Цель государственного экзамена | Междисциплинарный государственный экзамен направлен на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденцияи магистерской программе: «Юридическая деятельность в органах государственной и муниципальной власти» (далее магистерской программе). Междисциплинарный государственный экзамен направлен на проверку наличия у выпускников комплекса полученных в ходе освоения учебных дисциплин и прохождения практики знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности в федеральных и региональных органах государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), органах местного самоуправления, юридических службах, департаментах, отделах различной юридической направленности, государственных и муниципальных учреждениях и организациях, учебных заведениях, включая высшие, научно-исследовательские учреждения, в качестве государственного гражданского служащего, муниципального служащего, специалиста, консультанта, эксперта, правозащитника, научного сотрудника и т.д. |
Знания, умения, навыки, оцениваемые в процессе проведения государственного экзамена | По итогам междисциплинарного государственного экзамена выпускник должен: Знать: -систему, особенности и классификацию государственно-правовых норм, институтов и отношений, методы их правового регулирования, а также иерархию источников национального права Российской Федерации в зависимости от принятой в стране системы права; - понятие, источники, историю развития и методологию науки конституционного права, а также основные наиболее актуальные проблемы отечественного государствоведения; - понятие, сущность и содержание политических, экономических и социальных основ конституционного строя Российской Федерации; - государственно-правовые механизмы обеспечения гарантированности, охраны и защиты личных, социально-экономических и политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации; - понятие, принципы, особенности, основные закономерности и тенденции становления и развития российского федерализма, а также конституционные основы системы организации государственной власти субъектов Российской Федерации; - понятие, принципы избирательного права, особенности, преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, актуальные проблемы правового регулирования отдельных стадий избирательного процесса; - понятие, систему и основные принципы организации и деятельности государственных органов, а также закономерности и тенденции их развития, вытекающие из классических представлений о полупрезидентской (смешанной) республике; - порядок избрания и прекращения полномочий, основные функции и необходимые для их реализации полномочия, структуру и основные организационно-правовые формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, а также конституционные основы деятельности правоохранительных органов; - конституционные основы, систему, основные полномочия и особенности местного управления и самоуправления в Российской Федерации, а также наиболее актуальные проблемы становления и развития в России муниципальной власти в качестве разновидности публичной власти. - теоретические взгляды современных ученых на предмет и методы административного права, его основные институты; - проблемы систематизации и кодификации норм административного права; - основные тенденции развития административного права и административного законодательства; - проблемы законодательного регулирования статуса органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях; - задачи административной реформы и их реальное исполнение; - роль административных процедур в упорядочении деятельности органов исполнительной власти и методов их работы; - задачи и результаты реформы государственной службы; - основные проблемы правового регулирования системы государственной службы; - проблемы кодификации законодательства о правоохранительной службе; - теорию должностного лица в административном праве; - особенности реализации конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина в административном законодательстве; - способы и формы защиты прав и законных интересов граждан в их взаимоотношениях с органами публичной власти; - проблемы законодательного регулирования административного судопроизводства как важнейшей части судебной защиты граждан в сфере административно-правовых отношений в органами публичной власти; - понятийный аппарат института административной ответственности; - соотношение административного правонарушения и преступления; - основные тенденции развития законодательства об административных правонарушениях; - систему административных наказаний и проблемы их применения судьями и иными субъектами административной юрисдикции; - проблемы регулирования производства по делам об административных правонарушениях. Уметь: - толковать и применять общепризнанные нормы международного права, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные, федеральные законы, другие нормативные правовые акты федеральных и региональных органов государственной власти, исходя из их юридического значения (иерархии); - грамотно и корректно оценивать последствия, проходящих в настоящее время в России конституционных преобразований, а также анализировать правовое положение новых для нашего Отечества правовых институтов президентства, парламента, конституционного суда, которые совсем недавно с классовых позиций подвергались резкой критике советской наукой как крайне реакционные органы буржуазного государства; - самостоятельно анализировать сложнейшие процессы становления и развития важнейших государственно-правовых институтов в Российской Федерации, выявлять их особенности, с учетом принятых во всех цивилизованных, демократических государствах классических представлений о принципах взаимоотношения государства и личности, организации государственной власти, местного самоуправления, руководства и управления экономикой; формах правления и политико-территориального устройства; видах государственного режима и др.; - осуществлять правотворческуюи правоприменительнуюдеятельность в соответствии с полученными знаниями об основных путях повышения эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии, прежде всего, с принципом правового государства; - исходя из единства системы государственной власти и признания равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, на практике принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом, четко разграничивающим предметы ведения и полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти; - на практике использовать результаты правового анализа организации и деятельности государственных органов и должностных лиц в целях, прежде всего, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения мер ответственности и наказания виновных; - предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав человека, закрепляемых в Конституции, опираясь на новые для нашего Отечества положения Основного закона Российского государства об их естественности и неотчуждаемости, а также непосредственном действии норм Конституции, закрепляющих права и свободы; - систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе по государственно-правовой специализации. - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; - обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; - представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати; - толковать административно-правовые нормы; - применять административно-правовые нормы к конкретным ситуациям; - самостоятельно анализировать процессы становления и развития важнейших административно-правовых институтов; - осуществлять правовую экспертизу административного законодательства; - осуществлять правотворческуюи правоприменительнуюдеятельность в соответствии с полученными знаниями об основных путях повышения эффективности деятельности государственного аппарата; - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий. Владеть навыками: - системно-правового анализа и использования государственно-правовых механизмов правового обеспечения государственного и муниципального управления; - правотворческой и правоприменительной деятельности в соответствии с полученными знаниями о системности и иерархичности правовых актов, их зависимости от принятой в стране системы права, а также - правотворческом процессе и юридической технике; - оказания юридической помощи, консультирования по вопросам права, а также осуществления правовой экспертизы нормативных правовых актов в целях юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего, с точки зрения обеспечения соответствии действий и решений органов публичной власти Конституции и законодательству, а также - соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина; - самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в области государственного и муниципального управления; - системно-правового анализа и использования административно-правовых механизмов обеспечения государственного и муниципального управления; - оказания юридической помощи и консультирования по вопросам права, а также осуществления правовой экспертизы нормативных правовых актов в целях юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств. |
Регламент проведения государственного экзамена | Междисциплинарный государственный экзамен проводится по утвержденной в РГУП программе, содержащей, в том числе, перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен, рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену и перечень рекомендуемой литературы. Перед государственным экзаменом проводится консультация обучающихся по вопросам, включенным в программу государственного экзамена (предэкзаменационная консультация). К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по образовательной программе. Государственный экзамен проводится на заседании соответствующих ГЭК с участием не менее двух третей состава комиссии в устной форме по экзаменационному билету, включающему три вопроса. Студенты являются на экзамен без опозданий, строго по группам, списки которых устанавливаются заранее. При сдаче государственного экзамена допускается присутствие в аудитории не более пяти студентов. Каждый студент самостоятельно выбирает экзаменационный билет один раз посредством произвольного извлечения. На подготовку к ответу на государственном экзамене выделяется время до 40 минут. Продолжительность устного ответа студента на государственном экзамене не должна превышать 0,5 часа. В качестве критериев оценки ответа студентов выделяются: - полнота раскрытия вопросов экзаменационного билета; - логичность и последовательность изложения материала; - аргументированность ответа студента; - способность анализировать и сравнивать различные подходы решения поставленной проблемы; - готовность студента отвечать на дополнительные вопросы по существу экзаменационного билета. По окончании ответа студента председатель и члены ГЭК могут задавать дополнительные вопросы (как правило, не более трех). Секретарь ГЭК заносит в протокол вопросы билета, дополнительные вопросы членов комиссии, а также общую характеристику ответа студента на все вопросы. По окончании ответов студентов академической группы объявляется совещание ГЭК, на котором присутствуют только ее члены. На совещании обсуждаются ответы каждого студента на вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы. По итогам обсуждения каждому студенту в протокол ГЭК проставляется соответствующая оценка. Результаты каждого аттестационного испытания определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационного испытания после оформления в установленном порядке протокола заседания экзаменационной комиссии. Студент, получивший неудовлетворительную оценку по государственному экзамену, может сдавать последующие государственные экзамены, но не допускается к защите выпускной квалификационной работы. Обучающемуся, не прошедшему государственное аттестационное испытание по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, подтвержденных документально) устанавливается дополнительный срок прохождения государственного аттестационного испытания в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой аттестации. При наличии возможности обучающемуся с его согласия может быть установлен дополнительный срок прохождения государственного аттестационного испытания в период проведения государственной итоговой аттестации. Дополнительный срок может быть установлен для прохождения как одного, так и нескольких государственных аттестационных испытаний. Обучающийся, не прошедший государственное аттестационное испытание по уважительной причине, допускается к сдаче последующих государственных аттестационных испытаний (при их наличии). |
Содержание государственного экзамена | Комплексный, междисциплинарный характер государственного экзамена обусловлен тесной взаимосвязанностью тематики таких учебных дисциплин публично-правового блока магистерской программы как «Актуальные проблемы конституционного права», «Актуальные проблемы административного права», «Актуальные проблемы муниципального права», которые исходя из особенностей магистерской программы, являются базовыми в системе формировании общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления выпускниками правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и организационно-управленческой деятельности в органах публичной власти, а также - научно-исследовательской и педагогической деятельности в рамках проблематики научных специальностей: 12.00.02 - Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право и 12.00.14 - Административное право; административный процесс. В этих учебных дисциплинах изложены базовые теоретические концепции, а также ведущие тенденции и закономерности, объясняющие демократические процессы становления и развития, важнейших публично-правовых институтов в Российской Федерации и прежде всего современного Российского государства. Все указанные учебные дисциплины публично-правового блока призваны способствовать формированию в Российской Федерации гражданского общества, правового государства, правовая система которого ориентирована на понимание права как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости, где критерием выступает сам человек, его права и свободы, которые и должны определять смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех органов государственной власти России, в том числе и суда. Несомненно, что развитие современного российского государствоведения, формирование и становление в большинстве случаев новых для Российской Федерации государственно-правовых, административно-правовых и муниципально-правовых институтов в соответствии с общечеловеческими ценностями, принципами и нормами международного права, зарубежным опытом правового регулирования соответствующих общественных отношений можно отнести к числу важных условий проведения демократических реформ в России. «Актуальные проблемы конституционного права» занимают особое место в системе учебных дисциплин общенаучного и профессионального циклов магистерской программы исходя, прежде всего из того, что современное российское конституционное право - ведущая отрасль национального права, основным источником которого является Конституция Российской Федерации, определяющая основы и принципы других частных и публичных отраслей российского права и имеющая верховенство в системе законодательных актов Российского государства. «Актуальные проблемы конституционного права» являются учебной дисциплиной вариативной части общенаучного цикла ОП, которая обеспечивает логическую и содержательно-методологическую взаимосвязь дисциплин общенаучного и профессионального циклов,поскольку формирование, становление и развитие в большинстве случаев новых для Российской Федерации государственно-правовых институтов, образующих конституционное право, можно отнести к числу важных условий проведения демократических реформ в России. Такого рода взаимосвязь обеспечивается в силу того, что на основе положений Конституции Российской Федерации формируется гражданское общество, правовое государство, правовая система которого ориентирована на понимание права как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости, где критерием выступает сам человек, его права и свободы, которые и должны определять смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех органов государственной власти России, в том числе и суда. |
Содержание разделов, выносимых на экзамен дисциплин | 1. Актуальные проблемы формулирования общих положений конституционного (государственного) права России как отрасли права, науки и учебной дисциплины. 2. Актуальные проблемы развития и совершенствования учения о конституции. 3. Актуальные проблемы становления и развития отечественного конституционализма. 4. Конституционно-правовые институты (формы) непосредственной демократии в России: проблемы теории и практики осуществления 5. Актуальные проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации. 6. Основные закономерности, тенденции и направления развития федерализма в России. 7. Актуальные проблемы конституционно-правового обеспечения функционирования системы органов государственной власти Российской Федерации. 8. Актуальные проблемы становления и развития государственно-правового института главы Российского государства. 9. Актуальные проблемы развития отечественного парламентаризма. 10. Актуальные проблемы конституционно-правового развития судебной системы и прокурорского надзора в России. 11. Актуальные проблемы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. 12. Актуальные проблемы совершенствования конституционно-правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации 13. Актуальные проблемы закрепления в нормах права основ местного самоуправления и государственных гарантий его осуществления. 14. Актуальные проблемы правового регулирования системы организации местного самоуправления. 15. Актуальные проблемы правового регулирования полномочий и ответственности в муниципальном праве. 16. Предмет и система административного права. 17. Административно-правовой статус органов исполнительной власти: проблемы правового регулирования. 18. Проблемные вопросы института государственной службы 19. Проблемы развития административно-правового статуса гражданина. 20. Институт административной ответственности. |
Рекомендуемая литература: - основная литература | - Конституционное право Российской Федерации. Под ред. д.ю.н., проф. Н.В. Витрука. М., Норма: ИНФРА-М, 2010; - Административное право России: курс лекций /Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Проспект, 2012; - Нудненко Л.А. Конституционное право России. М., Юрайт. 2012; - Овчинников И. И., Писарев А.Н. Муниципальное право России [Текст] : учебник. Гриф УМО / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. - М. : Эксмо, 2010; - Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права. Российской Федерации. - М.: МГУУ Правительства Москвы, 2009. |
Дополнительная литература | - Судебная власть и правосудие в Российской Федерации. Курс лекций ред. В.В. Ершова. М.: РАП, 2011; - Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие. М., Норма: ИНФРА-М, 2011; - Сафонов В. Е., Миряшева Е. В. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2013; - Комментарий к Конституции Российской Федерации ред. Зорькин В.Д. М., Норма: ИНФРА-М, 2013; - Авакьян С.А. Конституционное право России. учеб. курс: учеб. пособие в 2 т. М., Норма: ИНФРА-М, 2010; - Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России: учеб. пособие отв. ред. Витрук Н.В., СПб.: Изд-во Р. Асланова Юр. центр Пресс, 2009; - Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации: курс лекций, М., Норма: ИНФРА-М, 2013; - Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: монография Норма: ИНФРА-М., 2013; - Комментарий к Конституции Российской Федерации. Ред. Зорькин В.Д. М., Норма: ИНФРА-М, 2013; - Шугрина. Е.С. Муниципальное право: Учебник. М., Норма: ИНФРА-М, 2012; - Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник. Норма: ИНФРА-М, 2012; - Овчинников И.И., Писарев А. Н. Муниципальное право России: Курс лекций. М., Эксмо, 2010; - Писарев А.Н. Правовое обеспечение реформирования системы государственного управления в городе Москве: актуальные проблемы теории и практики осуществления: монография. М., Юрлитинформ 2014; - Шугрина Е.С. Судебная защита местного самоуправления. М., Норма: ИНФРА-М, 2010. |