Механизмы мирного разрешения споров в рамках ЕС
В основе развития интеграционных процессов Европейского Союза лежат два фундаментальных принципа: принцип верховенства права и принцип демократии. Уникальность европейского интеграционного объединения характеризуется прежде всего наличием обособлен ной правовой системы, получившей название «право ЕС». Право ЕС имеет прямое действие на территории государств-членов: нормы права ЕС имеют верховенство над внутренним национальным законодательством и обязательны для всех граждан и юридических лиц. Как и в любой иной правовой системе, для полноценного функционирования правовой системы ЕС требуются механизмы адекватной защиты всего объема правоотношений.
В соответствии с учредительными документами ЕС стержнем такой системы служит Европейский суд. Главная функция Европейского суда заключается в обеспечении единообразного толкования и применения норм права ЕС всеми государствами-членами ЕС без каких-либо исключений и независимо от конкретных обстоятельств. Для выполнения данной функции Суд вправе рассматривать споры, в которых стороной может выступать: государство-участник, любой орган ЕС, а также юридические и физические лица государств Европейского Союза.
Европейский суд был учрежден в 1958 г. как единый орган по рассмотрению споров для трех формально самостоятельных международных организаций - родоначальниц Европейского Союза. Соответствующие положения о компетенции Суда были закреплены в двух Римских (1957 г.) учредительных договорах. Последующие основополагающие документы Европейских сообществ - Маастрихтский (1992 г.), Амстердамский (1997 г.) и Ниццский (2001 г.) договоры еще раз закрепили полномочия Европейского суда как уникального инструмента Европейского Союза по мирному разрешению споров. Местом постоянного пребывания суда был избран Люксембург.
Суд состоит из 15 судей, которые проводят свои заседания в рамках пленарных сессий. Суд вправе учреждать палаты в составе трех, пяти и семи судей для рассмотрения определенных категорий дел. Дела представляются Суду специально уполномоченными генеральными адвокатами, которые в судебном процессе должны действовать абсолютно независимо и беспристрастно. В соответствии с учредительным соглашением всего в Суде работают девять генеральных адвокатов.
И судьи, и генеральные адвокаты назначаются на шестилетний срок правительствами государств-членов, гражданами которых они являются. На должность судьи назначаются лица, доказавшие свою безупречную беспристрастность и объективную независимость и имеющие опыт работы на высших судебных должностях в своих странах. Кандидаты на замещение должности генерального адвоката, как правило, имеют богатую адвокатскую практику и пользуются безусловным авторитетом в юридических или общественных кругах. Замена судей и генеральных адвокатов происходит на основе ротации каждые три года. Судьи из своего состава выбирают Президента Суда на трехлетний срок.
Административные обязанности в Суде возложены на регистратора Суда, который подотчетен ему.
Число обращений и рассматриваемых дел в Суде неуклонно возрастает. По этой причине Совет ЕС в 1988 г. учредил Суд первой инстанции, на который возложил функцию рассмотрения всех судебных дел в качестве суда первой инстанции. В соответствии с Ниц-цским договором 2001 г. этот Суд является самостоятельной судебной инстанцией.
Суд первой инстанции состоит из пятнадцати судей, назначаемых правительствами государств-членов, из числа лиц, пользующихся репутацией независимых личностей и отвечающих профессиональным требованиям.
Механизмы по мирному разрешению споров, предусмотренные учредительными договорами, являются уникальными в своем роде и играют ключевую роль в обеспечении функционирования институциональной системы Европейского Союза. Суд призван поддерживать баланс властных полномочий: с одной стороны, между различными руководящими органами и институтами Союза, с другой стороны, между государствами-членами, делегировавшими часть своего суверенитета международной организации Европейского Союза, и собственно Европейским Союзом. Зачастую, рассматривая те или иные споры, Суд затрагивает основополагающие правовые вопросы, которые по своему характеру являются конституционными или имеют важное экономическое значение.
Практика Европейского суда, несомненно, внесла свой вклад в укрепление фундаментальных принципов построения социального общества новой формации на Европейском континенте. В своих решениях Суд конкретизировал эти принципы, юридически закрепив следующие основополагающие элементы правовой системы: 1) право ЕС имеет прямое действие на территории всех государств-членов; 2) примат права ЕС над национальными законодательными системами.
В решениях Суда нашли свое подтверждение базовые режимы свободной торговли без каких-либо барьеров, которые лежат в основе экономического союза европейских государств. Так, в судебном прецеденте 1979 г. Суд установил, что любой товар, произведенный в любом государстве европейского сообщества и соответствующий установленным нормам, является товаром надлежащего качества и может свободно, без каких-либо дополнительных экспертиз и проверок, реализовываться на территории других государств ЕС. Тем самым Суд подтвердил подлинное функционирование режима свободного движения товаров.
Практическое действие режима свободного движения капиталов и устранение всех барьеров на этом пути нашли отражение в судеб ном деле 1995 г. Суд вынес решение, что гражданин любого государства-участника вправе в пределах Европейского Союза без получения дополнительного разрешения вывозить в любом количестве денежные банкноты, монеты и банковские чеки.
Суд в своих решениях защитил право каждого гражданина государств Евросоюза на свободное перемещение и пользование всеми правами и льготами, предусмотренными национальным законом для резидентов. Решения Европейского суда гарантируют каждому, независимо от гражданства и места проживания в пределах ЕС, равные социальные гарантии и минимальное пенсионное обеспечение.
Римский договор 1957 г. предусматривал снятие всех ограничений, препятствующих свободному движению в торговле услугами и учреждению хозяйствующих субъектов, не позднее 1960 г. Однако потребовалось принятие ряда судебных решений для внедрения в хозяйственный оборот данного режима свободной торговли.
Следует еще раз подчеркнуть особую важность решений Европейского суда и ту роль, которую играет прецедентное право в жизни европейского общества и эволюции Европейского Союза.
Являясь уникальным и комплексным механизмом по мирному разрешению споров, Суд системно и в эволюционном порядке прежде всего раскрывает на практике и дает правовую оценку всем аспектам и тонкостям международно-правовых обязательств государств-участников Европейского Союза, которые они взяли на себя в соответствии с международными соглашениями. Более того, Суд логически вывел и определил принципы ответственности государств Евросоюза за причиненный ущерб физическим и юридическим лицам вследствие нарушения норм права ЕС. Суд в своих решениях установил действенные инструменты ответственности государств по возмещению причиненного вреда и, соответственно, эффективной защиты прав и основных свобод физических и юридических лиц.
Европейский суд - не единственный правовой механизм но разрешению споров между европейскими государствами.
В рамках Соглашения о европейском экономическом пространстве (ЕЭП), подписанного 15 государствами Европейского экономического сообщества и 3 государствами Европейской ассоциации свободной торговли в 1992 г. в г. Порту (Португалия), действует Суд ЕАСТ. Юрисдикция Суда распространяется на все случаи разногласий и споров, возникающих как между государствами-участниками ассоциации, так и государствами-участниками и главными органами ЕАСТ по поводу применения и толкования норм и правил ЕЭП. Суд также дает официальное толкование норм и правил ЕЭП по запросам национальных судов государств-участников.
Суд формируется в составе трех судей, по одному от каждого государства-участника ЕАСТ, с шестилетним сроком полномочий.
Из своего круга судьи выбирают президента Суда на трехлетний период. Постоянный состав Суда проводит свои заседания на пленарных сессиях, на которых решения принимаются большинством голосов. Суду могут на временной основе помогать судьи ad hoc, списки которых находятся в Суде.
Договор о создании Экономического союза Бенилюкс, подписанный в 1958 г. Бельгией, Нидерландами и Люксембургом, также предусматривает в своих положениях международно-правовые механизмы разрешения споров. Конвенционный орган - Арбитражная комиссия для разрешения споров между государствами-участниками - рассматривает возникающие споры и разногласия между этими государствами по поводу выполнения ими взятых на себя обязательств или толкования отдельных положений договора.