Жилищное хозяйство и социальная политика
Жилищное хозяйство определяют как отрасль хозяйства, призванную создавать нормальные условия для жизни населения и деятельности предприятий, организаций, расположенных на территории населенного пункта, путем развития, эксплуатации и содержания его технического, инженерного оборудования и других видов благоустройства.
На сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в РФ – это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Их деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилищных и коммунальных услугах.
Ведущими отраслями являются:
– жилищное хозяйство;
– водоснабжение, водоотведение и отчистка сточных вод;
– теплоснабжение;
– электроснабжение;
– транспортное обслуживание населения;
– озеленение населенных пунктов;
– ремонт мостов, дорог и набережных, берегоукрепительные работы;
– летняя и зимняя уборка улиц;
– сбор, вывоз и утилизация бытовых и радиоактивных отходов;
–гостиницы, бани и прачечные;
– ритуальные услуги[9].
Основными целями социальной политики в области жилищного хозяйства являются:
– создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище;
– гарантия полных прав собственности в жилищной сфере;
– содействие созданию рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечивающих доступность жилья и жилищных услуг гражданам в соответствии с их платежеспособным спросом;
– создание условий для повышения мобильности трудовых ресурсов;
– обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищной сфере, гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами;
– обеспечение соблюдения стандартов безопасности проживания граждан в жилищах и качества продукции и услуг в жилищной сфере.
Для достижения названных целей необходимо решение следующих ключевых задач по основным направлениям жилищной политики:
– окончательное законодательное определение жилищных прав граждан и механизмов их реализации, включая права собственности, найма, ипотеки, а также прав малоимущих граждан на обеспечение бесплатно или за доступную плату жильем по договору социального найма, прав на получение бюджетных субсидий на приобретение жилья, оплату жилья и коммунальных услуг;
– обеспечение эффективной системы управления жилищным фондом[10], основанной в основном на бездотационном хозяйствовании рыночных субъектов, действующих на конкурентной основе;
– повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры в жилищном секторе;
– создание условий для приведения структуры жилищного строительства и производства стройматериалов в соответствие с платежеспособным спросом;
– содействие развитию инфраструктуры рынка жилья (риэлторской деятельности, управления недвижимостью, страхования, нотариата, государственных систем регистрации и учета недвижимости, судебной системы)[11].
Дорожное хозяйство
Дорожное хозяйство России – единый производственно-хозяйственный комплекс, который включает в себя автомобильные дороги общего пользования и инженерные сооружения на них, а также организации, осуществляющие:
– проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;
– проведение научных исследований, подготовку кадров;
– изготовление и ремонт дорожной техники;
– добычу и переработку нерудных строительных материалов;
– иную деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развитием автомобильных дорог.
В период 2005–2008 годов была разработана основная законодательная база дорожного хозяйства, в том числе принят Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также приняты другие нормативные правовые акты, предусмотренные этим законом.
В 2010 году транспортный комплекс работал стабильно и обеспечил спрос на перевозки пассажиров и грузов. По ряду показателей производственной деятельности итоги года превзошли показатели докризисного уровня. Глава минтранса Игорь Левитин отметил, что общий объем инвестиций в транспортный комплекс вырос по сравнению с 2009 годом на 16,5% и составил 980 млрд руб, в том числе из федерального бюджета 330 млрд руб. Это существенно ниже инфраструктурных потребностей экономики.
В 2010 году началась реализация новой Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Однако финансовый кризис сразу же внес коррективы в ее реализацию. Объем финансирования из федерального бюджета в рамках программы составил 238,6 млрд руб., что примерно в два раза ниже первоначально утвержденного объема.
В связи с тем, что программа сбалансирована по мероприятиям, для сохранения ее итоговых результатов Минтранс вышел с предложением о корректировке программы и продлении ее до 2019 года[12].
Весной откорректированная Федеральная целевая программа была внесена на согласование в федеральные органы исполнительной власти и прошла первый круг согласований.
Целями федеральной целевой программы являются:– развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;– повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;– повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;– повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;– улучшение инвестиционного климата и развитиет рыночных отношений на транспорте. Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:– развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути);– строительство скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения;– формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения;– развитие аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты);– увеличение пропускной способности российских морских портов;– комплексное развитие транспортных узлов, включая терминально-логистические центры;– повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;– обновление парков транспортных средств, состава морского и речного флота;– обеспечение транспортной безопасности;– развитие интегрированной системы контроля безопасности на транспорте[13].Показателями эффективности, позволяющими оценить ход реализации программы, являются:
–ввод в действие автомобильных дорог общего пользования межмуниципального и местного значения;
– ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
– доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, %;
– доля ДТП, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве ДТП, %;
– прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, населенных пунктов[14].