Понятие судебной системы РФ. Конституционные основы построения судебной системы
Судебная система РФ— это единая совокупность различных видов судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, осуществляющих судебную власть в форме конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.
Построение судебной системы в целом регулируется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, а организация отдельных видов судов — рядом судоустройственных нормативных актов[94].
В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим законом, не допускается.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные, городские и межрайонные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
- Дисциплинарное судебное присутствие[95].
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Таким образом, единая судебная система РФ состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ, что определяется федеративным государственным устройством нашей страны, а также из конституционной юстиции, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, что связано с их компетенцией, особенностями отдельных форм судопроизводства.
К системе конституционной юстиции относятся Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Особенностью судопроизводства, осуществляемого данными судами, является то, что они не разрешают гражданские, уголовные, административные дела по существу, а рассматривают вопросы соответствия конституции или уставу нормативных актов, дают толкование конституции и решают другие правовые вопросы. Судебные постановления конституционных (уставных) судов не обжалуются в Конституционный Суд РФ, т.е. данные суды не связаны отношениями звеньев и инстанций[96].
Как и в любом государстве, наиболее многочисленной является подсистема судов общей юрисдикции, к которой относятся мировые судьи, районные, областные и соответствующие[97] суды и Верховный Суд РФ. Данные суды в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, в соответствии со ст. 26 Закона о судебной системе могут быть образованы специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. В широком значении они также относятся к судам общей юрисдикции.
Подсистема арбитражных судов, созданная для разрешения экономических споров и иных дел, сторонами в которых являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, состоит из ранее названных арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, арбитражных кассационных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Судебная система РФ построена на основе принципов единства; учета федеративного и административно-территориального устройства при организации судов; сочетания организационных и функциональных связей между судами.
Единство судебной системы обеспечивается:
- путем установления судебной системы Конституцией РФ и Законом о судебной системе;
- соблюдения всеми судами и мировыми судьями установленных федеральным законом правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
- признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Принцип учета федеративного и административно- территориального устройства РФ при построении судебной системы вытекает из особенностей государственного устройства нашей страны.
Россия является федеративным государством, обеспечивает сочетание интересов единого государства и субъектов, в том числе в сфере организации судебной власти и построения судебной системы.
Как было указано выше, большинство судов нашей страны являются федеральными судами. Исключение составляют конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.
Конституционные (уставные) суды могут создаваться субъектами РФ за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ и рассматривать вопросы, отнесенные к его компетенции, в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
В настоящее время конституционные (уставные) суды субъектов РФ не являются обязательным звеном судебной системы, а создаются лишь по инициативе конкретного субъекта.
Мировые судьи, отнесенные законом также к судам субъектов РФ, являются первым звеном системы судов общей юрисдикции, образуются на всей территории РФ. Их полномочия, порядок образования и деятельность устанавливаются как федеральным законом, так и законами субъектов РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие на основе федеральных законов, а вынесенные ими постановления могут быть обжалованы в установленном законом порядке в вышестоящие федеральные суды.
Наименования судов в большинстве случаев соответствуют наименованию субъекта РФ или административно-территориального образования, на территории которых действует суд (районный суд, областной суд, суд города федерального значения).
Военные суды, относящиеся к подсистеме судов общей юрисдикции, образуются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба (военные суды гарнизонов, округов (флотов).
Особенностью построения подсистемы арбитражных судов является то, что в наименовании суда отражаются виды судебных полномочий в сочетании с территорией деятельности (арбитражные суды первой инстанции в субъектах РФ, федеральные арбитражные суды округов — арбитражные кассационные суды).
Территорией деятельности судов могут являться судебный участок, судебный район, судебный округ.
Под судебным участком понимается территория деятельности мирового судьи с численностью населения от 15 тыс. до 23 тыс. человек.
Судебный район — территория деятельности федерального районного суда. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.
Судебный округ — территория деятельности федеральных арбитражных судов округов, объединяющая несколько субъектов РФ[98].
Территорией деятельности так называемых областных и соответствующих судов является территория субъекта РФ. Следует заметить, что, будучи созданными на уровне субъекта РФ, данные судебные органы не относятся к судам субъектов РФ, а являются отдельным звеном федеральной судебной системы. Субъекты РФ не могут образовывать самостоятельные судебные системы. В соответствии с п. «г» и «о» ст. 71, ч. 3 ст. 118 и ч. 3 ст. 128 Конституции РФ вопросы судоустройства относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.