Механизм разрешения споров в рамках региональных международных организаций.

В соответствии Договора о Союзе Беларуси и России «Суд Союзного государства является органом Союзного государства, который призван обеспечить единообразное толкование и применение настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства. Суд Союзного государства был так и не сформирован.Функции по урегулированию споров в рамках СНГ выполняли до 2012г. Совет глав государств СНГ (ССГ) и Экономический суд СНГ. Статья 17 Устава СНГ предусматривает что если государства-члены не разрешают спор посредством переговоров или иной процедуры, они могут передать его в СГГ. Согласно ст. 18 Устава СГГ «правомочен на любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать международному миру или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования». В свою очередь, согласно ст. 32 Устава СНГ к ведению Эко-номического Суда относится разрешение споров, возникающих

при исполнении экономических обязательств, и других споров,относимых к его ведению соглашениями государств-членов. Устав также уполномочивает Суд толковать положения согла-шений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. Кроме того, по состоянию на 1 января 2009 г. в рамках. Содружества заключено более трех десятков договоров, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Экономи-ческого Суда.

Вопросы организации Суда изложены в Соглашении о статусе Экономического Суда СНГ. И в Положении об Экономическом суде СНГ от 6 июля 1992 г. Многие важные аспекты его деятельности, оставленные без внимания в его учредительных документах, регулируются регламентом, который является внутренним актом Суда.

Согласно Положению об Экономическом Суде СНГ Суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Согласно ст. 2 Соглашения квота каждого государства-члена составляет два человека. Никакого особого порядка для избрания или назначения судей не существует. По п. 7 Положения судьи назначаются в порядке, установленном в государствах-участниках для назначения судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Отрешение судьи от должности - также прерогатива государства, назначившего его. Хотя в п.9 Положения указано, что судья Экономического Суда независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания. Из практики суда следует, что он сам определяет наличие у него компетенции в отношении конкретных дел. По результатам рассмотрения споров Экономический Суд принимает решение, в котором рекомендует меры для его исполнения.

В период с 1994г. по 1 05.2009г. Экономический Суд СНГ рассмотрел более 90 дел. До 01.01.2012г. Экономический Суд СНГ также выполнял функцию Суда Евразийского Экономического Сообщества – на период до его формирования. С 1 января 2012г. в г. Минске начал работу Суд ЕврАзЭС.

В ЕврАзЭС входят пять стран: Беларусь; Казахстан; Кыргыстан; Россия; Таджикистан. Справка из практики международного права:Поддержание международного мира и безопасности является важнейшей задачей современного международного права, что выражается в одном из основополагающих принципов меж-дународного права - принципе мирного разрешения междуна-родных споров.Особая значимость принципа мирного разрешения споров для международного сообщества подтверждается тем, что он закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права. В общем виде принцип мирного разрешения международных споров сформулирован в ч. 3 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.Однако, документы, закрепляющие принцип мирного разрешения международных споров, не дают четкого определения понятия «международный спор. В этой связи в судебной практике и доктрине международного права были выработаны различные определения данного понятия.1.Постоянная палата международного правосудия определила международный спор как «разногласие по вопросу права или факта, конфликт правовых взглядов и интересов между двумя субъектами». Однако при помощи данного определения уже нельзя описать все многообразие международных споров, возникающих в современном мире.

2. В этой связи предлагается следующее определение международного спора, основанное на анализе практики Международного Суда ООН и доктрины международного права. Международный спор - это конкретное расхождение во мнениях субъектов международного права, касающееся фактов, права или политики, при наличии которого требование или заявление одной стороны встречаются с отказом, встречным иском или опровергаются другими сторонами. Исходя из данного определения, в качестве основных характеристик международного спора можно выделить следующие:

1. разногласие должно быть конкретным, т.е. оно должно иметь

вполне определенное содержание;

2. разногласие должно выражаться во встречных претензиях

или противоречащих друг другу заявлениях сторон спора,

т.е. одна сторона должна открыто заявить о своих требо-ваниях к другой стороне, а другая сторона, в свою очередь,

должна ответить отказом или выдвинуть встречные требо-вания. Подобные претензии могут содержаться в официаль-ных заявлениях, дипломатических нотах, выражаться в каких-либо действиях сторон или иным способом.

Таким образом, международный спор - это нечто большее, чем взаимная неприязнь и враждебность между субъектами международного права.

8.Средства массовой информации Союзного госудаства Беларуси и России.

Союзные органы власти, а также органы власти Белоруссии и России, являются учредителями и издателями ряда СМИ наднационального уровня. Это: Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза) — союзное телевидение и радио. ТРО создана Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 22 января 1998 года. Выходят в эфир Российско-белорусский спутниковый телеканал ТРО, ряд новостных и информационно-аналитических радиопередач на Радио России, издаётся видеопродукция. Информационное агентство «Союз-инфо» (ИА «Союз-инфо») — союзное информационное агентство новостей. Создано Постоянным Комитетом Союзного государства в 2003 году. «Союзное государство» (soyuzgos.ru) — общественно-политический иллюстрированный журнал. Учреждён в марте 2006 года по инициативе госсекретаря Павла Бородина и издаётся (с перерывами) с апреля того же года. «Время Союза» (vreso.ru) — общественно-политическая интернет-газета Союзного государства. Создана в 2007 году, издаётся Постоянным Комитетом Союзного государства. Информационно-аналитический портал Союзного государства (http://www.soyuz.by/ru/) - информационно-аналитический портал. Выпускается совместно Постоянным Комитетом и Национальным пресс-центром Республики Беларусь. «Союзное вече» (ng.by) — приложение к «Народной газете» (Минск) «Союз. Беларусь-Россия» (rg.ru/gazeta/soyuz) — приложение к «Российской газете» (Москва).

В 1999 году вышел первый номер еженедельной газеты Парламентского Собрания "Союзное вече". С тех пор на ее страницах правдиво и доходчиво рассказывается как идет строительство Союзного государства, что делается в Беларуси и в России по развитию интеграционных процессов, какие позитивные результаты уже приносит эта работа. В России наша газета выходит отдельным изданием на 8 полосах и распространяется бесплатно. В Республике Беларусь газета распространяется в качестве бесплатного приложения к "Народной газете". Также издается газета "СОЮЗ. Беларусь – Россия", она выходит по четвергам приложением к "Российской газете" в России и "Советской Белоруссии" в Республике Беларусь. Кроме того, об интеграционных процессах в рамках Союзного государства можно узнать из интернет источников: информационно-аналитический портал Союзного государства, интернет-газета "Время Союза".

Наши рекомендации