Особенности личности несовершеннолетних преступников

Несовершеннолетние правонарушители являются резервом армии преступников. Для несовершеннолетних характерно не только интенсивное физическое развитие, но и большие психологические сдвиги, заключающиеся в наличии ряда кризисных состояний, глубоких качественных изменений в деятельности личности, в восприятии ею жизненных явлений.

К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, черствость, сочетание жестокости и холодности, чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в себе, отказа от общепринятых норм поведения и подчинение себя случайным «кумирам», максимализма в оценках и неспособности к борьбе мотивов, к принятию аргументированных решений, упрямства и противодействия советам с внушаемостью, склонностью к индуцированию.

Для личности несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие признаки:

− отсутствие интереса к познавательной деятельности и связанная семейной и педагогической запущенностью. При этом, как правило, отмечается хорошая социальная ориентировка в сочетании с умением манипулировать другими людьми или использовать внешние обстоятельства в свою пользу;

− отсутствие способности к эмпатии (сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;

− стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и

труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне. может сопровождаться стремлением к замещению чувства пустоты и скуки состоянием измененного настроения, вызываемого алкоголем и другими психоактивными веществами;

− неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;

− пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм;

− чувство правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков; отсутствие глубоких личностных реакций с чувством вины за серьезные социальные последствия своих поступков;

− повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;

− раннее начало курения, ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков)

Классификация несовершеннолетних по мотивам преступления

- подростки, совершившие из корыстных побуждений

-из хулиганских побуждений

-по просоциальным мотивам

-по мотивам за прошлое поведение потерпевшего.

Причины и условия преступности несовершеннолетних

Причины– это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие.

специфические причины и условия, находящиеся в сфере социализации личности подростка: в семье, школе, трудовой, досуговой деятельности и др.

В сфере семьи и ближайшего окружения такими причинами являются:

- ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития; рост числа неблагополучных семей и разводов; снижение экономического благосостояния семьи; отказы от детей; формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей;распространение в семье алкоголизма, наркомании и криминальной идеологии и др.

В сфере образования: недостаточное стимулирование учеников к обучению; непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания; неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т. п.); отсутствие необходимой связи между семьей и школой в целях организации эффективного образовательного процесса и др.

В сфере трудовой деятельности:невозможность трудоустройства; низкая заработная плата; негативный социальный климат в трудовых коллективах и др.

В сфере досуга:отсутствие возможностей для полезного, развивающего времяпрепровождения; развал детских клубов и спортивных секций; культ насилия, насаждение субкультуры в средствах массовой информации; активизация деятельности деструктивных религиозных сект по вовлечению в свои ряды молодежи и т. д.

Условия преступности

- безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением несовершеннолетних констатируется не менее, чем в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних. Увеличению числа бездомных несовершеннолетних способствует вынужденная миграция населения, вызванная межнациональными конфликтами, увеличение числа неблагополучных семей. Пополняют ряды бездомных и выпускники детских домов.
- низкий уровень воспитательной работы образовательных учреждений. Во многом утрачены навыки индивидуальной работы с учащимися, контроля за их поведением и коррекции.

- распад системы общедоступного досуга. В результате полной коммерциализации сферы молодежного досуга он во многом приобрел «уличные» формы
- значительное увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии. Их криминальный риск оценивается специалистами в 3-5 раз выше, чем у сверстников.

Наши рекомендации