Пределы действия нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени
Пределы действия представляют собой технико-юридические параметры акта, показывающие границы его регулятивного воздействия.
В отношении каждого нормативно-правового акта определяются:
• временные пределы - действие нормативно-правовых актов во времени;
• территориальные (пространственные) пределы - действие нормативно-правовых актов в пространстве;
• субъектные пределы - действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Иными словами, перед тем как применять нормы права, для каждого нормативного
акта необходимо определить когда, где и на кого он распространяется.
Указанные пределы действия нормативно-правовых актов взаимосвязаны между собой, они определяются в той последовательности, в какой были перечислены выше, причем каждый последующий параметр определяется исходя из предыдущего.
Время действия нормативно-правового актаявляется основным параметром, без которого остальные роли не играют. Время действия акта определяется двумя моментами:
• вступление акта в силу;
• утрата актом юридической силы.
Нормативно-правовой акт считается действующим от момента вступления в юридическую силу и до момента утраты им юридической силы.
Вступление нормативно-правового акта в силу определяется либо в самом акте, либо в специальном документе, касающемся этого акта, либо же, если этого не сделано, действуют общие правила вступления акта в силу, предусмотренные законодательно.
Вступление нормативного акта в силу определяется следующими способами:
• указанием на точную дату;
• увязывается с каким-либо фактом, с наступлением каких-либо событий (например, нормы Гражданского кодекса РФ, касающиеся земельных отношений, вступят в силу после принятия и официального вступления в силу Земельного кодекса РФ);
• увязывается с моментом официального опубликования. В этом случае акты вступают в силу
• либо с момента опубликования;
• либо по истечении какого-то времени с момента опубликования;
• в случае, если никакой из вышеназванных способов не был использован, действуют общие правила вступления нормативных актов в силу.
Общие правила вступления нормативных актов в силу зависят от того, к какому виду актов относится данный документ. Эти правила регламентированы законодательством.
В отношении законов действуют правила, установленные Федеральным Законом РФ от 14.06.94 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (Собрание законодательства РФ. № 8, от 20.06.94, ст. 801) с последующими изменениями[21].
Согласно указанным нормативным актам, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу.
В отношении актов Президента РФ и Правительства РФ действуют правила, установленные:
• Указом Президента РФ от 23.05.96 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ; 27.05.96; № 22; ст. 2663) с последующими изменениями[22];
• Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями от 11.12.97 г., 6.11.98 г., 11.02.99г.).
Перечисленные акты не исчерпывают всех вопросов опубликования и вступления в силу нормативных актов различных видов, но являются основными по этим вопросам.
Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их официального подписания.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ и официальному опубликованию. В противном случае они не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на них нельзя ссылаться при разрешении споров (п. 10 Указа Президента РФ № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ...").
Общие правила вступления в силу нормативных актов всегда связаны с моментом официального опубликования. Официальным опубликованиемпризнается первое помещение полного текста нормативно-правового акта об официальном издании для всеобщего сведения.
Согласно Конституции РФ (ст. 15) неопубликованные для всеобщего обозрения законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, на территории РФ не применяются.
Официальными изданиями(источниками официального опубликования) являются:
• для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ и Правительства РФ -"Российская газета", "Парламентская газета" и Собрание законодательства РФ;
• для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и обязанности граждан - "Российская газета" и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
• для отдельных видов нормативных актов законодательно могут предусматриваться особые источники официального опубликования (например, "Вестник Центробанка РФ" для актов Центробанка РФ).
Прекращение действия нормативно-правовых актов(утрата актами юридической силы) осуществляется следующими способами:
• прямая отмена НПА (издается документ, который официально отменяет действие одного или ряда актов, например, ст. 10 ФЗ РФ от 14.06.94 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов..." гласит: "Признать утратившими силу: Закон РСФСР от 13.07.90 г. "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов, Верховным Советом РСФСР и их органами");
• фактическая отмена (по тем же вопросам принимаются новые правила регулирования, хотя формально предыдущие акты и не отменялись);
• истечение срока действия нормативно-правового акта (действует в отношении нормативных актов временного действия).
По общему правилу законы обладают прямым действием, т.е. распространяются на общественные отношения, которые возникают после вступления закона в силу (иными словами, действуют на будущее).
Общее правило действия закона во времени: закон обратной силы не имеет.
Обратная сила закона(ретроактивность) - это распространение действия норм данного закона на юридические факты, возникшие до его вступления в юридическую силу. В качестве исключения из общего правила ретроактивностью обладают:
• законы, отменяющие и смягчающие юридическую ответственность;
• законы, в самом тексте которых говорится о том, что нормы данного закона имеют обратную силу.
Помимо ретроактивности, с точки зрения действия закона во времени существует и такое явление, как ультраактивность(переживание закона) - продолжение действия норм закона после его отмены.
Это возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.