Роль корпоративной культуры в системе стимулирования труда
Корпоративная культура в социальной работе может рассматриваться как в узком, так и в более широком понимании. Узкое понимание корпоративной культуры представляет собой осознание необходимости в том, чтобы действия членов одного коллектива учреждения социальной защиты были подчинены общей цели и согласованы. Широкое понимание корпоративной культуры – это осознание необходимости преемственности деятельности учреждений социальной защиты друг с другом и с другими государственными структурами. В качестве доказательства существования такой культуры часто приводятся профессионально-этические кодексы социальных работников, ассоциации социальных работников разного уровня (международная федерация социальных работников, межрегиональная ассоциация работников социальных служб).
Корпоративная культура как осознание необходимости преемственности и согласованности действий членов одного коллектива социальной защиты.
Трудовому коллективу учреждения системы социальной защиты свойственны такие же нравственные отношения, как и любому другому коллективу, однако между социальными работниками существуют и специфические черты взаимоотношений, обусловленные особенностями социальной работы как профессии – ее условиями и задачами, личностными характеристиками специалистов. Учреждение социальной защиты, как правило, оказывает весь спектр социальных услуг в связи со своим профилем.
Коллектив социальных работников состоит из людей разного возраста и пола, людей с различным образовательным уровнем и жизненным опытом, различными интересами, взглядами и убеждениями, характерами и нравственными идеалами. Однако они объединены целями, которых они добиваются сообща. Все противоречия, которые возникают в процессе повседневной практической деятельности, должны разрешаться в интересах достижения общих целей и на основе единых моральных принципов и системы ценностей. Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социальной работы связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов, принимающих участия в решении общих проблем. Социальный работник обязан быть тактичным, вежливым с коллегами, ни в коем случае не должен пытаться поднять свой собственный престиж за счет принижения других специалистов, не должен заниматься прожектерством в ущерб конкретной работе.
Единство и общность профессиональных задач и этических норм не означают единообразия взглядов специалистов, идентичности подходов к решению задач. При отсутствии критики и открытого обмена мнениями, недовольство коллег работой специалиста сохраняется в полной мере, накапливается, в результате чего отношения перестают носить доброжелательный характер. Слабое развитие критики в коллективе приводит обычно к тому, что она воспринимается безусловно негативно, даже если критикуемые понимают ее объективность и правильность.
В полной мере критичное отношение должно сохраняться и к руководителю. Руководитель, считающий, что критика подрывает его авторитет, не сможет добиться высоких результатов работы, что снижает качество работы и его самого и всего коллектива.
Итак, корпоративная культура на уровне одного коллектива проявляется как доброжелательное отношение сотрудников друг к другу, обмен опытом, согласованность действий, поддержание лучших традиций и разумная критика в адрес как рядовых работников, так и руководителя.
Корпоративная культура как взаимоотношения учреждений социальной защиты друг с другом и другими государственными и общественными структурами.
Учреждение социальной защиты, как и любое другое, не функционирует изолировано от других государственных учреждений. Более того, необходимость социальной работы зачастую обусловливается несовершенством других государственных структур и/или недобросовестностью их сотрудников. А успех социальной деятельности часто не может быть достигнуть без сотрудничества с другими организациями. Основания для сотрудничества могут быть самыми разными: закон РФ и указ местных органов управления, корреляция целей и задач (например, задача биржи труда – трудоустроить безработного, задача предприятия – найти сотрудника). Если речь идет о взаимоотношении учреждений социальной защиты друг с другом, то их объединяют общие профессиональные задачи и следования одному профессионально-этическому кодексу.
Однако зачастую само несовершенство государственных социальных программ делает малоэффективным, а то и бесполезным старания социального работника. Тогда неизбежно встает вопрос об участии отдельных социальных работников и социальных служб в целом в разработке социальной политики.
Помогая человеку, социальные службы всегда участвуют в реализации социальной политики, и в большей или в меньшей степени участвуют в ее формировании. Например, социальный работник ведет учет клиентов и проводит анализ их потребностей. Эти сведения обобщаются, составляя основу для планирования комплексов мероприятий, имеющих социальную направленность. В задачи социальных работников входит обеспечение качества и достоверности информации. Одним из важнейших этапов проведения социальной политики является обобщение и анализ полученной информации. Объективность, научная честность, независимость результатов от политической или какой-то иной конъюнктуры непосредственно влияют на судьбы населения на этапе реализации социальной политики.
В целом, участие в разработке социальной политики требует от социального работника не только подготовки в области социальной работы, но и знания политики, экономики, социологии, психологии и др.
При всем вышесказанном, нельзя забывать, что социальная политика зависит в целом от политической ситуации в стране и в мире. Поэтому вполне закономерен вопрос об участии социального работника в политической деятельности. Но здесь возникает вопрос: этично ли по отношению к государству, если работник государственного учреждения публично его критикует? Первое мнение. Социальные службы должны выполнять только то, что входит в круг их компетенции (а политическая деятельность входит в компетенцию политиков), более того – они призваны стабилизировать общественную ситуацию с помощью ныне существующих законов. Второе мнение: долг каждой социальной профессии, а социальной работы – тем более, способствовать совершенствованию системы, а наиболее действенным способом для этого является участие в политической деятельности. Третья точка зрения, примиряющая две предыдущие, – социальный работник может участвовать в политической деятельности, но в тех ее моментах, которые имеют непосредственное отношение к социальной сфере, например, принимать активное участие в разработке социальной политики и устраивать акции протеста в защиту прав группы клиентов.
Особой статьей взаимоотношений социальных служб с другими (прежде всего, коммерческими) организациями является спонсорская помощь. Такие контакты устанавливаются социальными работниками и службами с целью оказания помощи своим клиентам, поэтому социальные работники более заинтересованы в контактах больше, чем спонсоры или те, кто может стать таковыми. Следует четко объяснить спонсору, какого рода требуется помощь и в каком объеме. Практика показывает, что спонсоры избегают давать социальным службам деньги, предпочитая оплачивать счета или оказывать услуги. Проводя работу со спонсорами, социальный работник должен помнить, что выделение средств социальной службе – это дело добровольное, акт милосердия. Это требует от социального работника чувства такта, умения убеждать, знания нужд клиентов, особого чувства достоинства. Особо сердечно следует благодарить спонсоров не только от своего имени и от имени социальной службы, но и от имени клиентов.
Итак, корпоративная солидарность на уровне взаимоотношений учреждений социальной защиты друг с другом и другими государственными структурами, довольно многообразна: от выполнения законов РФ до участия в политической деятельности, от корреляции целей до спонсорской помощи.