Конфликты в Российской Федерации
В своей внешней политике российское руководство уделяет приоритетное внимание урегулированию региональных конфликтов на постсоветском пространстве, которые находятся в непосредственной близости от границ Российской Федерации, оказывают прямое воздействие на безопасность российского государства и затрагивают его национальные интересы.
К настоящему времени таких конфликтов четыре: грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, нагорно-карабахский и приднестровский. Хотелось бы сразу отметить, что названия конфликтов чисто условны и ни в коей мере не отражают их при-роду, сущность, причины и содержание. В каждом из них есть свои составляющие и особенности политического, стратегического, экономического, этнического, демографического, идеологического, исторического, языкового, географического и другого характера. Большую роль при этом играют позиции заинтересованных третьих стран (России, Армении, Турции, Ирана, Румынии, Украины, Белоруссии), региональных и международных организаций.
Общей причиной этих конфликтов стала изначально ошибочная внутриполитическая линия правящих режимов в бывших советских республиках по отношению к национальным меньшинствам и отдельным территориям. Прикрываясь принципом международного права сохранения территориальной целостности государств, их новые руководители пренебрегли налаживанием уважительного диалога с представителями национальных меньшинств, привлечением их лидеров к пропорциональному участию в центральных органах власти, игнорировали их законные требования по сохранению и расширению статусов исторически сложившихся автономий и территорий, нарушали законные права и свободы отдельных групп населения. «Малые народы», оказавшись перед угрозой окончательной утраты национальной идентификации, а в случае с Приднестровьем - опасаясь насильственной «румынизации», заявили, что они предпочитают оставаться в СССР или развиваться самостоятельно, нежели входить в состав новых государств на постсоветском пространстве. Попытки Тбилиси, Баку и Кишинева вооруженным путем восстановить свой контроль над этими территориями оказались весьма схожими по сценариям и по результатам: все военные операции центральных властей бесславно провалились. Предыдущие годы унижений, притеснений, попыток насильственной ассимиляции нацменьшинств со стороны правящих кругов «титульных» наций не прошли даром. Распад СССР подтолкнул законодательные и исполнительные органы власти автономий и регионов к принятию решений о самоопределении.
В результате появились, так называемые, непризнанные или частично признанные государства на постсоветском пространстве. Это стало объективной реальностью, с которой приходится считаться и государствам, претендующим на эти территории, и всем другим субъектам международного права. Становится все более очевидным, что принятые ООН два основных принципа послевоенного устройства мира (территориальной целостности государств и права наций на самоопределение) вступают в противоречие в условиях, когда правящими кругами отдельных государств игнорируются интересы национальных меньшинств и отдельных групп населения. Примеры цивилизованного решения национальных проблем в мировой практике имеются: иракские курды (Иракский Курдистан), канадские французы (провинция Квебек). Эти национальные меньшинства вполне устроил полученный ими статус широкой автономии, пропорциональное представительство в центральных органах власти, двуязычие, получение своей доли доходов от добычи нефти и т.п. Они ни в коей мере не чувствуют себя ущемленными в правах ни в местах своего постоянного проживания, ни в столицах, ни на территории других регионов, ни в зарубежных представительствах своих стран.
Мирное и справедливое урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве - требование времени и залог национальной безопасности не только их участников, России и других сопредельных государств, но и всего мирового сообщества. Практика показывает, что искусственная изоляция непризнанных территорий и любые дискриминационные международные санкции против них, как правило, не дают желаемого результата. Более того, замалчивание реально существующих проблем, длительное сохранение положений «ни войны, ни мира» в зонах региональных конфликтов приводит к обнищанию населения спорных территорий вплоть до состояния гуманитарных катастроф, разрушению их экономик и инфраструктур, привлекает в эти районы международных террористов, торговцев оружием, наркодельцов, нелегальных мигрантов и представителей организованной преступности.
Ни чем не спровоцированная открытая агрессия Грузии в августе 2008 года против Южной Осетии и российских миротворцев вынудило российское руководство провести военную операцию по защите местного населения и российских военнослужащих и принуждению агрессора к миру. В итоге Россия официально признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии и стала гарантом их территориальной целостности и безопасности. Как представляется, альтернативы такому решению российских властей не было. В результате впервые за долгие годы народы вновь образовавшихся государств получили возможность приступить к восстановлению разрушенных войной жизненно важных объектов, элементов инфраструктуры, налаживанию экономик и решению социальных проблем. Вслед за Россией Абхазию и Южную Осетию признали Венесуэла и Никарагуа. Таким образом, новые государства стали полноправными субъектами международного права.
Россия продолжает активно участвовать в миротворческой операции в Приднестровье и всячески поддерживает мирные инициативы сторон этого конфликта и международных посредников по налаживанию мирного диалога и взаимопонимания между Кишиневом и Тирасполем. И хотя позиции сторон еще далеки от окончательного определения статуса Приднестровья, благодаря усилиям России здесь не льется кровь и люди по обоим берегам Днестра имеют возможность мирно трудиться и общаться со своими соседями.
Самым трудным и запутанным на данный момент остается азербайджано-армянский конфликт из-за Нагорного Карабаха. Велики масштабы произошедшего размежевания населения: сотни тысяч армян бежали из Азербайджана и примерно такое же количество азербайджанцев из Нагорного Карабаха. Семь районов Азербайджана (помимо Нагорного Карабаха) остаются оккупированными армянскими вооруженными силами. Достигнутое сторонами при посредничестве России в Бишкеке в 1994 году перемирие носит весьма хрупкий характер. К сожалению, на линии разъединения сторон пока нет российских или международных миротворцев, позиции сторон по будущему статусу региона диаметрально противоположны, поэтому вероятность новых вооруженных столкновений здесь остается весьма высокой. России на двусторонней основе и в рамках так называемой Минской группы международных посредников удается лишь проводить регулярные встречи на высшем уровне и закрытые переговоры сторон конфликта.
Становится все более очевидным, что для решения этого и других сохраняющихся на постсоветском пространстве региональных конфликтов нужны новые нестандартные подходы и решения. Пока еще не все участники конфликтов и другие заинтересованные государства осознают опасность дальнейшей «игры с огнем» в современном взаимозависимом мире. Альтернативы мирному решению проблем спорных территорий и национальных конфликтов нет и быть не может. Замороженный, но неразрешенный до конца локальный конфликт, не только наносит большой экономический ущерб региону и создает постоянный очаг нестабильности, но в любое время может быть вновь разожжен деструктивными и экстремистскими группировками и силами международного терроризма.