Венные действия проявляют независимость и закономерность

Как это происходит в несоциальных явлениях, но они отлича-

Ются от других явлений тем, что доступны пониманию. Вебер

Утверждал, что законы общественного действия могут быть

Выведены путем процедуры VERSTEHEN (локализация значе-

Ния) или интерпретации действия других людей наблюдате-

Лем. Им была разработана методика выведения «идеально-

Го», или «чистого», типа как наиболее подходящий способ

Изучения социальных действий. Термин «идеальный тип» у

Вебера не означает «совершенный», это чистый, упрощенный

Способ систематизации хаоса общественных действий.

Вебер также подчеркивал, что наука не имеет норматив-

Ной ценности и что научная работа должна быть свободна

От оценочных суждений. Он говорил, что наука может опре-

Делить средства, используемые для получения конкретных

Результатов, но она не может определить, являются ли эти ре-

Зультаты желательными.

Идеальные типы социальных отношений, согласно Ве-

Беру, делятся на 4 группы: конфликт, первичная группа, вто-

Ричная группа и ассоциативная группа. Большое внимание он

Уделяет концептуализации структуры общества, закладывает

Основы современного подхода к изучению теории социальной

Стратификации.

Одним из основных аспектов работ Вебера является

Природа законного порядка, что отражают его труды об авто-

История конфликтологии

Ритете, власти, дисциплине, бюрократии, социологии закона

И др. Вебер был одним из первых, кто признал решающую

Роль законности и ее разновидностей для действительно со-

Циологического подхода к социальным изменениям. Он ввел в

Оборот ставшую классической типологию законной (легитим-

ной) власти, сведя ее разнообразие к трем идеальным типам:

Легальной, традиционной и харизматической.

Нетрадиционные философские идеи отразились в творче-

Стве Фридриха Ницше (1844–1900 гг.). Политико-правовые во-

Просы освещаются им в таких работах, как «Греческое государ-

Ство», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту

Сторону добра и зла» и др.

Исследователи его жизни и творчества отмечают, что

Развитие его философских идей может быть объяснено ос-

Новными чертами духовного облика самого автора. Ницше

Выразил ту же мысль в следующих словах: «Постепенно я понял,

Чем до сих пор была самая великая философия: исповедью ее основа-

Теля и своего рода бессознательными, невольными мемуарами».

Отдельные его идеи, вырванные из общей связи и пре-

Вратно истолкованные, превратились в девизы для различ-

Ных идейных направлений, совершенно ему чуждых. Это связа-

Но с его быстрой славой, внезапным шумом, поднятым вокруг

Его мирного имени.

Он различал две большие группы людских характеров.

Первую группу он сравнивал с состоянием человечества в пас-

Тушеский период, предшествовавший разделению на госу-

Дарства (человек проявляет свою индивидуальность лишь в

Замкнутой общине). Натуры второй группы живут в своем

Внутреннем мире, как жили бы люди в войне всех против всех.

В борьбе и страданиях всего индивидуального, частного

Заключается его идея последующего учения о «декадансе».

Так он видит значение героического идеала личности: «Как

Создается геройство? Сочетанием наибольших страданий с высо-

Чайшей надеждой»; «героизм – это стремление к той цели, по от-

Ношению к которой сам человек уже не принимается во внимание.

Героизм – добровольное согласие на абсолютное самоуничтожение».

Конфликтология

С особой резкостью его миросозерцание выразилось в

Следующем замечании: «Люди, которые стремятся к величию,

Обыкновенно дурные люди, это единственный для них способ перено-

Сить самих себя». Словом «дурной» Ницше обозначал внутрен-

Нюю войну в человеческой душе или «анархию инстинктов».

В последний период своего творчества он развил эту

Картину душевного мира в картину общечеловеческой куль-

Туры. Там внутренняя борьба человечества соответствует по-

Нятию «декаданс», а победа – самовольному уничтожению

Человечества для создания сверхчеловечества.

Отсюда вытекает ведущая идея его концепции: высокая

Культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабст-

Ве, в подневольном труде громадного большинства для осво-

Бождения немногочисленного привилегированного мень-

Шинства от физического труда и тягот борьбы за существова-

Ние. Государство, право, законодательство, политика, по

Ницше, представляют собой средства, инструмент культу-

Ры, которая есть проявление космической по своим масшта-

Бам борьбы сил и воль.

В учении Ницше постоянно присутствует специфиче-

Ская трактовка «воли к власти», что означает применение вла-

Сти как творческого инстинкта.

Всю политическую историю, которую он анализирует в

своих трудах, он характеризует как борьбу двух воль к власти –

Воли сильных, высших видов и волю слабых – массы, толпы.

По сути отвергая различные концепции происхождения го-

Сударства, Ницше отдает предпочтение культуре и гению пе-

Ред государством и политикой. Являясь приверженцем аристо-

Кратической культуры, Ницше видит цель человечества в его

Совершеннейших экземплярах, возникновение которых возмож-

Наши рекомендации