Понятие и классификация функций государства
В современной отечественной правовой литературе понятие функций государства определяется как:
а) основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами
б) основные направления его деятельности, обусловленные сущностью, социальным назначением и его формой, обеспечиваемые механизмом государства
в) особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом
г) основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач
д) определяемые конкретно-историческими условиями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих им формах и с помощью специфических методов
е) основные направления деятельности государства в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их реализации
ж) основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.
з) основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Классификация функций государства может быть проведена по различным основаниям.
В соответствии с принципом разделения государственной власти функции государства могут быть
-законодательными,
-управленческими
-судебными.
По времени действия функции государства можно подразделить на
- постоянные
- временные.
Первые выполняются на протяжении длительного времени (политические, экономические, правоохранительные и др.), а вторые – обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и выполняются на протяжении определенного времени (ликвидация чрезвычайных ситуаций – лесных пожаров, землетрясений, наводнений, вооруженных конфликтов и др.).
По социальной значимости функции государства могут быть
- главными
- основными
- второстепенными
- вспомогательными
- производными.
К главным функциям государства можно отнести правотворческую, социальную, экологическую функции, обеспечение правового порядка и т.д. Вспомогательными функциями государства являются такие основные направления деятельности государства, которые направлены на обеспечение выполнения основных функций государства. Такими функциями государства могут быть, например, функции аппарата законотворческих органов, которые направлены на обеспечение деятельности Государственной Думы, Совета Федерации (финансовое, техническое, информационное, кадровое и иное обеспечение). Или, например, деятельность гражданского персонала в воинских формированиях, а также в правоохранительных и судебных органах.
По направлениям деятельности государства его функции могут быть
- внутренними
- внешними
26 Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки и виды.
Подзаконный акт – акт, принятый в соответствие с законом для конкретизации и дополнения его положений.
Подзаконные акты помимо Президента издают органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также органы местного самоуправления.
Подзаконные акты, издаваемые в РФ подразделяют на: федеральные акты, акты субъектов, акты органов местного самоуправления.
Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты явл. актами различных органов исполнит. вл. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр. силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или Главы Прав-ва.
Существует 2 разновидности общих подзаконных актов:
1 Указы и распоряжения Президента РФ - ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут быть нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением;
2 Постановления и распоряжение Правительства РФ - постановления принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на основании К., ФЗ,… нормативных Указов През. и обязательны к исполнению на территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През. Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.
Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы исполн. вл. и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Акты органов местного самоупр. устанавливают статус муницип. территории и её органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра и др. вопросы местного значения. Нормативные акты органов местного самоуправления - акты представительных органов, акты глав администраций районов, городов, муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.
Ведомственные НПА (приказы, инструкции) – это НПА общего действия, но они распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные, банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и ведомствами
Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты, которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий. Они распространяются на членов этих предприятий, регулируют самые различные отношения, возникающие в конкретной сфере деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др. организаций.
НПА классифицируются и по содержанию, но такое деление условно. Эта условность объективно объясняется тем, что не во всех НПА содержатся нормы однородного содержания. Существуют акты, содержащие нормы только одной отрасли права (УП, СП, ТП) - отраслевые. Но наряду с отраслевыми НПА имеются НПА, имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. (хозяйственное, торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)
Локальные НА - самая низкая юр-ая сила. Это НАкты различных предприятий, учреждений и орг-ий. Они действуют в пределах этих орг-ий и распространяются на их работников.
27 Правовая культура: понятие и структура.
Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.
В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:
1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;
2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;
3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.
Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.
Правовая культура личности состоит из следующих элементов:
1) знание, а вместе с этим и понимание права;
2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;
3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;
4) правовая психология;
5) правовая идеология.
В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.
Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.
Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.