Коллективные трудовые споры (понятие, порядок разрешения коллективных трудовых споров)
Коллективный трудовой спор – есть разногласия между работниками и работодателями или их представителями по установлению или изменению условий труда, заключении, изменении, выполнении коллективных договоров, а так же по отказу работодателя учесть мнение представительного органа работников.
Коллективные трудовые споры рассматриваются:
а) примирительной комиссией, создаваемой из числа представителей сторон в трехдневный срок с начала спора.
б) посредником, приглашаемым службой по урегулированию коллективных споров для рассмотрения спора в течение 7 дней.
в) трудовым арбитражем – временно действующим органом, создаваемым сторонами.
Работники имеют право на забастовку в случае:
1) когда примирительные процедуры не привели в разрешению спора.
2) работодатель уклоняется от примирительных процедур.
3) при невыполнении работодателем достигнутого соглашения.
Забастовки являются незаконными:
1) в период военного и чрезвычайного положений.
2) в органах и организациях вооруженных сил, аварийно-спасательных и противопожарных служб.
3) в правоохранительных органах.
4) в организациях, обслуживающих опасные виды производств, на станциях скорой помощи.
5) в организациях, обеспечивающих жизнедеятельность населения.
Правоотношение (понятие, признаки, структура, виды).
Правоотношение – возникающие на основе норм права, общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и юр. Обязанностями, обеспеченными гос-вом.
Признаки правоотношения:
1) Предусмотрено правом
2) Носит интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) хар-р
3) Хар-ся наличием у сторон субъективных прав и юр. обязанностей
4) Гарантируется гос-вом и охраняется в необходимых случаях его принудительной силой
Виды:
1) По отраслевому признаку: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.
2) По ф-ям права:
· Регулятивные отношения (возникают из правомерного поведения)
· Охранительные (возникают из противоправных действий)
3) По кол-ву суъектов:
· Простые (между 2-мя субъектами)
· Сложные (между несколькими)
4) По времени:
· Кратковременные
· Долговременные
Структура
1) Субъект
Они м.б. индивидуальными (физ. Лица) и коллективные (юр. Лица).
К индивид. Относятся – граждане страны, иностранцы, лица без гражданства (апатриды) и лица с двойным гражданством (бипатриды).
К коллективным – само гос-во, гос. Органы, административно-территориальные, юр. Лица.
Для участия в правоотношениях субъекту необходимо:
а) правоспособность – способность быть носителем прав и обязанностей
б) дееспособность – способность своими действиями осущ. Права и обязанности и нести ответственность
в) деликтоспособность – способность нести юр. ответственность за правонарушение (деликт)
2) Объект – то явление, по поводу чего возникают правоотношения.
К объектам относятся:
· Материальные блага – вещи, ценности и т.д.
· Нематериальные личные – жизнь, честь, достоинство, здоровье, репутация, неприкосновенность и т.д.
· Поведение, действия субъектов и их рез-ты
· Продукты духовного творчества (произведение лит-ры, искусства)
· Ценные бумаги и официальные документы
3) Субъективное право – мера возможного поведения субъекта.
· Право на опр. Благо
· Право на совершение опр. Действий
· Право требовать исполнение юр. обязанности
· Право обратиться за защитой нарушенных прав и интересов
4) Юр. обязанность – мера должного поведения.
· Необходимость совершить опр. Действия или воздержаться от их совершения
· Необходимость нести юр. ответственность за неисполнение обязанностей
· Необходимость не препятствовать обладателю субъективного права
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе юр. факторов, кот. Делятся на:
1) Событие. Не зависит от воли субъекта
2) Действие. Зависят от воли субъектов, м.б. правомерными и неправомерными.
Для наступления отдельных правоотношения необходим сложный юр. состав или наличие неск. факторов.
Индивидуальные трудовые споры (понятие, порядок рассмотрения).
Трудовые споры
– это разногласия между работодателем, коллективом и работодателем. Делятся на: индивидуальные и коллективные.
1) Индивидуальный трудовой спор – есть разногласия между конкретным работодателем и работником., о которых заявлено:
а) в комиссию по трудовым спорам (КТС)
В КТС работник вправе обратиться в течение 3 месяцев с того момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Спор в КТС рассматривается в 10-дневный срок в равном представительстве сторон работника и работодателя. Если решение не устраивает стороны или нарушен 10-дневный срок, спор передается в суд.
б) в судах рассматриваются следующие ИТС:
– работника – об отказе в приеме на работу, о восстановлении, о переводе, изменении даты или формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного простоя или о выплате разницы в з/п за выполнение нижеоплачиваемой работы.
– работодателя – о возмещении работником вреда.
– лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.