Венные действия проявляют независимость и закономерность
Как это происходит в несоциальных явлениях, но они отлича-
Ются от других явлений тем, что доступны пониманию. Вебер
Утверждал, что законы общественного действия могут быть
Выведены путем процедуры VERSTEHEN (локализация значе-
Ния) или интерпретации действия других людей наблюдате-
Лем. Им была разработана методика выведения «идеально-
Го», или «чистого», типа как наиболее подходящий способ
Изучения социальных действий. Термин «идеальный тип» у
Вебера не означает «совершенный», это чистый, упрощенный
Способ систематизации хаоса общественных действий.
Вебер также подчеркивал, что наука не имеет норматив-
Ной ценности и что научная работа должна быть свободна
От оценочных суждений. Он говорил, что наука может опре-
Делить средства, используемые для получения конкретных
Результатов, но она не может определить, являются ли эти ре-
Зультаты желательными.
Идеальные типы социальных отношений, согласно Ве-
Беру, делятся на 4 группы: конфликт, первичная группа, вто-
Ричная группа и ассоциативная группа. Большое внимание он
Уделяет концептуализации структуры общества, закладывает
Основы современного подхода к изучению теории социальной
Стратификации.
Одним из основных аспектов работ Вебера является
Природа законного порядка, что отражают его труды об авто-
История конфликтологии
Ритете, власти, дисциплине, бюрократии, социологии закона
И др. Вебер был одним из первых, кто признал решающую
Роль законности и ее разновидностей для действительно со-
Циологического подхода к социальным изменениям. Он ввел в
Оборот ставшую классической типологию законной (легитим-
ной) власти, сведя ее разнообразие к трем идеальным типам:
Легальной, традиционной и харизматической.
Нетрадиционные философские идеи отразились в творче-
Стве Фридриха Ницше (1844–1900 гг.). Политико-правовые во-
Просы освещаются им в таких работах, как «Греческое государ-
Ство», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту
Сторону добра и зла» и др.
Исследователи его жизни и творчества отмечают, что
Развитие его философских идей может быть объяснено ос-
Новными чертами духовного облика самого автора. Ницше
Выразил ту же мысль в следующих словах: «Постепенно я понял,
Чем до сих пор была самая великая философия: исповедью ее основа-
Теля и своего рода бессознательными, невольными мемуарами».
Отдельные его идеи, вырванные из общей связи и пре-
Вратно истолкованные, превратились в девизы для различ-
Ных идейных направлений, совершенно ему чуждых. Это связа-
Но с его быстрой славой, внезапным шумом, поднятым вокруг
Его мирного имени.
Он различал две большие группы людских характеров.
Первую группу он сравнивал с состоянием человечества в пас-
Тушеский период, предшествовавший разделению на госу-
Дарства (человек проявляет свою индивидуальность лишь в
Замкнутой общине). Натуры второй группы живут в своем
Внутреннем мире, как жили бы люди в войне всех против всех.
В борьбе и страданиях всего индивидуального, частного
Заключается его идея последующего учения о «декадансе».
Так он видит значение героического идеала личности: «Как
Создается геройство? Сочетанием наибольших страданий с высо-
Чайшей надеждой»; «героизм – это стремление к той цели, по от-
Ношению к которой сам человек уже не принимается во внимание.
Героизм – добровольное согласие на абсолютное самоуничтожение».
Конфликтология
С особой резкостью его миросозерцание выразилось в
Следующем замечании: «Люди, которые стремятся к величию,
Обыкновенно дурные люди, это единственный для них способ перено-
Сить самих себя». Словом «дурной» Ницше обозначал внутрен-
Нюю войну в человеческой душе или «анархию инстинктов».
В последний период своего творчества он развил эту
Картину душевного мира в картину общечеловеческой куль-
Туры. Там внутренняя борьба человечества соответствует по-
Нятию «декаданс», а победа – самовольному уничтожению
Человечества для создания сверхчеловечества.
Отсюда вытекает ведущая идея его концепции: высокая
Культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабст-
Ве, в подневольном труде громадного большинства для осво-
Бождения немногочисленного привилегированного мень-
Шинства от физического труда и тягот борьбы за существова-
Ние. Государство, право, законодательство, политика, по
Ницше, представляют собой средства, инструмент культу-
Ры, которая есть проявление космической по своим масшта-
Бам борьбы сил и воль.
В учении Ницше постоянно присутствует специфиче-
Ская трактовка «воли к власти», что означает применение вла-
Сти как творческого инстинкта.
Всю политическую историю, которую он анализирует в
своих трудах, он характеризует как борьбу двух воль к власти –
Воли сильных, высших видов и волю слабых – массы, толпы.
По сути отвергая различные концепции происхождения го-
Сударства, Ницше отдает предпочтение культуре и гению пе-
Ред государством и политикой. Являясь приверженцем аристо-
Кратической культуры, Ницше видит цель человечества в его
Совершеннейших экземплярах, возникновение которых возмож-