деятельности: федеральные, органы субъектов РФ, территориальные.
По наличию того или иного объема властных полномочий: -» Высшие органы государства осуществляют властные полномочия на территории всего государства. -»Местные органы государства осуществляют свою деятельность в пределах административно-территориальных единиц.
По характеру компетенции (полномочий): -» органы общей компетенции, (правительство, решает широкий спектр вопросов, участвует в осуществлении всех функций государства). -» органы специальной компетенции: министерства, которые осуществляют один вид деятельности, выполняют одну функцию государства (МВД, министерство юстиции, Прокуратура, ФСБ).
По сфере распространенияхарактер и содержание полномочий: органы общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции.
По порядку осуществления компетенции можно выделить коллегиальные (Федеральное Собрание РФ) и единоначальные (президент).
По срокам полномочий: -» Постоянные, создаются без ограничения срока действия. -» Временные для выполнения краткосрочных задач и для достижения краткосрочных целей.
По характеру выполняемых ими задач или иначе по принципу разделения властей. -» К законодательным органам относится высший представительный орган государства - парламент, основной функция - принятие и издание законов.
-» К исполнительным органам относится правительство, которое управляет государством. Свою деятельность осуществляет с помощью органов государства.
-» К судебным органам относятся суды различных компетенций, которые реализуют правосудие посредством судопроизводства.
Соподчиненность органов между собой. Это позволяет разделить органы на вышестоящие и нижестоящие.
По форме реализации государственной деятельности выделяют контрольно-надзорные органы государства.
Источник финансирования служит способом выделить бюджетные органы и внебюджетные, экономически самостоятельные.
18. Общая характеристика органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Разделение властей– это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных конституционных государствах. Вся полнота власти не может находится в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих (на несколько ветвей), ее распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти.
В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти:
1. Законодательная власть. Она необходима для издания законов, в которых содержатся нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов и правовое поведение граждан должны носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому народом) органу. Собирательное название органа законодательной власти – парламент, а лиц, его составляющих – депутаты.
2. Исполнительная власть. Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнительной власти – правительство, оно также в различных странах имеет разные названия (наиболее распространенные – Совет Министров или Кабинет министров). Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монах получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом, или иными органами, члены правительства назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом. Существуют также государства, где в формировании правительства принимают участие и президент (монарх) и парламент.
3. Судебная власть. Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших в обществе споров, для наказания лиц, совершающих противоправные поступки. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой. В этом состоит гарантия против произвольных действий инстанции, которая назначает наиболее серьезные – уголовные – наказания, которая является конечной для рассмотрения всех споров. В качестве такой же гарантии выступает осуществление судебной власти только в определенных процедурах, при чем здесь их значение выше значения процедур в иных сферах правовой деятельности. Поэтому во многих государствах приняты гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный и иные процессуальные кодексы.
Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента:
1.необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.
2.необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви власти будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его.