Что отличает причины преступности и конкретного преступления в отдельности?

1.наличие влияния макросреды

2.наличие негативных антиобщественных установок

3.низкая культура общества

4.психологическая деформация личности

3. Ситуация конкретного преступления, классифицируемая по «характеру воздействия виновного» может быть:

1.экстремальная, провоцирующая, разряжающая

2.проблемная, конфликтная

3.созданная людьми или вызванная стихийными силами природы

4.кратковременного характера, длительного характера

4. Какой элемент в криминологической характеристике преступности именуется «де­терминантами»?

1. свойства личности преступника

2. уровень, структура, динамика преступности

3. предупреждение преступности

4. причины и условия преступности

Что такое «причинность» в криминологии?

1. причинность - это явление, которое обуславливает преступление

2. причинность - это связь между явлениями

3. причинность - это совокупность причин и условий преступности

Какие факторы играют решающую роль в совершении лицом преступления?

1. Биологические

2. Социальные

3. В отношении одних преступлений – биологические, в отношении других - социаль­ные.

7. Причины естественной латентности преступности, - это:

1. Отсутствие желания потерпевшего заявить о преступлении правоохранительным органам;

2. Недоверие к правоохранительным органам;

3. Низкий авторитет правоохранительных органов;

4. Все верны.

8. Найдите правильный ответ.Материальное благополучие общества:

1. повышает уровень преступности

2. снижает уровень преступности

3. никак не влияет на преступность

9. Найдите правильный ответ.Навязчивая демонстрация по телевизору фильмов, со сценами жестокости и насилия:

1. никак не влияет на криминогенную обстановку

2. снимает агрессию в сознании личности

3.способствует росту преступного насилия

10. Какой из факторов преступности наиболее распространен во всех странах?

1. Безработица

2. Нищета

3. Социальная несправедливость

4. Чрезмерная гуманность уголовного законодательства

Базовый учебник:

1. Криминология: учебник / Под редакцией В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. М.:Юристъ, 2006. -734 с.

Основная литература

1. Криминология: учебник для вузов / под ред. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2007. – 912 с.

2. Криминология: курс лекций /под ред. В.Г, Гриба. – М.: Маркет ДС, 2010. – 352с. (Университетская версия)

3. Криминология: учебник для вузов / под редакцией Г.А. Авенсова. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2007. – 495с.

4. Криминология : учебник /под редакцией В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. – СПб.:Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.- 520 с.

5. Криминология : учебник для вузов / под редакцией В.Д. Малкова. – 3-е издание, перераб., и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008. – 528 с.

6. Криминология: учебное пособие /под ред. Г.И. Богуш – М.: Издательство Проспект, 2007. – 328с.

7. Криминология: учебное пособие для студентов вузов /под редакцией С.Я. Лебедева, М.Я. Кочубей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 519 с.

8. Причинность в криминологии: учебное пособие / под ред. Ж.Я. Резник, М.О. Товарнова. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2010. – 48 с.

9. Криминология: учебное пособие / под ред. С.И. Курганова. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2009. – 183 с.

Дополнительная литература

 

1. Долгова А.И. и др. Основы криминологии для практических работников. М.,1988., Гл-IV.

2. Юридическая конфликтология /отв. ред. В.Н.Кудрявцев. М.: РАН, 1995.

3. Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб.,1996

4. Статистический сборник. Преступность и правонарушения 2006-2010, М., 2011

Вариант 4.

Личность преступника

План

1.Понятие личности преступника. Соотношение биологического и

социального в личности преступника.

2.Криминологическая характеристика личности преступника. Особенности личности осужденного.

3. Типология преступников.

Задача

Тестовые задания

Методические указания

При написании первого вопроса следует раскрыть понятие «личность преступника», показать особенности и значение изучения личности преступника в криминологии, определить роль и значение биологических признаков в процессе формирования и поведения личности.

При подготовке ко второму вопросу надо изучить содержание основных показателей криминологической характеристики личности преступника: потребностно-мотивационную сферу, характеристику нравственного и правового сознания, характеристику социальных позиций и связей личности, характеристику ее социально значимой деятельности, включая и преступное поведение. Используя примеры из судебной практики (задача № 1,2) необходимо охарактеризовать конкретное лицо, совершившее какое — либо преступление (имущественное, насильственное и т.д.) и назвать качества, признаки, которые свидетельствуют о личности данного преступника, имеют криминологическое значение.

Показать, как влияют психолого-биологические особенности человека на его поведение. Рассматривая особенности личности осужденного, необходимо остановиться на социально-психологическом аспекте, используя учебники по пенитенциарной психологии. Это поможет им разобраться в социально-биологической природе преступника (осужденного), структуре ее личности и механизме поведения.
При изложении третьего вопроса следует рассмотреть принципы и критерии, в соответствии с которым проводится криминологическая классификация (типология) преступников. Дать краткую характеристику основным типам преступников: случайный, ситуативный, ситуативно-криминогенный (неустойчивый), последовательно криминогенный (злостный). Возможно использование данных из нижеприведенных задач.

Задача 1.

Козлову 27 лет, женат, имеет двоих детей, работает электриком 4-го разряда на фабрике. По работе характеризуется положительно, учится в вечернем техникуме.

После сдачи экзаменов Козлов вместе с однокурсниками "отмечал переход на третий курс". Выпивал редко, поэтому, выпив около 100 граммов водки, больше пить отказался. Так как Козлов был трезвым, ему поручили доставить домой опьяневшего Семина. Козлов довез Семина до дома, взял из его кармана ключи, открыл дверь квартиры, раздел Семина, уложил в кровать и, воспользовавшись тем, что дома никого не было, взял из шкафа кожаную куртку и 1 тыс. 200 руб. Куртку по дороге домой сдал в комиссионный магазин, а деньги присвоил.

Задача 2.

Ермилину 27 лет, холост, проживает с родителями в отдельной квартире; образование среднетехническое; работает техником в ЖЭУ. Характеристика с места работы положительная, хотя по месту жительства неоднократно в нетрезвом состоянии устраивал скандалы. Дважды привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство.

Ермилин привлечен к уголовной ответственности по ст. 116 УК РФ. Преступление совершил при следующих обстоятельствах: поздно вечером в состоянии алкогольного опьянения возвращался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто-то выбросил зажженную сигарету, которая попала Ермилину за воротник. Он установил место нахождения квартиры с открытым окном и постучал, предварительно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Ермилин часто скандалил. Он дважды ударил ее по лицу ботинком, причинив тем самым побои.

Задание к обеим задачам:

Укажите, к какому типу (случайному, неустойчивому, ситуативному, злостному, особо опасному) принадлежат лица, указанные в приведенных задачах.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (с одним правильным ответом)

1.Укажите свойства и ка­чества личности преступника, относящиеся к социально-демографическим:

1. бизнесмен, рабочий, учащийся, пенсионер, безработный

2.образование начальное, неполное среднее, среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, неоконченное высшее, высшее

3. преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается стойкими асоциальными взглядами лица, его асоциальными установками и ориентациями ситуация соверше­ния преступления, как правило, создается самим лицом

4. в момент совершения преступления лицо находилось в со­стоянии алкогольного опьянения; наркотического возбуждения; в состоянии аффекта

2.Укажите свойства и ка­чества личности преступника, относящиеся к типологии преступ­ников

1.мужчина, женщина

2.25-29,14-15, 30-40 лет, старше 50 лет

3.социальная направленность преступника в основном выра­жена позитивным компонентом, негативная направленность ми­нимальна; лицо характеризуется легкомысленным отношением к социальным нормам, регулирующим поведение в обществе

4. преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается стойкими асоциальными взглядами лица, его асоциальными установками и ориентациями; ситуация соверше­ния преступления, как правило, создается самим лицом

1. Понятия «преступник» и «правонарушитель»:

1.полностью совпадают

2.частично совпадают

3.полностью не совпадают

2. Материальное положение личности преступника это:

1.социально-ролевое свойство

2.социально-демографическое свойство

3.социально-психологическое свойство личности преступника

3. Социально-деформированные убеждения личности преступника это:

1.уголовно-правовая характеристика личности преступника

2.уголовно-исполнительная характеристика

3.социально-психологическая характеристика

4.криминологическая характеристика

5. Определите тип преступника:Ранее судимый, неоднократно совершающий преступления, это:

1. «случайный» тип личности преступника

2. «ситуационный» тип

3. «неустойчивый» тип

4. «злостный» тип личности преступника

5. Наличие или отсутствие судимости является:

1.криминологической характеристикой личности преступника

2.социальной характеристикой

3.уголовно-правовой характеристикой личности преступника

6.Личность преступника это:

1. понятие юридическое

2. понятие социологическое

3. то и другое верно

4. понятие условное

7. Определите тип преступника:Лицо, впервые совершившее преступление, под воздействием неблагоприятных условий формирования и жизнедеятельности личности - это:

1.«случайный» тип личности преступника

2.«ситуационный» тип

3.«неустойчивый» тип

4.«злостный» тип личности преступника

Базовый учебник:

1. Криминология: учебник / Под редакцией В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. М.:Юристъ, 2006. -734 с.

Основная литература

1. Криминология: учебник для вузов / под ред. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2007. – 912 с.

2. Пенитенциарная криминология: учебник /под редакцией Ю.М.Антоняна, 9. А.Я. Гришко, А.П.Фильченко. – Рязань: Академия ФСИН России, 2009. – 567 с.

3. Криминология: курс лекций /под ред. В.Г, Гриба. – М.: Маркет ДС, 2010. – 352с. (Университетская версия)

4. Криминология: учебник для вузов / под редакцией Г.А. Авенсова. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2007. – 495с.

5. Криминология : учебник /под редакцией В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. – СПб.:Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.- 520 с.

6. Криминология : учебник для вузов / под редакцией В.Д. Малкова. – 3-е издание, перераб., и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008. – 528 с.

7. Криминология: учебное пособие /под ред. Г.И. Богуш – М.: Издательство Проспект, 2007. – 328с.

8. Криминология: учебное пособие для студентов вузов /под редакцией С.Я. Лебедева, М.Я. Кочубей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 519 с.

9. Криминология: учебное пособие / под ред. С.И. Курганова. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2009. – 183 с.

Дополнительная литература

1. Антонян Ю.М.. Еникеев М.И.. Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ. 1996.

2. Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимодействии с социальной средой: Сб. ВНИИ Прокуратуры РФ, 1992.

3. Личность преступника и исполнение уголовных наказаний / Отв. ред. Ю.М. Антонян. М., 1991.

4. Михлин А.С. Общая характеристика осужденных. М., 1991.

5. Познышев С. В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности, 2009. - 302 с.

6. Самойлюк Н.В. Криминологическая характеристика личности преступника / Рос.следователь 2009. № 13 с.21-25.

Вариант 5

Наши рекомендации