Генеалогические таблицы

Приводятся не полные ветви, а лишь те лица, которые упоминаются в тексте

генеалогические таблицы - student2.ru

генеалогические таблицы - student2.ru

генеалогические таблицы - student2.ru

генеалогические таблицы - student2.ru

генеалогические таблицы - student2.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ. ВЕЛИКИЙ ТИМУР

1 Cahen, Claude: Der Islam I (Fischer Weltgeschichte 14), 329f; Roemer, Persiens Weg in die Neuzeit, 113 ff.

2 O нем: «Biographie» Tamerlans: Libri IX... autore Baptista Campofulgoso. Ba­sel 1567,378-380 und 1211L

3 Немецкая редакция von Pedro de Mexias «Suva de varia leccion»: Petri Messiae von Sibilia vilualtige beschreibung / christenlicher vnnd Heidnischer Keyseren /Künigen/ weltweiser Männeren gedächtnuß wirdige Historien Basel 1564, CLXlf.; Pedro de Mexia nennt «Baptista Fulgosus» als die Hauptquelle.

4 Cм.ниже.

5 Petri Messiae..., XXV. CXLII.

6 Leroy, Loys: De la vicissitude ou variete des choses en l'univers, Paris 1577. 107 af.; vgl. unten 428.

7 König.Rene: Niccolö Machiavelli. Zur Krisenanalyse einer Zeitenwende. 2. Aufl., München 1979, 290ff.

8 Smith, Hallett: Tamburlaine and the Renaissance,in: Elizabethan Studies and Other Essays in Honor of George F. Reynolds. (University of Colorado Studies, Series B, II/4) Boulder 1945 (126-131), 130.

9 Stender-Petersen,Adolf: Geschichte der russischen Literatur. 3. Auflage. Mün­chen 1978. 289f.

10 Roemer, Persiens Weg in die Neuzeit, 121ff.

11 Bregel'.Persidskaja literatura,II,792-797.

12 Heмецкий перевод: Zahiruddin Muhammad Babur: Die Erinnerungen des ers­ten Großmoguls von Indien. Das Babur-natna. Zürich 1988.

13 Hierüber Bregel', loc.cit. B источниках, написанных современниками Тимура, нет ссылок на подобное собрание. То, что восхваляется образцовость его поведения и рекомендуется для подражания (Säml/T., 273. Zeile 26), здесь не может служить доводом.

14 Nagel, Staat und Glaubensgemeinschaft, II, 77ff.; ders., Die Festung des Glau­bens, 293ff.

15 См.ниже.

16 Nagel, Die. Festung des Glaubens. 307ff.

17 Cp.: Vgl. Peuckert. Will-Erich: Die große Wende, Hamburg 194-8, 403.

18 Paннее упоминание этого прозвища, которым отмечен Румсельджук Кайхосров I (yм. 1210), прославляемый как завоеватель мира: Räwandl, Rähat as-sudür, 465, Zeile 6.

ПEPBAЯ KHИГА. БАГДАД

1 Azzäwi, Tarih. l, 222, ein weiteres Trauergedicht von al-Küfi: Kutubl, Fawät, II. 230ff.; I, 222; еще одно стихотворение аль-Куфи; даты его жизни там же, IV, 102.

2 Ibn KatTr, Bidaja, XIII, 192.

3 MS Ahlwardt 5891. Fol. 50a.

4 Muslim, SahTb, kusuf, Nr. 9. A6y Шама проясняет этот намек, цитируя аш-Шафи, который отрицает законность природы и поэтому в противовес астрономам настаивает на том, что затмение луны и начало праздника могли очень хорошо совпадать. Еще сегодня в суннитском исламе серп луны должен быть «видим» в начале Рамадана; предварительные расчеты начала поста не заслуживают доверия

5 Cypa 77, 32 и далее.

6 Abu Säma, Dail, 189-192.

7 Ihn KatTr, Bidaja. 191; Бacpa находится у юго-западного края горного хребта Хауран.

8 Первое число месяца рамадан 654 относится к 22 сентября 1256 г.; Абу Шама, Abu Sama, Dan, 194 и ас-Субки оцениват ретроспективно землетрясение в Медине и наводнение в Багдаде как предзнаменование падения Аббасидов (Subkl, Tabaqät, IV, 1120.

9 A6y Шама, там же, 192.

10 Guwaini, Gahän-gusä. III. 107ff., 117.

11 Taм же, 113, 133, 138; cp. Там же 274, oчень точно: и Lewis, Assassinen, 130ff.

12 Правитель исмалитов Джелал-ад-дин Гасан III (прав. 1210-1221) перешел в суннизм и объединился с халифом (A. Hartmann. an-Näsir, ISSff.). O поведении князя Мосула (Ihn KatTr, Bidaja, XIII, 200), который уже в конце сороковых годов работал против Багдада, cp.: Mosheim, Historia. Teil II, 51f.!

13 Cooбщение ат-Туси о завоевании Багдада в Guwaini, op.cit., III, 284 (далее об этом A. Boyle,The Death of the Last Abbasid Caliph.in: Journal of Semitic Studies VI /196l, 145-161). B соответствии со следующим документом Хулагу хотел, как когда-то Сельджуки, связать брачными отношениями свою семью с семьей халифа; под предлогом переговоров об этом аль-Мустасима и сопровождающих выманили за стены города (Subki, Tabagät, IV, 114).

14 Guwaini, op.cit., III, 288.

15 Ibn Katlr, Bidaja, XIII, 201f.; гарантия безопасности для потомков Пророка, ученых, христианских священников и так далее: Guwaini, op.cit., III, 288.

16 Guwaini, op.cit., III, 291.

17 Ibn KatTr, Bidaja, XIII, 200f ; об этом виде убийства ср. также Guwainf.op. cit. , 1,231; paccказывали также, что аль-Мутасим будто бы повешен или утоплен (cp. Spies in: Der Islam XL/ 1965, 106f.).

18 Ibn Katlr, Bidaja, XIII. 196. 201.

19 Taм же, 201 ; cp. Данные y SubkT, Tabaqät, IV. 110.

20 Ibn at-Tiqtaqä, al-Fahrl, 333; «A6y Бакр» напоминает шиитам о первом преемнике Мухаммеда, которого они считают узурпатором.

21 Taм же, 335.

22 Ibn KatTr, Bidaja, XIII, 201.

23 Ibn at-Tiqtaqä, al-Fahrl, 338.

24 Taм же, 335, cтрока 4.

25 Guwaini, Gahän-gusä, III, 280f.

26 Spuler. Die Mongolen in Iran. 23; A. Hartmann, an-Näsir, 83; cp. Также замечания Azzäwi. Tarih, I, 95 f.

27 Lewis. Die Assassinen, 126; Ibn al-Atir, al-Kamil, XII, 495.

28 Taм же, 372-380; Todt, Diss. über die letzten Abbasiden, 69ff.

29 Guwaini, Gahän-gusä, I, 205; Rasid ad-Din/ K., 568.

30 Doerfer, Elemente, Nr. 653, d. h.; они вступили в «Мирное сообщество» не воюющих друг с другом родов – соответствующее политическое соединение. См.также Федоров-Давыдов, Строй, 44. Ярлык – это указ великого хана (Doerfer, op.cit., IV, Nr. 1849).

31 Guwaini, op.cit., I, 212f. Через тридцать лет этот же самый военачальник, Чирамун, назначается монгольским наместником Грузии. (Spuler, Die Mongolen in Iran, 69, 352. Vgl. feiner AzzäwT, Tarih, 1,173). Возможно, жалоба Чирамуна была напраалена против попыток халифа аль-Мустаншира (прав. 1226-1242), при котором в 1242 году была одержана пробеда над монголами под Ирбилом. Аль-Мстаншир, кроме того, велел укрепить Багдад (Rasid ad-Din/K., 575f). После того, как Мункэ стал в 1251 году великим ханом, перед ним появился некий Шамс-ад-дин аль-Газвини и подал жалобу на Исмаилитов и Аббасидов (Rasid ad-Din/K., 684f.) — oбстоятельство, которое определенно служило оправданию похода Хулагу на запад. О контактах Элчигэдэя с Людовиком lX см.: Mosheim, Historia, II, 47f. (lat. Übersetzung des persischen Briefes), a также там же, I, 40-52.

32 Doerfer, Elemente, Nr. 933: красная печать для дел, касающихся всей империи, например, назначение на определенную должность.

33 GuwainT, Gahän-gusä, I, 114; Rasid ad-Dm/k., 367.

34 Haenisch, Geheime Geschichte. 90; cp. Дальше Sagaster, Herrschaftsideologie, 223.Taube, Geheime Geschichte, 135.

35 Haenisch, в указанном месте и далее, например, 104; Taube, в указанном месте и далееe, например, 156. Отчет о поездке «Constabularius Armeniae» подтверждает мнение, очевидно, распространенное монголами, что Бог избрал великого хана, чтобы истребить злые народы (Mosheim, op.cit., II, 51). K этому отчету см.также Yule, Cathay. I, CXXVII. K узакониванию притязания на всеобщее господство Чингисхана ср. H. Franke, FromTribal Chieftain, 15ff.

36 NasawT, STrat Galäl ad-Dm, 64.; Ibn al-AtTr, al-Kämil, XII, 318; vgl. A. Har­tmann, an-Näsir, 83; ferner Rasid ad-Dm/ K., 706; o шиитских представлениях о «государстве лжи», в котором они обречены жить, см. Nagel, Staat und Gla­ubensgemeinschaft, I, 215.

37 Ибн аль-Асир, там же, 375, 376, 378,384, 392,393, 500, 501; отчеты Ибн аль-Асира поразительно совпадают с изображениями вторжения монголов в Венгрию (Göckenjan/Sweeney,Mongolensturm, 106,155,170ff.,247ff.).

38 Ибн аль-Асир, там же, 503,504; cм.также Низави, Сират Джелал-ад-дин, 391, 392; к слухам о его смерти ср.Субки, Табакат, новое издание, I, 342. Pyкопись Эсад Эфенди № 3333 (Sari Abdallah münseati) содержит переписку, в которой Джелал-ад-Дин умоляет о помощи Румсельдждука Ала-ад-дин Кей-Кубада I (прав. 1219-1236). «Cyлтан Запада» oтказывает в ней, ссылаясь на священную войну, которую он вел против Византии, а также борьбу за возврат Анатолии, якобы предсказанную Ибн аль-Араби (EI2, s. v. Ibn al ArabT. 708). Поражение от Ала-ад-дина летом 1230 года существенно способствовало провалу Джелал-ад-дина.

39 Цитат из суры 19,23; через сорок лет Вильгельм из Триполи своем трактате «Die statu saracenorum» писал, что мусульманские астрологи предсказали конец господству ислама в Палестине (P. A. Throop, Criticism of the Crusade, Amsterdam 1940,121). Cледовательно в XIII веке были часты предсказания гибели мусульманского мира.

40 Подразумеваются грабежи Иерусалимского храма вавилонянами.

41 Ibn al-Atir. al-Kämil. XII, 358f.

42 Летом 1218 года; cp. Runciman, Kreuzzüge, 929, F. Gabriel!, Die Kreuzzüge aus arabischer Sicht, 313ff.; Gottschalk. Al-Malik al-Kamil von Egypten (sie!) und seine Zeit, Wiesbaden 1958, 58ff.

43 Ибн аль-Асир, там же, 376. O европейской надежде на то, что монголы уничтожат ислам, cp. Runciman, Kreuzzüge, 1119 und Mayer, Kreuzzüge, 2521

44 Guwaim, Gahän-gusä.I, 81; vgl. ebd., 17.

45 Текст: qanqan; должно быть, подразумевается Угедей.

46 Ibn Katir. Bidäja, XIII, 155f.

47 Guwaini, op.cit., I,117f. Eще Ибн Халдун знал о том, что Тулуб была выделена область, которая простиралась от Хорасана до Ирака и на юге охватывала Фарс, Систан и Синд (aT-Tapi«p, 381); cp. дальше Fol. 51b.

48 Spuler, Die Mongolen in Iran, 175, 275, 388; Rasid ad-Dln/K., 559.

49 Azzawl. Ta rlh, I, 222.

OTPAP

1 Mirhwänd, Raudat as-safä, V, 80.

2 Центральная Азия, 107; Barthold, ZwölfVorlesungen, 121, 155.

3 Эти даты по Rasid ad- Din/k., 335; vgl. Taube, Geheime Geschichte, a также примечание к параграфу 237. По Джелал аль-Карши, правители найманов вызвали нападением на Алмалык гнев Чингисхана, который поддерживал дружеские отношения я князьями этого города. (Barthold,Turkestan - Teksty,135f.).

4 Guwaim, Gahän-gusä, 1, 49, 52ff, Rasid ad-Din/K., 338. Под «Aлмалыком» следует понимать сегодняшнюю Алма-Ату, cp. Barthold, Socinenija, IV, 79ff.

5 Rasidad-Dln/K.,338.

6 Nasawl, Slrat Caläl ad-Dm, 46: cp. dыше примечание 3.

7 GuwainT, Gahän-gusä, II, ioo; cp. Rasid ad-Din/K., 345 ult. und 346, Zeile 7 ff. l

8 Текст: malbüs wa-mafrüs.

9 Ortaq, cp. Doerfer, Elemente, Nr. 446!

10 O караванном пути ср. Центральную Азию, 171 O положении Отрара ср.также Бабура, «Воспоминания», 908.

11 Taк у Джувейни, So ftuwaim, Gahan-gusa,1,61.1 кинтар соответствует примерно 52 кг. (Hinz, Islamische Maße und Gewichte, 26).

12 Taм же, 58-62 Rasid ad-Din/K., 342-344; NasawT, Slrat Galäl ad-Din, 85-88; cp. Guwaim, op.at., II, 198!

13 Guwaini, op.cit., I, 66 und 92.

14 Taм же, H, 109.

15 Taм же, II, 105; Hasasii, в указанном месте, 106 .

16 Hasasii, в указанном месте, 116-119, aн-Haзави, должно быть выкупил свое владение (Brockelmann, GAL, SI, 552).

17 GuwainT, Gahän-gusä, I, 75.

18 Taм же; 101,104.

19 Taм же; 105.

20 Taм же;140.

21 Taм же; 128.

22 NasawT, Naftat al-masdür,94f.

23 Taм же, Bведение, 79.

24 Taм же, 93.

25 Guwaim, op.cit., II, 269; o военном походе Чормагана см.также Taube, Gehe­ime Geschichte, §§ 260, 270, 274!

26 Spuler, Die Mongolen in Iran, 38f.

27 Якут посетил эту область в 1218 году и называют это расстояние (Mugam al-buldan, s.v. Damagän).

28 Guwaim, op.cit., II, 278.

29 Doerfer, Elemente, Nr. 266: «Первоначально взимался лишь по случаю как натуральная повинность. Позже твердые налоги для кочевников и крестьян»; в остальном ср. Allsen, Mongol Imperialism, 144ff.

30 Guwaim, op.cit., H, 254; то, что посольства были бичом для населения, узнал уже Угедей, который поэтому и пытался их реформировать.

31 Spuler, Die Mongolen in Iran, 308.

32 Guwaim. op.cit., II, 238.

33 O гигантском росте частных усадеб персидских чиновников, служащих монголам, cp. Lambton, Landlord and Peasant, 96ff.l

34 Guwaim, op cit., III, 105.

35 Rasid ad-Din/K., 1028f.

36 Taм же, 1030, строка.

37 Taм же, 1029 и 1045 очень мелкий; cp. Clavijo, Narrative, Illf.I

38 Taм же, 1044. Meдленный процесс сближения монгольских правителей с культурой управляемых ими стран принес, как установил Х.Франке относительно династии Юань, изменение идеологии монгольского господства: Небо подчинило землю Чингисидам для того, чтобы среди покоренных установить мир – говорят, это было со времен Хубилая (прав. 1260-1294). Эта идее указывает на возрастающую заинтересованность в благополучии завоеванных стран (From Tribal Chieftain 16).

39 Rasid-ad-din/K., 1103.

40 Там же, 71.

41 Подобно этому действовал Мухаммед после победы под Бадром (cypa 8, 67 ); cp. Rasid ad-Din/K., 199.

42 Rasid ad-Din/K., 1106f.; ferner Lambton, Landlord and Peasant, 91; oпыт, правда, был менее радостным (там же, 93).

43 Spuler, Die Mongolen in Iran, 320ff. Для Систана попытки восстановаления передаются с 1264 года (Tänh-i Slstän, 404, 406, 408). Громадные разрушения и человеческие потери подтверждаются с другой стороны (oтчет о поездке «Constabularius Armeniae» 1248 r. Королю Кипра, Mosheim, Historia, II, 49ff). Их недооценка (Barthold, Ulug Beg, 8) нееоправданна. Lambton, Lan­dlord and Peasant, 98ff говорит о росте враждебности между крестьянами и правящими, котоый вызывает снижение прродуктивности.

44 Rasid -ad-Din/K., 1086.

45 Taм же, 989.

46 Мир идей этой торжествующей формы ислама был давно распрострнен в некоторых основных чертах; это узнаешь, например, в некоторых чертах, которыми аль-Хаким ат-Тирмиди наделяет уже в IX веке образ святого. Однако к различиям нельзя относиться пренебрежительно (cp. Ниже, 305).

47 Subkl, Tabaqät, новое издание 1,324; cp. Замечания аль-Умари об упадке правовой науки в Мавераннахре. (Uman/Lech, arab. Text. 36)1

ЧАГАТАЙ

1 Guwaim, Gahan-gusä, 1. 30 vgl. AH Asiq, Ganbnäme. Kapitel 1/9.

2 Coздаием почтовой связи и службы связи пытались преодолеть эти трудности (Spuler, Die Mongolen in Iran, 349ff.; Olbricht, Peter: Das Postwesen in China unter der Mongolenherrschaft, Wiesbaden 1954).

3 Центральная Азия, 113.

4 Haenisch, Geheime Geschichte, §§ 99f. und 109f.; Taube, ebd.

5 Taм же, § 234.

6 Rasid-ad-din/K., 223; paccказанная здесь история о затруднительных обстоятельствах, при которых Бортэ пришлось рожать, должна была, очевидно, отвлечь внимание от этих неприятных обстоятельств. О проблемах датирования этого события ср. Pelliot/Hambis, Campagnes, 265f.!

7 Haenisch und Taube, § 254 . O датировании «Geheimen Geschichte» cм. Taube, 287f.

8 Haenisch mid Taube , § 280.

9 Taм же, Ebd.,§§202ff.

10 Taм же, Ebd., §279.

11 Taм жe, Ebd. , §§ 269ff. O датировании Угедея см. Ögödeis s. Taube, 267.

12 Taм же, Ebd., §§275ff.

13 Guwaim, Gahän-gusä, I, 29.

14 Vgl. Rasid ad-Dm/K., 541. Xapaктерно, что Джучи, родоначальника Золотой Орды, враждующей с ильханами, здесь обошли молчанием. Угедей, напротив, представлен своим отцом как тот, кто может поручиться за богатство и благополучие. Тулуй – как образец мужского достоинства и воспитания. Ср.ниже 142, 347.

15 Guwaini. op. cit., I, 30.

16 Или 599 h: Rasid ad-Din/K., 292; vgl. Haenisch und Taube. §§ 170-185.

17 O «Haqän» cm. Doerfer, Elemente, Nr. 1161.

18 Haenisch und Taube, §§202-229.

19 O Кайалик см. s. Barthold, Ocerk istorii Semirec'ja, 51: может быть, именно Джувейни служил потомкам Тулуя, само собой разумеется – Иран принадлежал им.

20 O юрте см.Doerfer. Elemente. Nr. 1914: «Weidegebiet, Apanage eines Prinzen».

21 GuwainI, Gahän-gusä, I, 31 f.

22 Bо время этого собрания князей отец Джувейни был назначен руководителем дивана (там же, ebd., Einleitung, XXIVf, Rasid ad-Dln/K.,605).

23 Совсем кратко: Heissig, Mongolenreiche, 362f., in: Propyläen- Weltgeschichte, Frankfurt 1964, IV.343-372.

24 Guwaini, Gahän-gusä, III, 15-29, vgl. ebd., 3ff.! Пo NachNatanzI, 71f., Myнкэ лично Батыя, который после этого поддерживал его кандидатуру и военными средствами.

25 Rasid-ad-dm/K., 581 f.

26 Guwaim, Gahän-gusä, III, 28.

27 Taм же, 38.

28 Taм же, 40-53.

29 Teперешний Урумчи (Oliver, The Chaghatai Mughals, 79).

30 Spuler, Die Goldene Horde, 41f.; Jakubowskij, Timur,48. О двусмысленном применении понятий «Синяя Орда» и «Белая Орда» cp. Barthold, Vorlesun­gen, 171 ff.

31 Oб этом информирует Spuler, Die Mongolen in Iran, в отдельных главах, посвященных правителям.

32 Heissig, op.cit., 363. (Taм Ариг-Буг ошибочно называется потомком Угедея). Известие об этом споре за престолонаследие дошло до Дамаска осенью; Хулагу стал на стону Хубилая, поэтому на него пошел войной Берке, брат Батыя (Abu Sama, Dail, 220). По другому источнику, Берке и Хулагу рассорились, правда, из-за вопросов, связанных с данью (Ibn Saddäd bei JOnlm, Dail mirät az-zamän, I, 497Ü.

33 Rasid-ad-dm/K., 620.

34 IA, s. v. Cagatay (Barthold), 268, Aubin, Qaraunas, 82.

35 RabId-ad-dm/K.,623.

36 Spuler, Die Mongolen in Iran. 61.

37 Rasid-ad-din/K., 628-632.

38 Об «yлусе» cp. Doerfer, Elemente, Nr. 54: «Bce подданные одного правителя, коалиция родовых групп при едином правителе; подданные, однако, превратившиеся в декласиирванные элементы (в противоположность понятию «караку»; ср.ниже «Баязид Бистами», прим.7).

39 Cp. IA, s. v. Barak Hau; предложенная ранее дата смерти Алуджу подтверждается данными Вассафа: умер в 662 (x) (i 263), a в 663(x) в Узкенте Мубарак-шах взошел на престол (Wassäf, 15, 66f.; Wassäf/H., 22f h 128).

40 jakubowskij.Tiniur, 49.

41 Wassaf.13lf.; Wassäf/H.,126.

42 Wassaf,76f.; Wassäf/H., 134-148.

43 Cp. выше 35ff.

44 Подразумевается иранская династия монголов: ильханы (ср.выше «Багдад», прим. 30).

45 Один пример: Rasid ad-Dm/K., 879.

46 I мен = 832 граммa (после реформы мер при Газане).

47 Wassäf/H., 134.

48 Taм же 148ff.; cp. Rasid ad-Din/K., 767.

49 Rasid-ad-Din/K., 857f.; o Haврузе cм. Spuler, Die Mongolen in Iran, 78ff.

50 Cp. выше37.

51 Spuler, op cit., 70 ff.

52 Rasid-ad-din/K., 855. O6 истории Мавераннахра XIII в. cм.также Barhold, Turkestan, Kapitel VI!

53 Kнязь Синей Орды, правил 1267-1280.

54 Имеются в виду освоенные области Мавераннахра.

55 Rasid-ad-Din/K., 747ff. O троне как «месте счастья» см. Sagaster, Herrschaf­tsidee und Friedensgedanke bei den Mongolen!

56 Wassäf/H., 149, 153.

57 Wassäf 452. По Mirhwänd, Raudat as-safä, V, 218 Xaйду умер в раджабе 702 (начался 19.02.1303).

58 Текст: sajin ejen; имеется в виду Хулагу (cp. Baccaф, 506, cтрока 4-я снизу).

59 Текст: agacp. Doefer, Elemente, Nr. 211.

60 Wassäf 454 Датирование упоминемого здесь сбрания князей 1231 годом ложно; оно состоялось только в 1235 году. (Weiers, Die Mongolen, 195; Vgl. Abra-mowsky, Die chinesischen Annalen, 131 f.f.; s^ecb Aan 1263 r.).

61 Cp. выше 48.

62 Wassäf, 455.

63 Taлеган относится к району Балха (Krawulsky, Horäsän zur Timuridenzeit, 11, 507); Mecтность Тайхан, которая расположена между Балхом и Бадахшаном, см.Жазди, l, 63; после этого следует Хисар С-бан, не установлен; Саксин был расположен предположительно в устье Волги (IA, s.v.Saksm); «Ganges», в тексте стоит q-n-g-j; здесь следует T t-r-s-w (?). Cp., впрочем, Spuler, Goldene Horde, 274.

64 Wassäf, 476f.

65 Spuler. Die Mongolen in Iran, 251 f.

66 Краткое описание восхождения Чингисхана со ссылками на остальную литературу дает H.-R. Kaempfe, Cinggis Khan, in Weiers, Die Mongolen, 183-191.

67 B подобном положении находилась зарождающаяся исламская империя во времена правления халифа Утмана (прав. 644-656). Правда, там так силен был религиозный момент, что Утмана, возможно, упрекали в непотизме и неуважени принципов, освященных верой.

68 Cp. Выше 33. Ученого-хадита могло занести во времена монголов в Пекин (Ibn Hagar, Durar, II, 446, Nr. 2334). O6 обмене товарами как действии благотворительных обществ ср.напр.: B. A. Gehlen, Urmensch und Spätkultur, 46.

69 Wassäf, 271 ff.. Rasid ad-Din/K., 835f., и приведенная там литература. Если я правильно понимаю данные Вассафа (506, cтрока 15), то эта сделка была намечена не кассами для компенсации, созданными в Китае с этой целью, так как эти кассы пользовались дурной славой за их мошенничество (Franke, Geld und Wirtschaft, 4lf. und 59).

70 Wassäf, 505f . O коммерческих поездках на джонке сообщает также Ibn Battu-ta, Voyages. IV; один купец, проживавший в Алеппо (yм. 1313), поехал в Китай и приобрел продажей шелка большое богатство (Ibn Hagar, Durar. II, 493. Nr. 2450; ebd., IV, 16, Nr. 3853).

71 Cp. Выше 42.

72 UmarT/Lech, arab. Text, 39f.

73 Spuler, Die Mongolen in Iran, 335 ff.

74 Umarl/Lech, apaбский текст,41.

75 Taм же, 61; шариат позволяет это только в экстренных случаях.

76 Oliver, The Chaghatay Mughals, 105f., Spuler, Die Mongolen in Iran, 97ff.

77 Barthold, UliigBeg, 14f., cp. Spuler, op.cit.,98; для многих районов империи ильханов доказано дробление на тюмени (Spuler, op.cit., 333, Anm. 3l). Cp. Fedorov-Davidov, Stroj, 1221.

78 Cp.данные y Barthold. Ulug Beg, 11.

79 Jakubowskij, аналогичное развитие к более прочному структурированию государственного устройства на территории Золотой Орды приводит Fedorov-Davydov, Stroj, HOff. an.

80 UmarT/Lech, arab. Text, 49. , apaбский текст.

81 Taм же, 41.

82 Ibn Battüta/G., III, 560ff.; Aubin, Qagatai et le Khorassan, 22.

83 Oliver,' op.cit, 106 ff.

84 Ibn Battüta/G., III. 562 ff.

85 Oliver, op.cit, 117.

86 Эти события, а также хронология последующих чагатайских марионеточных узурпаторов нашли отражение y Price, Chronological Retrospect, III, 5ff. Vgl. Jazdi, I, 21 und Mlrhwand, Raudat as-safä, VI, 6f.l

87 Mirhwand, op. cit., 7; одна из непонятных в тогдашнем исламском мире мер узурпаторов для получения видимости законности (cp. Schregle, Die Sultanin von Ägypten, Wiesbaden 1961); o poде Караунас см.сочинения Аубин!

88 Häfiz-i Abrü/T., 9.

89 Mirhwänd, op. cit., 7.

90 Häfiz-i Abrü/T., 10.

91 Там же. Вероятно, этот поход не был направлен против султана Дели, Мухаммеда Туглака; может быть, речь шла даже о его поддержке (cm. Jackson, The Mongols and the Delhi Sultanate, 151).

92 Jazdi, l, 24-28. vgl. Aubin, Cagatai et le Khorassan, 3l ff.

93 Mirhwand, op.cit., 8.

94 Описание расположения этого места у bei Barlhold, Turkestan, 69.

95 Taм же, 428; cp. Жазди I, 29.

96 Häfiz-i Abrü/T., 10; то же самое рассказыаается о Тимуриде Шахрухе (yм. 1447) (Taм же, 132).

97 Säml/T., 14.

98 Häfiz-i Abrü/T., 11. Смерть Казагана здесь датирована годом 760 (x) (начался 3.12.1358); таким образом, должно быть, она наступила летом 1359 r.

99 Бартольд, Улугбек, русский текст в сочинениях II/2, 34.

100 SämT/T., 27.

101 Häfiz-i Abbrü/T., Hf.; Jazdi, 1,30ff. Vgl. Price, Chronological Retrospect, III, 7ff.

БАЯЗИД БИСТАМИ

1 Abu Nuaim, Hilja, X, 38-40 типология чудес исламских святых, остfвляющая без внимания историческое развитие: Grämlich, R.: Die Wunder der Freunde Gottes. Wiesbaden 1987.

2 Cp. вышеe 57.

3 Ibn Taimija, Maglnii'at al-fatawi al-kubra, IV, 286f

4 Rasid-ad-dm/K., 788.

5 Подробно у Вассафа, 110-18; Wassaf/H.,215ff.; Spuler. Die Mongolen in Iran, 69f.

6 Rasid-ad-Din/K., 960.

7 Qaracu, s. Doerfer, Elemente, Nr. 274: «Человек из простого народа, нечингизид». Cp. Выше 53.

8 Rasid-ad-Din/K., 88 f.

9 Taм же, 896.

10 Tам же, 901, правая колонка.

11 Старий эмир Навруз, который убедил Газана принять ислам, немного позднее был казнен, так как полагали, что его уличили в государственой измене из-за отношений с Каиром (Spuler, Die Mongolen in Iran, 82).

12 Rasid-ad-Din/K.,941.

13 Nagel, Staat und Glaubensgemeinschaft, II, 77ff und ders. В начале мамлюкского султаната ввиду исторических обстоятельств был снова затронут вопрос о законности фактической власти (Madelung, A Treatise on the Imamate dedi-cated to the Sultan Baybars. Vortrag, gehalten aufdem KongreC der UEAI m Budapest 1988).

14 Rasid-ad-dln/K., 984 f. Чингисхан, возможно, презрирал мусульман, потому что они убили потомков Пророка (Qasani Tarih Ulgaitu 90f), cp. нижe 333.

15 В Китае Юаней наблюдался процесс привития истолкований Чингисхана к буддийской Чакраварте. Таким образом, там тоже включали идею монгольского генеалогического узаконивания в чужое, высокорелигиозное предание (Franke, From Tribal Chieftain, 54 ff).

16 Nagel Festung des Glaubens, 363f. Ханафиты, школа которых постоянно доминировала на Востоке, видимо, не могли забыть, что именно шафиит Рашид-ад-дин, суфий и ученый-правовед, обратил в ислам Газан-хана (Ibn Hagar, Durar,I,69f,Nr.l81).

17 Qasani, op. cit., 96-99; vgl. ebd., 124, 131. Впрочем, после смерти ильхана Аргуна в 1291 году монголы сами убили многих евреев, потому что они подозревали его визиря, еврея Сад-ад-Даулу, в том, что он отравил правителя (Ibn Katir Bidaja, XIII, 324; данные о погромах в Ширазе, Багдаде и так далее, связанных с убийством, находим у Вассафа, 245). Означении грозы в монгольской народной религии cp. Die Mongolen in Iran, 144. Благодaря другому чуду Олджайту якобы отговорили от его плана принудительной шиитизации своей страны (Azzawi, Tarih, I, 408).

18 Qasani, op. cit., 95; vfl Hafiz-i Abru Dail 48 ff. und Azzawi, Tanh, I, 407 ff. und 419 ff.

19 Taм жe, 101; cp. Halm Shia, 85ff.

20 Qasani, 132. Действительно ли так разыгрывалось это неприятное дело? Кашани, сочинитель, от всего сердца ненавидел Рашид-ад-дина, потому что считал, что тот обманул его. Рашид-ад-дин приписал себе большой исторический труд, который написал он, Кашани; Рашид-ад-дин остался должен обещанную выше плату.

21 Cp. выше39.

22 См. выше 54.

23 Qasani,16 cypa 12,31; cp. ниже 293.

24 Qasani, 235ff; cp Franke, From Tribal Chieftain, 40f. Газан интересовался ясновидящими из друггих стран, например, одним багдадским ханбалитом, котрый прославился своими трудами для толкования снов; Газан проверил в Багдаде его умение (Ibn Hagar, Durar, III, 90, Nr. 2675).

25 Qasani, 19 (sahib-giran).

26 Taм жe, 236; cp. Baccaф, на страницах 357-369, описанные последствия союза Марса и Сатурна 9.04.1299 г.

27 Qasani, 48.

28 Franke, From Tribal Chieftain 37.

29 Mirwand, Raudat as-safa, V, 205.

30 Qasani, 48.

31 Ibn Hagar, Durar, III, 202L, Nr. 2915; vgl. III, 257f., 3047!

32 Шафиит Низам-ад-дин Абд аль-Малик писал для него катехизис (Кашани, 103,116). Совсем другой вопрос, на который ответить еще труднее, это объединения кочевников, вторгшихся в Иран после исламизации. Можно предположить, что унаследованные религиозные представления еще упорнее сохранялись у них и что они, скорее всего, приняли популярный ислам, сильно отмеченный культом святых

33 Qasani, 49; Ritter, Die Aussproche des Bayezid Bistami, 231.

34 В изречениях Баязид не использует это событие, а только ссылается на то, что подобное утверждение годится для того, чтобы вводить люден в заблуждение (cm. выше 70).

35 Sarrag, Kitab al-llama. 380.

36 Taм же, 382; Abdel-Kader.Junayd, jlt.

37 Nagel. Rechtleitung und Kalifat. 184ff.

38 Hugwin/N.,238ff.

39 Taм же, 239.

40 Nicholson, An Early Version of the Miraj of Abu Yazid al-Bistami, in: Islamica 111/1926, 402-4 If f.

41 Hugwiri/N.; суфизм монгольского периода оказывается под влиянием идей аль-Хаким ат-Тирмиди (IX век). Он утверждал, что есть несколько сятых (друзей Бога), которым Бог сам сказал свои слова. Ат-Тирмиди стали подозревать – впрочем несправедливо – в том, что он ставил святых над пророками. Если ат-Тирмиди в свое время, может быть, был индивидуалистом, то он полностью поддержиает традицию раннего суфизма, поскольку строгоеобуздание страстной души ддя него – это необходимое условие для состояния святого (Radtke, AI-Hakim at-Tirmidi, 92, 95). Понятие «доказательство (Бога)» находят уже у ат-Тирмиди. Оно самое совершенное среди «друзей Бога». Но это еще не «доказательство» Бога в отношении всего творения, а только в отношении святых. (Tirmidi, Hatm, 344).

42 Это показывает лексикон ученых, в котором именно эти слои поставили себе памятник. В нем примерно с ХIII столетия выдающиеся представители военной элиты, принадлежащие к другим ррдам, тоже учитывались по мере того, как – например, в империи мамлюков – эти слои попалдали в зависимотсь от нее.

43 Cp. напр., Dermenghem, Le culte des saints dons l'lslam Maghrebin, Paris 1954.

44 Attar, Tadkira, l, 161.

45 Там же, 163.

46 Haenisch und Taube. § 204.

47 Там же, §244.

48 Cp. M. Eliade. Schamanismus, 179.192.

49 Hoffmann, Die Religionen Tibets, 132ff., Sagaster, Herrschaftsideologie, 227%., ders., Die Weiße Geschichte. 33ff; Franke, From Tribal Chieftain, 58ff..

50 Mirhwand, V, 136.

51 Там же, 218. Подобное сообщается о Тохтае (прав. 1289-1312), правителе Синей Орды (Ihn Hagar, Durar, II, 327, Nr. 2044). Шаманов,сопровожда­ющих монгольских правителей, мусульмане называли «колдунами» (sahara) (cp. Junini. Bail, I, 497f) и придавали этому понятию, как учит сообщение об Абу Якуб ас-Саккаки, привычное им значение.

52 IA, s. v. Tekuder; junini, Dail. IV. 215; далее. Один из религиозных прием­ных отцов Текюдера, согласно статье в JА, уже носит титул «ишан». Может быть, эти данные анахронизм (cp. Schimmel, Mystical Dimension, 365 h EP, s. v. Ishan).

53 Meier, Die Fawa' ih al-gamal, Einführung, 53 ff

54 Richard, La conversion de Berke, in: REI XXXV/1967, 173-184.

55 EP, s. v. Kukri; Meier, Fawaih, Einleitung 42f.

56 Meier, Die Fawa'ih al-gamal, арабский текст, 18.

57 Taм жe, Введение, 97; cp. Там же ниже 365.

58 Razi, Tafsir XXI 91 (комментарии к cype 18, 12).

59 Там же, 93-97; cp. 85.

60 Taм жe, 95; cp. Там же, XX, 146 (комментарии к суре 17, 1). Абд аль-Карим аль-Кушайри, один из авторитетов трезвого суфизма, часто цитируемый ар-Раджи, в одной статье о небесном путешествии Пророка допускает, что су­фию может сниться его уход в небо; в состоянии между сном и бодрствованием тоже мог бы встретиться подобный опыт (Qusairi, Kitab al-mirag, ed. Ali Hasan Abd al-Qadir, Kairo 1964, 75f.). В 1200 году, как писал ар-Раджи, речь шла все же не об этом, а о нацеленном чудотворном влиянии в подлунном мире, как откровенно высказывается Кубра в только что процитированном отрывке.

61 IbnTaimija, Magmuat ar-rasail, I, 151.

62 Там же, 140.

63 Там же, 140.

64 IbnTaimija, Magmuat ar-rasail, I, 134.

65 Там же, 143.

66 Там же, 140.

67 Там же, 154.

68 Там же,149. Ср. по этой тематике также Ibn Taimila.al Furqan.

69 Cp. Ibn Katir. Bidaja, XIII. 298.

70 IbnTaimija, Magmuat ar-rasail, I, 142.

71 Safadi,al-Wafi, X, 360L, Nr. 4855; Ibn Hagar, Durar, II, 300 Nr. 1965.

72 IbnTaimija, Magmuat ar-rasail, I, 135.

73 Ibn Katir, Bidaja, XIV, 36, Zeile nil.

74 IbnTaimija. op.cit. 141. Zeile 8ff.

75 Таким образом, например, кадий и учитель-историограф Ибн аль-Варди (ум. 1349) должен был сбрить красивую бороду, которая закрывала всю грудь (Аbи 1-Fidа, МиЫазаг, IV. 214). Сбрить себе бороду означало погрешить против Пророка. Дервиши, которые это делали, приобретали репутацию тех, кто ввел «неприемлемые новшества» (Idris b. Baidakin at- Turkumani,al-Luma, 191).

76 Ibn Hagar, Durar, V. 69. Nr.4692; ср. также примеры в Azzawi.Tarih, 1,238 und 462.

77 Ibn Katir. Bidija, XIV, 274.

BTOPAЯ KНИГА. MAXAH

1 Hätifi, TimQr-näme, 15 ult.-16, Zeile 18.

2 Natanzi, 119.

3 Sämi/T., 19f. Hafiz-i Abru/T., 15; датирование ср.Jazdi, I, 47ff.

4 Jazdi, 1,50.

5 Hafiz-i Abrü/T., 16, Zeile 8; Natami, 212.

6 Natami, 212.

7 Sämi/T., 20.

8 Jazdi, 1,80.

9 Cp. Выше 68.

10 Али Бек принадлежал к роду Джаюн Курбан, произошедшему от потомков тех, кого ильхан Газан выделил в качестве «заглаживания вины» сыну эмира Навруза, убитому в 1297 году в результате интриг (Spuler, Die Mongolen in Iran. 82). Этот сын к тому же получил область, присужденную Коне Калатом Natanzi,154), расположенную приблизительно в 200 км западнее Герата. Когда Тимур захватил Хорасан, он переселил Али Бека и его род на Восток. (Häfiz-i Abrü/T., 4.9; ср. также ниже 161). Об Али Беке и его брате Мухаммеде см. Smith, Sarbadar 125.

11 Jazdi, I. 52.

12 Natanzi, 121; SämT/T., 21.

13 Hwandamir, Habib, III, ( В 699 г. выдача эмира Навруза ильханам), 378 (в 727 г. убийство эмира Кобана).

14 См. выше 67.

15 О датировании cm. Fasih al-HwäfT, Mugmal, IV, 91. 16. cм. Выше 67; Jazdi, I, 29.

17 Häfiz-i Abrü/T., 16f.

18 Cp. Jazdi, 1, 67 возможно, там была родина Тимура; родился он по Tagribir-di, al-Manhal в одном местечке под названием Ходжа Абаджа, относящемся к Кешу, расположенному на расстоянии одного дня пути от Самарканда.

19 Ibn Arabsah, 44.

20 Sämi/T., 21. Jazdi, 1,54.

21 Там же, 53.

22 Aubin, Qaraunas, 70, 73 ff

23 Spuler, Die Mongolen in Iran, 62, 131 f., 335' Aubin, Qaraunas, 73 ff., 83.

24 Его имя было Изз ад-дин (cp. Boswortll, Dynasties, 104), а не Кутб ад-дин, как ошибочно полагает Натанзи, 122; речь идет о том, что его перепутали с прави­телем Систана, которого Тимур одолел 20 годами позже (cp. Natanzi, 320ff).

25 Sämi/T., 22; Jardi I, 55-57".

26 Natanzi, 123; Ibn Haldun. Tarif, 382ff; Ibn Arabsah, 49.

27 См.выше 26.

28 Год рождения Тимура ср. ниже 175.

29 Это датирование y Fasih al-Hwafi, Mugmal, IV, 90.

30 Natanzi, 263. Zu Haggi mid Bayan Sulduss. Ando. Emire, 75 und 115.

31 «Мулюк ат-Таваиф»; об использовании этого понятия в старой исламской ис­ториографии см. Nagel, Staat und Glaubensgemeinschaft, I, 283f. Дальше ср. также Ando, Emire, Teil B/H.

32 В советское время назывался Ленинабад

33 Zambaur, Manuel 250.

34 Spuler, Die Mongolen in Iran, 101; cp. Выше cм далее Hafiz-iAbru. Dail,63 ff, 91 ff, h 259,. Ясавурьяне в преследовании своих целей связывались с ильханом Абу Саидом (прав. 1317-1335) (Hafiz-i Abru Dail, 80ff); cp. Manz, Rise, 164f.l

35 В старых источниках большей частью называется Кеш.

36 Jazdi, l, 32: Muhammad.

37 См. выше 66.

38 Natanzi, 204,; для обозначения понятия Караунас cp. Barthold, Vorlesungen, 215, но прежде всех Аubin, Qаraunas. und Аndo. Еmire, 5255., его предположе­ние о том, что когда известные родовые князья после 1350 года командовали соединениями Караунас, то речь шла в отношении последних о родовом со­юзе, не является вынужденным. Если можно верить Арабшаху (47), у того султана, выходца из рода Караунас, было по одному визирю из значитель­ных четырех южночагатаевских княжеских родов; этим он продемонстриро­вал свою волю образовать власть, стоящую над ними (ср. ниже 104).

39 Natanzi, 117, 204; Sämi/T., 15; Häfiz-i Abrü/T., 12; Jazdi, I, 32; Hwandamir, Habib, III, 398; cp. Taiose Barthold, Vorlesungen, 218f. n Manz, Rise, 27f und dies., The Ulus Chaghatay, 83 ff.

40 Barthold, Vorlesungen, 215; Clavljo, Narrative, 122.

41 Natanzi, 205; Sämi/T., 15.

42 SämT/T., 16; Häfiz-i Abrü/T., 12.

43 Jazdi, 1,35.

44 Hafiz-iAbru/T., 12f.

45 Sämi/T., 16; Jazdi, I, 36, Häfiz-i Abrü/T., 13.

46 Jazdi, l, 37ff.; Häfiz-i Abrü/T., 13.

47 Jazdi, I, 38f.

48 Ebd., 40-42; Hafiz-i Abru/T., 13f.

49 Jazdi, I, 43.

50 Taм же, 44.

51 Natanzi, 210; Sämi/T., 18f, Jazdi, I, 45-47.

52 Sämi/T., 25; Jazdi, 165 f.

53 Ср., например, Natanzi 217.

54 Jazdi, I, 67.

55 Taм же, 68, cтрока Ebd., 68, Zone 2: R-s-m-s; Jazdi, /U., 1021: Sarns; SämT/ T., 25 ult.: R-z-maz.

56 Об этом хадисе см. Ihn Hanbai, Musnad, IV, 10; Darimi, Sunan, ru'ja, Nr. 2; сон «парит» над сновидуем, и когда тот о нем рассказывает, то он сбывается (Darimi, ebd., Nr. 11; Ibn Hanbai, a.a.O.).

57 Cypa 38, 26.

58 Мухаммед, вероятно, после того как увидел сон, отправился в 628 году в па­ломничество в Мекку, по отношению к которой тогда он был настроен враж­дебно. Это мероприятие окончилось у Худайбия, которое создало — вопреки намерению жителей Мекки — предпосылки для овладения городом Проро­ком в 630 году.

59 Jardi, I, 681., vgl. Sämi/T., 26 mid Natanzi, 220.

60 Jazdi, 1,67.

61 Taм же, 71, Natanzi, not.

62 Jazdi, 72.

63 Natanzi, 129.

64 Jazdi, 1,73 ult.

65 Natanzi, 129.

66 Там же, 222. KaKy Sämi/T., 27,Taicny Natanzi, 221 и 222 съезд князей бы л ошибочно перенесен на 761 год (начался 23.11.1359). Jazdi, I, 72, Zeile 6 h Fasih al-Hwäfi, Mugmal, IV, приводят год 765, что соответствует течению событий. Только к 765 году подходят также данные о «годе дракона» Sami/Т. , 28 относит дату следующего нападения монголов на «год змеи» , под чем, возможно, подразумевается 766 год — еще одна причина для датирования, которое я предпочитаю).

67 Sämi/T., 271 Jazdi, I, 75f.

68 Jazdi, I, 82. cp. ниже 338. cm. Tafotce Sämi/T., 28, Zeile 6.

69 Jazdi, I, 78 О «дождевом камне» см. Doerfer, Elemente, nz. 157. Влияние дождя на кольчугу описывает также 853, Zeile.

70 Häfiz-i Abrü/T., 21.

71 Sämi/T., 28-31. Jazdi, 1,77-85.

72 SämT/T., 32, 1,86.

73 Sämi/T., 33.

74 Jazdi, I, 90; cp. Taм жe, 119 ниже.

75 Taм жe,91.

76 Jazdi, l, 9l («год собаки»), вероятно, ошибка. «Год собаки» приходится на 1370 год. Я читаю at yil («Год лошади»). Добавленному здесь датированию начала магометанского летосчисления 777 год тоже, возможно, не соответ­ствует. Может быть, приведенный в примечании текст калькуттского издания «767 (х)» (оканчивается 6.9.1366), правильный. Тогда нужно было бы под­умать о конце лета 1366 года.

77 Jazdi, 1. 94f., Sami/T., 361.

78 Jazdi, 1. 95; cp. Taм жe, 52.

79 Там же, 96.

80 Там же, 98; Sämi/T., 38f; cp. Ibn-Arabsah. 51 f!

81 Sämi/T., 38-41; Häfiz-i Abrü/T., переносит это событие на конец 767 года, то есть на конец лета 1366 года.

82 Jazdi, I, 119f.

83 SämT/T., 471 Jazdi, 1. 121.

84 SämT/T., 48; Jazdj. l, 122.

85 Sämi/T., 491, Jazdi, l, 125f.

86 Jazdi, I, 126; cp. SämT/T., 49 und Häfiz-i Abrü/T., 25.

87 Jazdi, I 131, Внутри крепости находилось кладбище с могилами многочис­ленных святых (Jazdi/U., Fol. 351a).

88 Jazdi, l, 132.

89 Säml/'T., 53 hhjkc. Jazdi, I, 135.

90 SämT/T., 55f.; Jazdi, I,137ff.

91 Jazdi, I, 142.

92 SämT/T., 57.

93 По исламскому представлению первая сура, которая носит характер молит­вы, охватывает все содержание откровения, которое изложено в остальных частях Корана. Следующая цитата взята из суры 33, 35.

94 Jazdi, I, 146.

95 SämT/T., l 55 BHioy.

96 Häfiz-i Abrü/T., 27.

97 Jazdi, l, 149f.

98 Джелал-ад-дин Руми (1207-1273), может быть, самый значительный поэт су­физма, обработал в своих произведениях многочисленные притчи и Истории, которые таким образом стали известны.

99 Cypa 7, 34 itra 16, 61.

100 Jazdi, I 152f.; vgl. Natanzi. 274 und Sämi/T., 59.

101 SämT/T., 60 Jazdi, I, 154.

102 Jazdi, l, 155. .

103 Cp.: cypa 2, 2461

104 В исламской теории государства калиф, преемник посланника Бога, должен утверждать фактических властителей, султанов (Nagel. Staat und Glaubens­gemeinschaft, I,. 345ff); в идеальном случае калиф должен был происходить из рода Мухаммеда, Курейш. Роль халифа здесь берет на себя хан чингисидского происхождения; он утверждает подлинного властителя Тимура.

105 Sämi/T., 57f.

106 Cм. выше 67.

107 SämT/T., 57., Zeile 5.

108 Jazdi, I, 157f.

109 Cm. Выше 47. Hо Jazdi, I, 161f.

111 Ibn Arabsah, 481, чтобы связать, ср. ниже 412.

112 Коран предсказывает, что в день Страшного суда все люди, сплотившись вокруг своих теперешних пророков, предстанут перед Божьим судом (сура 17, 71).

113 Выбор животных только ради рифмы.

114 Ibn Arabsah. 481-486. О методах мобилизации населения информирует Allsen, Mongol Imperialism, 116ff. О положении ученых — ср. ниже 370.

115 SämT/T., 249, 272ff.; Jazdi, II, 351.

116 Ibn Arabsah, 481.

117 Nagel, Staat und Glaubensgemeinschaft, I, 45ff.

118 Ср., например, Rasid ad-Din/K., 864 cпpaвa; Manz. Rise. 83-106!

119 См. выше 41.

120 Ibn Arabsah 475.

121 Sämi/T., 69.

122 Там же, 42.

123 Guwaini, Gahan-gusa, l, 24.

124 lbnBattuta/G..11343.

125 Häfiz-i Abrü/T., 38.

126 SämT/T., 95, ниже.

127 Taм жe, 174.

128 Ср. замечание y Maqrizi, Suluk. III, 1042.

129 См.ниже 331.

130 Ibn Arabsah, 479.

131 SämT/T., 129 ниже; cp. выше 26.

132 Jazdi, I, 82f.

133 Taм жe, 89.

134 EP, s. v. Djalair.

135 Natanzi, 197; ср. в этой главе, примечание 10! Далее негудерьяны, Spuler. Die Mongolen in Iran 62. см. Taioice Manz. Rise 27L: Такими старыми родами были Арлат, Барлас, Джелаир и Зюлдус.

136 См. выше; cp. Rasidad-Dm/K., 305 Выше Ibn Hagar, Durar, II, 13, Nr. 1295.

137 Ibn Arabsah, 481.

138 Там же; ср. также, что пишет Ибн Арабшах в 320 году об анатолийских тата­рах, которые привели с собой особенно много «ученых»! Краткое описание кочевого образа жизни дает также Clavijo, Narrative. 112.

139 Rasidad-Dm/K., 208.

140 Häfiz-i Abrü/T., 10 внизу; cp. Doerfer, Elemente, Nr. 468.

141 Sämi/T., 22, Zeile 18ff.

142 Ibn Arabsah, 336.

143 IbnTagribirdl, al-Manhal, I, Pol. 135b.

144 Ibn Arabsah, 39-46.

145 Pis-kaskard: SämT/T., 21 Zeile 5.

146 Jazdi, I, 58.

147 Taм жe, 62; cp. Там же, 66.

148 Guwaini, Gahan-gusa, I, cm. Там же, 95f.l

149 Jazdi, l, 63; ср. далее зависимость Тимура от эмира Хусейна в войне против Моголистана в 765 году (Jazdi, 1,72,77f SämT/T., 33); см. также Deerfur, Ekmente, K? 674 Тимур поручает своему сыну Джахангиру авангард после его бракосочетания (Jazdi, 1,189 und 196).

150 Jazdi, l,66 внизу.

151 Taм же, 92.

152 Aziz, Bazm, 265 это против мужского достоинства — вести войну с зятем. То, что эмир Хусейн отдал в жены Тимуру свою сестру, только когда тот добился первой победы над Ходжа Ильясом (Natanzi 198), противоречит всем другим источникам.

153 Ibn Arabsah, 44, vgl. Ibn Tagribirdi. al-Manhal. I. Pol. 415b.

154 Doerfer, Elemente, Nr. 22 (Bd. I, 135).

155 Sämi/T., 45.

156 Taм жe, 16.

157 Vgl. Jazdi, I, 43f.

158 Cp. Hafiz-i Abru/T.,1 Далее пример y Natanzi, 77.

159 Rasid ad-Dm/K., 885 справа; ср. там же, 897, 903, 1076!

160 SämT/T., 18.

161 Natanzi, 125und227f.

162 См. выше (тиран Газан).

163 Natami, 127f, Hafiz-i Abru/T., 19f, Jazdi, 1,84.

164 Aziz, Bazm, 316.

165 Natanzi, 231 Hafiz-i Abru/T., 22; Jazdi. 1,86.

166 Natanzi, 227,23tf; Jazdi, l, 84. Натанзи, Хафиз и-Абру и Жазди называют предводителями городской милиции Сарбадарьянов и связывают с названием династии Сарбадарьяны, существующей в Северном Хорасане во время этих событий. Они вышли в конце времен ильханов из движения сельского и го­родского населения, которое занималось нападением на поддерживающий го­сударство слой кочевников (Smith, Sarbadar Dynasty 106 ff). Cp. далее Bartol'd, Socinenija, II12, 362ff. О медленном восстановлении городов ср. так же у Федорова-Давыдова Г.А., «Строй», 82-108.

ИРАН

1 Сказочная лошадь Рустама, героя иранского национального эпоса.

2 Образ из иранского национального эпоса.

3 В иранском национальном эпосе Александр воевал против Дария.

4 Hätiß,Timnr-näme,47. Zeile 2,zweiter Halbvers,bis Zeile 5; 48,Zeile 2-6.

5 Cm. Выше 112; cp. Manz, Rise, 511

6 Natanzi, 292, 409; по Жазди, I, 164 речь идет даже о Тиленси и его отце Байрамшейхе.

7 Natanzi, 292-295. Säml/T., 62f.

8 Jazdi, l, 157; Hafiz-i Abru/T; 29.

9 Natanzi, 294, 410.

10 Там же, 114, 125.

11 Taм же, 6,297.

12 Jazdi, l, 171.

13 Taм жe, 169 («год свиньи», 772 г.).

14 Natanzi, 296.

15 Jazdi, l, 168f.

16 Jäqüt,Buldan,CM. Zurnuq.

17 Natanzi, 299, 411; Sami/T., ср., впрочем, Manz, The Ulus Chaghatay, 96ff!

18 Nagel, Pestling des Glaubens, 338f.

19 Ders., Staat und Glaubensgemeinschaft, l, 215.

Наши рекомендации