Ирландия после реставрации монархии в Англии. Второе ирландское восстание 1689—1691 гг

В Англии к концу 50-х годов идея реставрации монархии охватывала все более широкие круги буржуазии и нового дворянства. В стране нарастал новый революционный подъем, и эти классы в восстановленной монархии Стюартов рассчитывали найти прочное и сильное правительство, способное подавить революционные силы и обеспечить порядок на основе сохранения завоеваний революции.

В феврале 1660 г. командующий шотландской армией генерал Монк оккупировал Лондон и при поддержке вновь избранного парламента произвел реставрацию монархии Стюартов. Карл II по приглашению парламента вернулся в Англию. До возвращения в Англию в голландском городе Бреда он подписал так называемую Бредскую декларацию, в которой обещал предоставить амнистию всем участникам английской революции, свободу религии и гарантировал неприкосновенность всех земельных владений, приобретенных новыми владельцами за годы революции.

Значительная часть английских колонистов и офицерского состава армии в Ирландии не только разделяла, но и активно поддерживала реставраторские настроения в Англии. В их среде возник заговор с целью восстановить в Ирландии власть Карла II; его возглавлял англо-ирландский лорд Брогхилл, тайно поддерживавший связи с Ормондом и другими роялистами-эмигрантами. Когда стало известно о походе Монка в Лондон, заговорщики начали действия в Ирландии. Генерал Кут внезапно атаковал Дублин и через несколько дней взял его; в ряде других городов произошли выступления под лозунгом верности Карлу II.

С реставрацией монархии английский парламент потерял свою самостоятельность в управлении Ирландией, так как были восстановлены все прежние порядки управления ею. Вновь стал созываться ирландский парламент. Королевским наместником был назначен граф Д.Ормонд, вернувшийся из эмиграции наряду с другими крупными лидерами роялистов. Государственной церковью была объявлена англиканская.

Вместе с тем в стране обострилась борьба между католиками из англо-ирландской знати и новыми землевладельцами из английских авантюристов, офицеров и солдат Кромвеля. Англо-ирландские лорды рассчитывали получить обратно все свои прежние, конфискованные в период республики владения в награду за их верность Стюартам. Всю вину за «резню» протестантов в 1641—1642 гг. они возлагали на «коренных ирландцев». В то же время при Карле II все главные правительственные должности в Ирландии оставались в руках английских колонистов и их сторонников из англо-ирландцев, все законы против католиков сохраняли свою силу, всякие собрания допускались только с разрешения властей, пресекались попытки католиков непосредственно через своих доверенных лиц связаться с Карлом II. В ноябре 1660 г. появилась королевская прокламация об аресте ирландских мятежников и обеспечении безопасности земельных владений англичан.

Эта прокламация свидетельствовала о том, что Карл в соответствии с обещаниями, данными в Бредской декларации, не собирался вознаграждать всех ирландских католиков за верность возвращением конфискованных у них земель. «Мою справедливость я должен оказывать вам всем, но моя благосклонность должна быть отдана моим протестантским подданным», — говорил он ирландским католикам. В соответствии с этим Тайный совет короля в Лондоне начал разрабатывать проект нового закона о земельном «устроении» Ирландии, руководствуясь при этом стремлением закрепить собственность авантюристов, офицеров и солдат на земельные участки, которые они получили при Кромвеле, а также выявить роялистов, достойных вознаграждения ирландской землей.

В 1662 г. ирландский парламент принял «Акт об устроении Ирландии». В нем осуждалось Ирландское восстание 1641 г., а также образование Ирландской конфедерации. Поэтому Карл II принимал на себя обязательства английского государства перед всеми, кто «дал свои деньги или имущество или рисковал своей жизнью», чтобы подавить Ирландское восстание. Карл объявлялся собственником всех земель в Ирландии, в том числе конфискованных после ее завоевания Кромвелем, и признавал права на земельные владения всех кредиторов по ирландскому займу, а также кромвелевских солдат и офицеров, за исключением тех владений, которые принадлежали прежде церкви. Паписты разделялись на «виновных» и «невиновных».

Виновными считались все, кто принял участие в этом восстании до перемирия 1643 г., кто примкнул к папскому нунцию (т.е. Риннуччини) или к Ирландской конфедерации до «Ормондова мира» 1646 г Возвращение земель им не предусматривалось. Все остальные участники войны в Ирландии — католики или протестанты — после заключения мира 1646 г. считались сторонниками короля и объявлялись «невиновными». Они должны были получить прежние поместья, а авантюристам и солдатам, к которым эти поместья перешли после кромвелевского «устроения», полагалось возмещение другими, но равноценными землями. Возвращались поместья всем, кто служил королю и в эмиграции, однако только после того, как будут вознаграждены новые владельцы из авантюристов и солдат. Более 30 сторонников короля в знак особой его милости восстанавливались в своих правах на поместья. Карл II вознаградил Ормонда, пожаловав ему 130 тыс. акров земли; его доходы, составлявшие до Ирландского восстания 7 тыс.ф.ст. в год, возросли до 80 тыс.ф.ст. Он также подарил герцогу Йоркскому, своему брату и будущему английскому королю Якову II, 120 тыс. акров земель, конфискованных главным образом у тех, кто был причастен к казни Карла I. Все владения этого герцога в Ирландии насчитывали более 169 тыс. акров и находились в 16 графствах.

Проведение в жизнь нового земельного законодательства было возложено на наместника, специальных комиссаров и на «суды по претензиям», разбиравшие все дела, связанные с осуществлением нового «устроения».

Разумеется, акт 1662 г. не удовлетворил роялистов, как католиков, так и протестантов, и борьба между ними и новыми владельцами поместий обострилась. В конце концов, правительство и парламент сделали еще одну уступку прежним колонистам за счет католиков. В 1665 г. был принят «Акт объяснения», в котором уточнялись ограничения возврата земель католикам, установленные актом 1662 г., и объявлялось о прекращении разбора всех претензий о возврате земель

В результате нового «устроения» Ирландии, проведенного при Карле II, из 12,5 млн. акров полезных земель в 1675 г. кромвелевские колонисты имели 4,5 млн. акров, восстановленные в своих владениях после реставрации Стюартов — более 2,3 млн. акров (из них около 1,2 млн. принадлежало лицам, признанным «невиновными»). Еще 3,9 млн. акров оставались у колонистов-протестантов, получивших поместья при Тюдорах и первых Стюартах. Таким образом, земельные владения колонистов-протестантов в Ирландии составляли более s полезных земель и превышали владения католиков более чем в 3 раза, хотя численность их была в 2,5 раза меньше численности католиков. Реставрация монархии в Англии, хотя и привела к некоторому увеличению землевладения ирландских роялистов, главным образом из англо-ирландских лордов, не внесла существенных изменений в распределение земли в Ирландии, произведенное в результате английской буржуазной революции.

Английский парламент 1660 г. подтвердил изданные во время революции акты об отмене рыцарского держания и ликвидации Палаты по делам опеки, ведавшей всеми феодальными поборами короны с ее вассалов — дворян. Ирландский парламент с согласия Карла II принял аналогичные акты по отношению к землевладельцам в Ирландии. Таким образом, крупные землевладельцы в Ирландии, как и их коллеги в Англии, освободились от поземельной зависимости от короны и от всех обязанностей в пользу короля. Они, как говорит Маркс, «присвоили себе современное право частной собственности на поместья, на которые они имели лишь феодальное право...»

За эту королевскую милость (завоеванную английской революцией) ирландский парламент разрешил короне введение ряда новых налогов и поборов, возместив, таким образом, за счет ирландских крестьян и других слоев народа потерю ею доходов.

В то же время парламент в Дублине не предоставил права буржуазной собственности на их земельные участки ирландским крестьянам. Его акты об отмене рыцарского держания по существу законодательно оформили господство лендлордизма при мелкой кабальной аренде бедных крестьян.

Кроме того, английский парламент особым актом в 1666 г. запретил вывозить в Англию ирландский скот, составлявший важнейшую статью экспорта Ирландии. А за пять лет до этого он объявил государственным преступлением вывоз в другие страны (кроме Англии) ирландской шерсти — важнейшего сырья для английской суконной промышленности. По-прежнему всячески ограничивалось развитие сукноделия в Ирландии. Все это привело к разорению ирландских крестьян и свидетельствовало о подчинении ирландской экономики английской.

Ограбленные и разоренные в годы английской революции и реставрации ирландские крестьяне влачили жалкое существование. Уильям Петти в своей книге о положении Ирландии в 1672 г. приводит яркие факты, показывающие бедствия народа. «Шесть ирландцев из восьми, — пишет он, — живут в лачугах, в которых нет ни дымовой трубы, ни дверей, ни лестниц, ни окон, питаются они главным образом молоком и картофелем». Ирландские крестьяне во второй половине XVII в. фактически вели натуральное хозяйство. Они, сообщает Петти, не покупают у других продукты (за исключением табака), носят одежду, которая производится из шерсти, снятой с их собственных овец и выпряденной ими самими, их башмаки ... стоят лишь четвертую часть стоимости пары английских башмаков». Пропитание каждого члена семьи ирландского крестьянина в стоимостном выражении сводилось всего к 1 пенсу в день. Картофель стал символом бедности ирландского крестьянина. Завезенный в конце XVI в. в Ирландию из Америки колонистом Манстера Уолтером Рэли, этот неприхотливый продукт получил широкое распространение среди ирландских крестьян в годы реставрации как заменитель овса и других злаков, которые они сеяли с древнейших времен. Таков был итог английского завоевания Ирландии, такой ценой создавались условия для бурного развития капитализма в это время в соседней Англии.

В результате в стране не прекращались выступления отрядов тори, состоявших главным образом из крестьян, боровшихся против гнета лендлордов. Хотя тори поддерживала часть ирландской знати, добивавшаяся с приходом Стюартов к власти возврата своих земель, в целом они вели народно-освободительную борьбу. Именно крестьяне не только пополняли ряды тори, но и помогали им продовольствием и одеждой, укрывали их, сообщали о противнике.

Акт Карла II об устроении Ирландии, в высшей степени «благоприятный для протестантов», вызвал серьезное недовольство среди землевладельцев-католиков. Петти говорит, что старое разделение на англичан и ирландцев, папистов и протестантов превратилось в разделение между партией получивших конфискованную землю и партией потерявших ее, при этом «ирландцы, получившие землю в результате реставрации, по-видимому, держат сторону тех, кто был лишен земли». По указанию из Лондона Ормонд усилил преследования католиков. Особой прокламацией ответственность за выступления тори была возложена на их родственников и приходских священников, закрывались католические церкви, стали казнить или выселять католиков, широко используя при этом лжесвидетельства.

После смерти в 1685 г. Карла II на английский престол вступил Яков II, ярый католик, сторонник реставрации абсолютизма в Англии. Он старался превратить Ирландию в опору абсолютизма, использовав для этого поддержку англо-ирландских лордов из католиков. При нем была увеличена ирландская армия под командованием англоирландских лордов. В судах, в армии, в магистратах, в королевской администрации протестантов заменили католиками. Однако среди сторонников Якова были радикальные элементы, заявившие, что «акты об устроении должны быть отменены, а землевладельцы 1641 г. восстановлены в правах». Наместник Ирландии граф Тирконнел даже призывал вернуть Ирландию к положению «до закона Пойнингса и реформации Генриха VIII». Около 2400 семей протестантов, спасаясь от репрессий, эмигрировали в Англию и Голландию.

Как известно, попытки Якова II восстановить в Англии абсолютизм и католичество вызвали широкое недовольство среди буржуазии и нового дворянства.

Оппозиционные режиму Якова II силы обратились к Вильгельму Оранскому — штатгальтеру Голландской республики, мужу дочери Якова II протестантки Марии, с предложением предпринять вооруженную интервенцию в Англию в защиту протестантизма. 19 октября 1688 г. Вильгельм с большим флотом и 15-тысячной армией, состоявшей из солдат-наемников, высадился в Англии. Будучи поддержан большинством знати и буржуазии, он добился победы.

Яков II в декабре этого года бежал во Францию. Получив от Людовика XIV деньги, амуницию и отряд французских солдат, 12 марта 1689 г. он высадился в Ирландии, в Кинсейле, рассчитывая с помощью верных ему ирландских католиков свергнуть Вильгельма. В стране началось Второе ирландское восстание, во главе которого стоял сам король.

Протестанты Ирландии сразу же приняли сторону Вильгельма. Центром протестантских сил сопротивления Якову II стал север Ольстера, прежде всего г. Дерри. Туда, под защиту мощных городских стен, собрались английские колонисты этого края. В декабре 1688 г. к городу подошли отряды якобитов (так называли католиков — сторонников Якова II), но горожане отказались впустить католические войска и стали обороняться. Три месяца длилась эта осада. Чтобы осажденные не получали помощи с моря, было перегорожено устье реки Фобл, на которой стоит этот город. Но после того как в июле 1689 г. груженные продовольствием три корабля из Англии прорвались в город, якобиты сняли осаду и покинули Ольстер.

Однако среди якобитов не было единства. Яков и англичане-роялисты видели цель борьбы в победе над Вильгельмом и восстановлении в Англии абсолютизма при сохранении английского господства в Ирландии. Другая часть якобитов — католики из англо-ирландцев и ирландцев стремились к освобождению Ирландии от английского господства. Эти расхождения проявились и в ирландском парламенте, созванном Яковом в мае 1689 г. и получившем название «патриотический парламент». В отличие от парламентов, созываемых Карлом II, где большинство составляли протестанты, в этом парламенте из 230 членов палаты общин 2/3 были католики, главным образом англо-ирландцы. Специальным актом было провозглашено, что решения английского парламента и судов не обязательны для Ирландии, однако закон Пойнингса, поставивший ирландский парламент под контроль английского короля, не отменялся. Не было удовлетворено и требование радикально настроенных католиков о восстановлении господства католической церкви и возвращении ей собственности. Но большинство членов парламента, следуя идее свободы вероисповедания, приняло акт об уплате католиками десятины католическим священникам. Это же большинство, вопреки колебаниям короля и его сторонников, отменило акты об «устроении» Ирландии, принятые при Карле II, что предполагало возвращение всем католикам земель, конфискованных у них после завоевания Ирландии Кромвелем. Специальные суды должны были рассматривать дела о возвращении земель, предусматривалась также компенсация другими землями, главным образом из конфискованных угодий сторонников Вильгельма. Парламент объявил изменниками более 2 тыс. сторонников Вильгельма, разделил их по степени виновности на четыре разряда, соответственно определив их наказания, в том числе и конфискацию земель.

Поскольку армия якобитов состояла из плохо обученных, недисциплинированных, недавно набранных солдат, пришлось ее усилить семитысячным отрядом из Франции, прибывшим в обмен на ирландских солдат (5800 человек), отправленных на службу Людовику XIV. Вновь начались военные действия. В июне 1690 г. Вильгельм Оранский высадился с 36-тысячной армией в Каррикфертусе. Произошло сражение на р. Бойн. Армия Вильгельма состояла из закаленных в боях наемников, количественно превосходила противника в 2 раза, имела 40 тяжелых орудий (у Якова было только 12). Это решило исход сражения. Сам Яков, узнав, что армия Вильгельма переправилась через реку, отдал приказ отступать и ускакал в Дублин. Оттуда он направился в Уотерфорд, погрузился на корабль и бежал во Францию.

Вильгельм вступил в Дублин, затем легко овладел Ольстером и Ленстером. Войска якобитов отошли за р. Шаннон и закрепились в г.Лимерик, удерживая в своих руках мост через Шаннон у о-ва Атлон. Вильгельм не смог взять Лимерик и вскоре возвратился в Англию. И война с якобитами продолжалась. Опасным противником англичан оставались и отряды тори, активность которых возросла. Однако события в Европе потребовали от Вильгельма закончить ирландскую кампанию до наступления зимы и перебросить свои войска на континент. Среди якобитов также возобладало мнение сторонников переговоров, и 3 октября 1691 г., через месяц после начала осады Лимерика, был подписан мирный договор, в котором католики добились почетной для себя капитуляции.

По Лимерикскому договору солдатам и офицерам разрешалось отправиться в другие страны для поступления на военную службу. Ирландские католики соглашались сдать королевской армии г. Лимерик и занятые ими территории в графствах Лимерик, Клер, Керри, Корк, Слайго и Мейо на условиях, излагавшихся в 13 статьях договора. Всем католикам Ирландии гарантировались свобода вероисповедания и все привилегии, которыми они пользовались при Карле II. Всем жителям Лимерика и других территорий, занятых ирландскими войсками, всем офицерам и солдатам армии Якова II, подчинившимся Вильгельму, гарантировалась собственность на их поместья, права, титулы и привилегии, должности и занятия, которые они имели при Карле II, однако с условием принести новому королю Англии клятву верности, установленную английским парламентом в первый год царствования Вильгельма. Особой статьей оговаривалось, что клятва для католиков должна быть только такой, «но не другой», что означало освобождение от обязанности приносить несовместимую с их религией клятву признания церковной супрематии короля. Каждому аристократу и джентльмену—католику разрешалось иметь лошадь, меч, пистолеты и другое огнестрельное оружие, необходимое «для защиты или охоты».

В Лимерикском договоре ничего не говорилось о крестьянах. Однако под словом «защита», для которой землевладельцам-католикам разрешалось иметь в поместьях оружие, подразумевалась и защита от крестьянских выступлений.

С заключением Лимерикского договора закончился многовековый период английского завоевания Ирландии, принесший ирландскому народу неисчислимые бедствия и страдания, и начался период английского господства над побежденной, но не смирившейся страной.

Наши рекомендации