Понятие, предмет, метод и источники административного права. Структура Кодекса РФ об административных правонарушениях

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения).

Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами. Управленческая деятельность, которая регламентируется административно-правовыми нормами, является основным средствомпрактической реализации исполнительной власти.

Административное право представляет собой систему правовых норм, которые:

§ регулируют отношения в сфере организации и функционирования публичного управления (государственного управления, местного самоуправления), в области действия органов исполнительной власти (организация и система управления, формы и методы осуществления управленческих действий, система и структура органов исполнительной власти, исполнение административных регламентов);

§ определяют порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (например, принятие административных актов, заключение административных договоров);

§ создают гарантии судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (нормативных правовых актов) и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих посредствомадминистративного судопроизводства, осуществляемого судами обшей юрисдикции, арбитражными и военными судами;

§ устанавливают многочисленныеадминистративно-правовые режимы, обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность;

§ определяют виды административного принуждения за «отрицательные» результаты управления (противоправное управление), неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также устанавливают ответственность за совершение правонарушений в различных областях управления (ответственность органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; административная ответственность физических и юридических лиц);

§ обеспечивают права, свободы и законные интересы как граждан, так и юридических лиц.

Метод правового регулирования - способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Для административного права характерны следующие методы правового регулирования:

• метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому);

• метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления);

• метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении);

• метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора).

Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений заключается в следующем:

установление определенного порядка действий - предписание к действию в определенных условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей административно-правовой нормой;

запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;

предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения;

предоставление возможности совершать либо не совершать действия,

предусмотренные административно-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.

Источники административного права — это норматив­ные правовые акты, содержащие нормы административ­ного права.

К источникам административного права относятся:

  • Конституция РФ;
  • федеральные законы;
  • кодексы (КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, Градо­строительный кодекс РФ и т. д.);
  • законы субъектов РФ;
  • Указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • международные договоры, межгосударственные со­глашения.

Конституция РФ закрепляет основополагающие по­ложения и принципы административного права. Нормы административного права содержатся также в федераль­ных законах. Например, Федеральный конституционный закон «О правительстве РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов РФ», Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выборе места пребывания и жительства в пределах РФ», Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» и др.

Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города феде­рального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулиро­вание, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Указы и распоряжения Президента РФ, содержащие нормы административного права, относятся к источникам административного права. Например, Указ Прези­дента РФ «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ «Об Ад­министрации Президента РФ», Указ Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» и др.

На основании и во исполнение Конституции РФ, фе­деральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряже­ния. Постановление Правительства РФ «О Правитель­ственной комиссии по проведению административной реформы», постановление Правительства РФ «Порядок привлечения граждан к охране Государственной границы РФ», постановление Правительства РФ «Об утверж­дении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ», постанов­ление Правительства РФ «Об утверждении Правил реги­страции и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за реги­страцию».

Особенностью Кодекса является то, что он сочетает в себе как материальные нормы, так и процедурные и процессуальные. Он состоит из пяти разделов, включающих в себя 32 главы, которые содержат более 600 статей. Точное количество статей на момент принятия КоАП РФ составило 616. В связи с постоянно осуществляющимися процедурами внесения в КоАП РФ с изменений и дополнений это число увеличивается.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Особенная часть.

Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях.

Раздел V. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

51.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым, поскольку лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных послелствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае — в форме небрежности.

Виды административного правонарушения

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5, ст. 5.1-5.44

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6, ст. 6.1-6.14).

3. Административные правонарушения в области охраны собственности (глава 7, ст. 7.1-7.28).

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8, ст. 8.1-8.40). Эти правонарушения, в частности, включают: несоблюдение экологических требований

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9, ст. 9.1-9.14).

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10, ст. 10.1-10.14).

7. Административные правонарушения на транспорте (глава 11, ст. 11.1-11.29).

8. Административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12, ст. 12.1-12.36).

9. Административные правонарушения в области связи и информации (глава 13, ст. 13.1-13.24).

10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14, ст. 14.1-14.25).

11. 11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15, ст. 15.1-15.26).

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (глава 16, ст. 16.1-16.22

13. 13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (глава 17, ст. 17.1-17.13).

14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (глава 18, ст. 18.1-18.14).

15. Административные правонарушения против порядка управления (глава 19, ст. 19.1-19.25).

16. .Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20, ст. 20.1-20.27).

17. Административные правонарушения в области воинского учета (глава 21, ст. 21.1-21.7).

52.

Административная ответственность — вид юридической ответст­венности, которая выражается в применении уполномоченным орга­ном или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

В целом основные черты административной ответственности сво­дятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается как за­конами, так и подзаконными актами, либоих нормами об адми­нистративных правонарушениях. Следовательно, она имеет собствен­ную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответст­венности образуют самостоятельный институт административного пра­ва. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная — законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавлива­ющими особенность положения отдельных категорий рабочих и слу­жащих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административного права;

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной — преступление; дис­циплинарной — дисциплинарный проступок; материальной — причи­нение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — фи­зические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснован­на ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и . т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершен­нолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности;

в) за административные правонарушения предусмотрены адми­нистративные взыскания. За преступления — уголовные наказания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания. Ма­териальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

г) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголов­ные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — орга­нами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной вла­стью и в пределахих компетенции; меры материальной ответствен­ности — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях — в административном порядке;

д) административные взыскания налагаются органами и должно­стными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисципли­нарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должност­ным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

е) применение административного взыскания не влечет судимос­ти и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считает­ся имеющим административное взыскание в течение установленного срока;

ж) меры административной ответственности применяются в соот­ветствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рас­сматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законода­тельством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавли­вающими порядок дисциплинарного производства; дела о материаль­ной ответственности — как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Административное наказание является превентивной мерой и имеет преимущественно профилактические цели и, по нашему мнению, раннее используемый термин « административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

§ предупреждение;

§ административный штраф;

§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

§ административный арест;

§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;

§ дисквалификация;

§ административное приостановление деятельности.

Производство по делам об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

  1. всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;
  2. разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
  3. обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;
  4. выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
  • рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Экологическое право рассматривается как отрасль права, как наука, как учебная дисциплина.

Экологическое право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды, а также рационального использования обществом в целом и отдельными его членами природных ресурсов.

Предмет экологического права – совокупность общественных отношений, возникающих в области охраны и использования природных ресурсов в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, урегулированная эколого-правовыми нормами.

Метод экологического права – система приемов регулирования общественных отношений по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Метод эк. права имеет несколько элементов:

– метод экологизации (суть заключается во внедрении во все отношения человека и природы принципа рациональности использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды для будущих поколений). Данный метод реализуется путем закрепления в законодательстве наиболее значимых направлений охраны окружающей среды; ответственности за экологические правонарушения; правил природопользования; прав и обязанностей экологопользователей;

– административно-правовой метод (строится на отношениях власти-подчинения и заключается в предоставлении органам государства некоторых прав и преимуществ в регулировании экологических отношений). В настоящее время данный метод применяется с большими ограничениями, поскольку практика в предыдущие годы показала его нецелесообраз ность и неэффективность;

– гражданско-правовой метод (основывается на равенстве участников экологических правоотношений, неприкосновенности собственности, гарантированности защиты нарушенных прав). Данный метод находит все большее применение в настоящее время, в связи с переходом от административно-командной к рыночной экономике и экономическому регулированию экологических отношений.

Нормирование качества окружающей природной среды производится для установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной Деятельности.

Разработанные и утвержденные в установленном порядке нормативы выступают в качестве стандартов. Основным правовым документом является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», которым установлены нижеследующие нормативы.

Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ,а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ,а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы. Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливают для каждого источника её загрязнения при условии, что выбросы вредных веществ от него и от совокупности других источников города или других населенных пунктов, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию загрязнителей, превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира. Они устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ. Если в воздухе городов и других населенных пунктов концентрация вредных веществ превышает ПДК, а значение ПДВ, по причинам объективного характера, в настоящее время не может быть достигнуто, вводятся поэтапные снижения выбросов. Таким образом на каждом этапе для обеспечения величин ПДВ устанавливают временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ) на уровне выбросов предприятий с наилучшей технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам (ГОСТ 17.2.3.02-78). Аналогичным образом разрабатываются нормативы по предельно допустимым сбросам (ПДС) и временно согласованным сбросам (ВСС) в водные объекты.

Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, вибрации, полей или иных вредных физических воздействий.Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.

Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения.Данные нормативы устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.

Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве.Указанные нормы устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.

Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.Они устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Экологические требования к продукции.Они устанавливаются для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Данные требования должны обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду.Они устанавливаются с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Нормативы санитарных и защитных зон.Они устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других воздействий.

57Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.

Особенность уголовного права заключается и в том, что только уголовный закон устанавливает нормы уголовного права: определяет преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.Уголовный закон – единственный источник уголовного права, никакие иные правовые акты или судебные решения не могут устанавливать нормы уголовного права.

Статья 1 УК (ч. 1) гласит: «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс».

Юридическим основанием уголовного законодательства является Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права (ч. 2 ст. 1 УК). Принятие нового Уголовного кодекса обусловлено стремлением привести российское законодательство в соответствие с общепризнанными международно-правовыми нормами, КонституциейРФ, а также с качественными изменениями, происшедшими за послереформенный период в политической, экономической и социальной сферах жизни общества и государства. Беспрецедентный рост преступности, сопровождающийся появлением новых криминальных проявлений, особенно в сфере экономики, все возрастающие масштабы организованной преступности явились объективными причинами изменения уголовного законодательства.

Уголовный кодекс представляет собой систематизированное изложение норм уголовного права. Он состоит из двух частей: Общей и Особенной, объединяющих 12 разделов, 34 главы и 360 статей.

В Общей части излагаются руководящие принципы и общие положения уголовного права, в Особенной – даются определения конкретных преступлений и указываются виды и размеры наказаний за соответствующие преступления. Общая и Особенная части взаимосвязаны и представляют неразрывное единство: нельзя применить норму Особенной части УК, не обратившись к Общей части.

Общая и Особенная части УК РФ подразделяются на разделы и главы, а последние, в свою очередь, – на статьи, содержащие уголовно-правовые нормы. Статьи Общей части УК – это нормы-определения, они устанавливают и закрепляют понятия преступления, условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. По-иному построены нормы Особенной части: здесь, как правило, различаются две составляющие части – диспозиция (дается определение конкретного преступления) и санкция (указывается вид и размер наказания за данное преступление); гипотеза – условие, при котором действует данная норма, как правило, не выделяется.

В Общей части уголовного закона регламентируется действие уголовного закона в пространстве и времени.

Действие уголовного закона в пространстве определяется по территориальному принципу (ст. 11 УК) и по принципу гражданства (ст. 12).

58Преступление– виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Данное определение является формально-материальным и дается вст. 14 Уголовного кодекса РФ.

Признаки преступления – основные черты, которые в совокупности формируют понятие преступления. Для того чтобы деяние было признано преступлением, оно должно обладать следующими признаками

Классификация преступлений – деление всех преступлений в зависимости от их общественной опасности на различные категории. Критерием классификации выступает общественная опасность.

Категории преступлений: небольшой тяжести; средней тяжести; тяжкие; особо тяжкие.

Признаки преступления: Общественная опасность совершенного деяния. Противоправность деяния. Виновность лица, совершившего это деяние. Уголовная наказуемость.

Классификация преступлений: 4 группы преступлений (статья 12 УК): Это преступления, не представляющие большой общественной опасности. Менее тяжкие. Тяжкие. Особо тяжкие.

59Состав преступления – это совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

Объективные (внешние) признаки состава преступления характеризуют объект и объективную сторону преступления. Субъективные (внутренние) признаки – субъекта и субъективную сторону преступления.

Состав преступления структурно состоит из четырех элементов:

— объкта;

— объективной стороны;

— субъекта;

— субъективной стороны.

1. Объект преступления – это то, на что посягает преступление.

2. Объективная сторона преступления характеризует деяние (действие или бездействие), посредством которого совершенно преступление. К объективной стороне относятся также последствия преступного деяния и причинная связь между деяниемвиновного лица и наступившими последствиями.

3. Субъект преступления – лицо, совершившее преступление.

4. Субъективная сторона преступления, характеризуется виной лица, совершившего преступление.

В зависимости от степени обобщенности признаков существуют следующие виды состава преступления:

1. Состав конкретного преступления – характеризуется признаками, общими для деяний, отражаемых понятием определенного вида преступлений.

2. Родовой состав – характеризуется признаками, общими для определенной группы преступлений.

3. Общий состав преступления – характеризуется признаками, которыми обладают составы всех преступлений.

Исходя из характера и степени общественной опасности конкретные составы преступлений подразделяются:

a) Основной (или простой) состав преступления (без дополнительных признаков).

b) Квалифицированный состав (с дополнительными отягчающими обстоятельствами).

c) Особо квалифицированный состав (с дополнительными обстоятельствами особо отягчающими ответственность).

d) Привилегированный состав (со смягчающими вину обстоятельствами).

Составы преступления по характеру их структуры, по способу их описания можно подразделить на простые и сложные.

Простой состав содержит признаки, характеризующие какое-либо одно преступление, посягающее на один определенный объект (убийство, кража).

Сложные составы подразделяются на составные, альтернативные, составы с двумя действиями, двумя формами вины, двумя объектами.

Согласно ст. 32 УК РФ соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Законодательное определение понятия соучастия в преступлении позволяет выделить некоторые его признаки как объективного, так и субъективного характера. К числу таких признаков относятся:

- Участие в совершении преступления двух или более лиц. При этом необходимо учитывать, чтобы все лица были вменяемы и достигли установленного для уголовной ответственности возраста.

- Соучастие в преступлении по уголовному закону предусматривает совместное участие лиц в совершении преступления. При этом деятельность каждого должна быть направлена на совершение этого преступления и достижения единого для всех преступного результата, то есть между действиями каждого соучастника и общим преступным результатом имеется причинная связь.

- Одним из основных признаков соучастия является умышленная деятельность всех участвующих в преступлении лиц. Умышленная форма вины в соучастии проявляется во взаимной осведомленности каждого соучастника о совершаемом преступлении и согласованности действий соучастников.

Формы соучастия характеризуются различием степени согласованности поведения соучастников преступления и их организованности. Различают четыре формы соучастия:

1) группа лиц, без предварительного сговора;

2) группа лиц с предварительным сговором;

3) организованная группа;

4) преступное сообщество.

Группа лиц без предварительного сговора - это наименее опасная и в то же время самая малораспространенная форма соучастия, с минимальной степенью согласованности, что обусловлено невозможностью сговора до момента начала преступления.

Группа лиц с предварительным сговором характеризуется наличием предварительного соглашения между соучастниками, которое состоялось заранее, до начала его совершения.

Организованная группа отличается от группы лиц с предварительным сговором организованностью и устойчивостью, и представляет собой более опасную разновидность соучастия.

Организованность выражается, прежде всего, наличием распространения ролей соучастников на протяжении всей преступной деятельности.

Устойчивость заключается: а) в относительно длительном периоде существования; б) в постоянстве состава соучастников.

Преступное сообщество (преступная организация) является наиболее опасной формой соучастия. При этом преступление признается совершенным преступным сообществом, если оно совершено лицами, объединившимися в устойчивую и сплоченную организацию, созданную для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданных в тех же целях.

61Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений.

За совершенное преступление виновное лицо привлекается к уголовной ответственности. Уголовная ответственность - это один из видов юридической ответственности, при которой к виновному лицу суд применяет государственное принуждение в форме наказания. Наказание - это особая мера государственного принуждения за совершенное преступление, т.е. кара за совершенное деяние.

Наши рекомендации