Экономическая политика правительства в конце ХIХ – начале XX вв
Начало XX в. – это время «великих потрясений» в истории Рос- сии, которая была огромной мировой державой, оказывающей боль- шое влияние на ход мировых дел. Длительные противоречивые эко- номические, социальные и политические процессы, составлявшие суть русского исторического пути, к началу XX в. сплелись в такой замысловатый узел, распутать который обычными «цивилизованны- ми» средствами уже не представлялось возможным.
Для характеристики происходящих в России событий и явлений воспользуемся ключевым понятием модернизации, которое в широ- ком смысле означает становление и развитие индустриального обще- ства. Напомним, что существует два типа модернизации. Первый –
«органичная» модернизация, связанная с внутренним «естественным» развитием капитализма, характерным для ведущих стран Западной Европы. Второй – «догоняющая» модернизация, толчком для ее раз- вития являются внешние факторы. Модернизация России проходила по второму типу. Главной целью российского варианта модернизации являлось стремление в своем развитии догнать индустриальные стра- ны, не допустить слишком большого разрыва в военно-экономической области, включиться в мировую экономическую систему и тем самым отстоять свои национальные интересы. Догоняющий тип модели предполагает более сжатые исторические сроки, что ведет к напря- жению всех сил страны, усложнению социальных и политических проблем. Наиболее эффективным инструментом такого типа модерни-
зации выступает государственное регулирование, а его следствием – укрепление авторитарных начал верховной власти, централизация, бюрократизация управления.
Параллельно в стране шли мощные процессы демократизации общества, разрабатывалась система социальной защиты населения, пробуждалась экономическая инициатива. Это свидетельствовало о широком модернизационном фронте.
Существовало как бы две модели модернизации: западная и рос-
сийская со своими сложностями и противоречиями. При этом рос-
сийский вариант противопоставлялся западному; подчеркивалось, что капитализм на этом этапе, в конце XIX в. и особенно в начале XX в., исчерпал свои потенциальные возможности и будущее человечества может быть связано с новой, более прогрессивной общественно- экономической формацией. Борьба этих двух тенденций олицетворя- ла как бы борьбу реформ и революций и составила основное содер- жание российского исторического процесса начала XX в. (марксизм в Россию пришел с Запада и стал распространяться здесь в соответст- вии со всеми его теоретическими и практическими последствиями).
Так, у России появился мощный импульс для революционной альтернативы, хотя неоднократные попытки реформ были налицо. Посмотрим, как это складывалось исторически.
Аграрные реформы 60-х гг. явились шагом вперед на пути мо- дернизации России по европейскому образцу, но они носили непо- следовательный характер. Реформы не преобразовали почвенный ук- лад, не создали слоя мелких собственников, а законсервировали его, сохранили корпоративность: непоследовательность реформирования означала консервацию отсталости.
При Александре III реформирование шло по «китайскому» ва- рианту – неприкосновенность самодержавного политического строя, но активное расширение рыночных отношений в экономике. (Напом- ним, Александр III, в 36 лет придя к власти, был консерватором, при- верженцем патриархальных семейных традиций и государством пра- вил, как большой семьей. Жить мирно и тихо – его политический курс). Меры, осуществленные в его царствование, подготовили мощ- ный промышленный подъем и переход к индустриализации, которая развернулась в 90-е гг.
90-е гг. ХIХ столетия стали периодом интенсивного экономиче- ского роста России. Увеличилась выплавка чугуна, стали, добыча уг- ля, нефти, протяженность железных дорог, резко возрос показатель
сбора зерна и т.д.
Но при всех очевидных успехах хозяйственного развития Россия все еще оставалась по преимуществу аграрной страной, где подавляю-
щая часть населения была занята в сельском хозяйстве, а главными статьями экспорта являлись предметы земледелия и животноводства.
Россия с конца ХIХ в. занимала лидирующее положение на мировом
рынке сельскохозяйственной продукции. Тем не менее 90-е гг. стали периодом бурного развития промышленного сектора экономики. По темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия в
конце прошлого века обгоняла все европейские страны и шла вровень с США; средний прирост продукции в ведущих отраслях промышленно- сти составлял в год 12% и более. Особенно ускоренно развивались но- вые отрасли производства: тяжелое машиностроение, химические про- изводства, электроиндустрия, железнодорожный транспорт. С 1895 г. Россия стала крупнейшим мировым производителем нефти.
Россия постепенно превращалась из страны аграрной в аграрно- индустриальную. Наряду со старыми промышленными зонами воз- никли новые: Донбасс, Бакинский район, Кузбасс. В повседневную хозяйственную жизнь уже прочно вошли капиталистические структу- ры и элементы: коммерческий банк, биржа, акционерная компания, коммерческий кредит и т.д.
В 1897 г. проведена первая всеобщая перепись населения; со-
гласно ее результатам в Российской империи (без Финляндии) про-
живало 125 680 682 чел., в городах – 16 785 212 чел., что составляло
13% населения; численность рабочих – 1,5 млн. чел.; насчитывалось
19 городов с населением более 100 тыс. чел.
Николай II взошел на престол в 1894 г. (ему было всего 26 лет).
1894 г. оказался переломным рубежом в истории России. Главным его событием стала смерть императора Александра III и воцарение послед- него российского самодержца. Произошла не только смена венценосца; постепенно стали обозначаться перемены в курсе государственной по- литики, во всем строе жизни государства и общества. В любой автори- тарной системе личность верховного правителя имеет огромное значе- ние, особенно велика эта роль при монархическом авторитаризме рус- ского образца: единовластии, базировавшемся на харизматическом принципе. Власть царя опиралась на Божественное соизволение: он венчался на царство и принимал присягу у алтаря. Монарх отвечал за свои дела не перед смертными, а перед Богом, что для православного христианина являлось абсолютной формой ответственности. Как глава государства, имевший огромные полномочия, Николаи II обязан был стоять на страже порядка в империи. Консерватизм же политических воззрений отнюдь не означал, что монарх раз и навсегда был против новаций и преобразований: если убеждался, что та или иная мера бу- дет способствовать укреплению государства, росту его престижа, то почти всегда ее поддерживал. Он не мог не видеть, что улучшения нужны в различных областях жизни, но в то же время до конца был уве- рен, что важнейший и основополагающий принцип – самодержавие –
является непременным для существования Российского государства. Самодержавие и Россия, по его мнению, были вещи неразрывные, а конец самодержавия есть конец России.
Николай II не стремился к радикальным реформам, осуществлял их только под напором обстоятельств. Западный уклад не имел сво- боды для своего развития. Для европейской цивилизации характерно адекватное рыночной экономике развитие правовой базы. В России же вплоть до 1917 г. господствовала правовая система, разрушитель-
ная для деятельности предпринимателей, акционерных обществ. Предпринимательство в России не имело полной свободы. Всесиль- ное государство тщательно надзирало за всем, что делалось в стране. Процветала система политического сыска, слежки, провокаторства. Царизм оказывал воздействие на все стороны жизни общества: эко- номическую, политическую, духовную.
В первые годы правления Николая II основной экономический курс, разработчиком которого был министр финансов С.Ю. Витте, был взят на финансовую стабилизацию страны. Он включал в себя следующие направления:
- жесткую налоговую политику (увеличение косвенных налогов за счет акцизных сборов на товары массового спроса), введение госу-
дарственной монополии на производство и продажу водки;
- финансовую реформу (1897 г.), сутью которой было введение единой системы обеспечения рубля золотом, его свободная конверти- руемость, жесткий контроль за процессом эмиссии. (В начале XX в. монетной единицей служил рубль, содержащий 0,7742 г чистого зо- лота, разделенный на 100 копеек. Главной монетой считалась золотая, выпуск которой был неограничен. Вспомогательными в платежах служили серебряная и медная монеты);
- развитие банковского дела;
- привлечение в страну иностранного капитала, которое осуще- ствлялось в виде непосредственных капиталовложений в предприятия или в виде облигационных займов, распространяемых на британском,
немецком, бельгийском и французском рынках ценных бумаг.
Эти меры позволили сконцентрировать бюджетные поступле-
ния и направить их на развитие приоритетных для государства от-
раслей промышленности: строительство железных дорог – за период
1893–1900 гг. их протяженность увеличилась на 22 тыс. км, что боль- ше, чем за 20 предшествующих лет. Параллельно с их строительством росли заказы на чугун для выплавки рельсов, стройматериалы, топли-
во, т.е. шло интенсивное развитие промышленности. Это обусловлива- ло необходимость привлечения дополнительной рабочей силы, разви- тие легкой промышленности, городское строительство. В 1891–1900 гг. промышленное развитие России совершило гигантский скачок – уд- воилось; производство средств производства увеличилось втрое.
Существенные изменения произошли в размещении производи- тельных сил: Южный промышленный регион стал центром горной металлургии. Здесь действовали 17 крупных металлургических заво- дов и несколько машиностроительных предприятий. Следует заме-
тить, что устойчивые темпы промышленного производства обеспечи- вались не только за счет государства, но и за счет развития мелкого производства, толчком к росту которого послужила активизация то- варообмена вследствие расширения транспортной сети страны. Этот сектор развивался и креп «естественным» путем, приспосабливаясь и выживая в условиях рыночной конъюнктуры. Наиболее ярко это про- слеживалось в развитии текстильной промышленности.
Однако целые пласты русской экономической жизни оказались вне зоны модернизации, не испытав на себе влияния индустриализа- ции «снизу». Речь идет о кустарной, ремесленной, промысловой Рос- сии. Это же касалось и развития сельского хозяйства. Несмотря на то, что сельскохозяйственное производство являлось доминирующим
сектором экономики России, оно длительное время не входило в сфе- ру государственных приоритетов. И если на Западе промышленному перевороту предшествовал аграрный, то в России аграрные преобра- зования были «побочным продуктом» промышленных. Разработкой этих проблем занялся уже с 1904 г. С.Ю. Витте, но 10 января 1906 г. на докладе Витте царь Николай II наложил резолюцию, суть которой: частная собственность должна оставаться неприкосновенной.
При заметном развитии индустриального сектора в аграрной сфере царил застой. Возникавшие крупные промышленные предпри- ятия, оснащенные по последнему слову техники, выпускавшие перво- классные изделия, сплошь и рядом соседствовали с бедными, убогими
жилищами, лишенными элементарных удобств. В разных направлени- ях были проложены железнодорожные магистрали, а на проносившие- ся по ним составы смотрели люди, пользовавшиеся допотопным ин- вентарем, который был в ходу еще до воцарения Романовых.
Эти несуразности российской действительности осознавал
С.Ю. Витте, но довольно долго придерживался убеждения, что мо-
дернизацию хозяйственного уклада в деревне надо проводить лишь
после того, как промышленность крепко станет на ноги. Он был и сторонником общинного землевладения в первые годы своей дея- тельности. Понадобилось время, чтобы осознать необходимость про- ведения преобразований и в этой области. По его инициативе были проведены такие важные решения, как отмена круговой поруки, об- легчение паспортного режима для крестьян. Но в начале XX в. поло- жение Витте становится шатким, в августе 1903 г. он был снят с должности министра и переведен на пост главы Комитета министров. Всем его попыткам вернуться к власти мешала непреклонность импе- ратора, раз и навсегда решившего в 1906 г. никогда не прибегать к услугам этого человека.