Старовавилонского общества
Основным источником по дан-
ной теме являются законы вавилонского царя Хаммурапи
VIII в. до н. э.). Перевод этих законов, осуществленный
М. Дьяконовым, с комментарием, сделанным им же и
Я. М. Магазинером, опубликован в ВДИ (1952, № 3). Перевод
Л. А. Липина, помещенный в «Хрестоматии по истории Древ-
Дего Востока» (М., 1963), заново отредактирован, уточнен и в
ряде случаев исправлен В. А. Якобсоном и переиздан в «Хре-
стоматии по истории Древнего Востока», ч. 1 (М., 1980).
Весьма полезно использовать в процессе семинарских заня-
тий собрание административных, хозяйственных и частнопра-
вовых документов старовавилонского периода а, опубликован-
ных А. П. Рифтиным (Старовавилонские юридические и адми-
нистративные документы в собраниях СССР. М.; Л., 1937).
Законы Хаммурапи с момента их обнаружения в Сузах
французской археологической экспедицией в 1901-1902 гг. не-
однократно издавались, переводились, комментировались и
Научались. Первый их перевод был сделан французским иссле-
дователем В. Шейлем. Далее последовали переводы Г. Винкле-
ра, А. Унгнада, У. Дэвиса, Ф. Харпера, П. Крюисльс и других
на различные европейские языки. Как справедливо отмечает
Д» Г. Редер в помещаемой ниже статье, «литература, посвя-
'Щенная законодательству Хаммурапп, является необозримой и
охватывает целый ряд проблем». Наши соотечественники так-
же активно включились в изучение этого юридического памят-
ника древности. Отметим важнейшее исследование и перевод с
языка оригинала – книгу И. М. Волкова «Законы вавилонско-
го царя Хаммураби»б, вышедшую в 1914 г. в серии «культур-
но-исторические памятники Древнего Востока», издававшейся
под руководством Б. А. Тураева.
В настоящее время выделяются как классические капи-
тальные две работы, посвященные Законам Хаммурапи: это
уже упоминавшаяся работа И. М. Дьяконова и Я. М. Магази-
нера (ВДИ. 1952. До 3) и работа английских исследователей
Дж. Драйвера и Н. Майлса «Вавилонские законы» в 2-х томах
(Оксфорд, 1955-1956). Из новых работ следует отметить мо»
нографию чехословацкого ассириолога И. Климы «Древней-
шие законы человечества» (Прага, 1979). А из новейших-
целый ряд статей советского ассириолога В. А. Якобсона, из
которых в первую очередь мы отсылаем читателя к статье
«Возникновение писаного права в древней Месопотамин»
(ВДИ. 1981. № 4) и к автореферату его докторской диссерта-
ции «Законы Хаммурапи как источник по истории древней Ме-
сопотамии» (Ленинград, 1988), основные положения которой
нашли отражение в вышедших в издательстве «Наука» «Исто-
рии Древнего Востока». Т. 1. Ч. 1 (М., 1983) и в «Истории
древнего мира». Т. 1 (М., 1989). Итоговый вывод автора: «За-
коны Хаммурапи... отражают объективную реальность и явля-
ются для нас энциклопедией сведений об экономике, культуре,
праве и об обществе в целом старовавилонского периода» (аз-
тореф. С. 39),-преодолевает возникшую в 60-70-е годы ги-
перкритическую тенденцию оценивать Законы Хаммурапи как
литературный памятник, «царскую надпись апологетического
жанра» (Дж. Финкельстейн), отвергать их законодательную
природу (Ф. Краус), утверждать, что им при'сущ лишь мораль-
ный аспект, а отнюдь не юридическое действие (И. Ренгер).
Возвращаясь к уже проверенной десятилетиями оценке За-
конов Хаммурапи как исторического источника, следует под-
черкнуть. что в них отражена «классовая структура старовави-
лонского общества», хотя «лишь в самых общих очертаниях
Г...], поскольку законы отражают социально-экономический
строй общества не непосредственно, а в преломлении через
правовые воззрения в духе классовых интересов господствую-
щего класса» (Дьяконов И. М. Указ. соч. С. 264).
Законы Хаммурапи позволяют достаточно полно рассмот-
реть социальную структуру современного им вавилонского об-
щества. Именно в этом обширном юридическом сборнике мы
встречаемся с тремя классами вавилонского общества: рабо-
владельцами, мелкими производителями материальных благ и
рабами. Четко выделяются три сословия: 1) свободных, полно-
правных общинников-авилумов, 2) свободных, но ограничен-
ных в правах «царских людей»-мушкенумов и 3) рабов (вар-
думов). Мы встречаемся также с представителями различных
профессий, довольно замкнутых социальных групп: тамкары и
шамаллумы-торговцы; редумы и баирумы-воины; жрече-
ство; представители сельскохозяйственных и ремесленных про-
фессий, к которым примыкала и «интеллигенция» (врачи, ве-
теринары). Они занимали различное положение в экономиче-
ской системе государства, в отношениях собственности, имели
очерченный круг прав и обязанностей, располагали опредвлен-
ным отношением к себе со стороны общества и государствен-
ный власти.
Судить о социальной структуре вавилонского общества не-
просто. С начала XX в. сложилась известная концепция
Эд. Мейера о цикличности исторического развития, согласно
которой он и его последователи усматривали наличие феодаль-
ных и капиталистических отношений в древнем мире, в том
числе и в Месопотамии. Подобная точка зрения имела место,
например, в работах немецких историков Б. Майснера «Вави-
лония и Ассирия» (Гейдельберг, 1920) и М. Вебера «Аграрная
история древнего мира» (пер. с нем. М., 1925). Эту концепцию
восприняли и развивали вплоть до середины 30-х годов наши
отечественные исследователи Н. М. Никольский, А. И. Тюме-
нев и др. После дискуссии 30-х годов в кругах научной общест-
венности возобладала активно утверждаемая В. В. Струве точ-
ка зрения на древневосточное общество как на общество ра-
бовладельческое, базирующаяся на фактическом материале из
истории древнего Египта, Хеттского государства, но более все-
го – Месопотамии, особенно времен Шумеро-Аккадского цар-
ства III династии Ура. С некоторыми поправками и отступле-
ниями она была вскоре принята всеми советскими востоковеда-
ми и повторно дискутировалась на новом теоретическом и фак-
тологическом уровне в 60-х годах, конкурируя с «теорией фео-
дализма» и «азиатского способа производства»в.
В разделе, посвященном историографии проблемы социаль-
ной структуры старовавилонского общества, подобраны фраг-
менты исторических трудов и ряд несколько сокращенных ста-
тей отечественных востоковедов, занимавшихся ее изучением.
Они представляют определенные хронологические этапы изуче»
иия социально-экономических отношений в Месопотамии 11 тыс.
до н. э.: это работы И. М. Волкова (1914 г.), Н. М. Никольско-
го (40-е годы), В. В. Струве, И. М. Дьяконова (50-е годы),
Д. Г. Редера (70-е годы), В. А. Якобсона (60-80-е годы).
В данных работах отразились некоторые общетеоретические
спорные вопросы: о степени развития рабства, его источниках,
Общих чертах и различиях, характерных для тех или иных
стран древнего Востока (например, Вавилонии, Палестины), а
также в сравнении с античным «классическим» рабством. Осо-
бенно интересным (различающимся в ряде случаев в трактов-
ке и переводе тех или иных терминов или параграфов сборни-
ка Законов) является взгляд этих исследователей на пробле-
му долгового рабства, связанную с имущественной дифферен-
циацией, ростовщичеством, уставом древневосточной патриар-
хальной семьи.
Весьма интересны и разнообразны взгляды ученых на проб-
лему «мушкенумов» - сословия свободных, но неполноправных
^йодей. Б. Майснер считал их «пролетариями», И. М. Волков –
«вольноотпущенниками». В. В. Струве полагал, что это поко-
ренное амореями население юга Двуречья. И. М. Дьяконов
В. А. Якобсон видят в них «царских людей», условно владев-
ших землей за службу дворцу. Для более детального ознаком-
ления с этой проблемой полезно и необходимо обратиться к
статье И. М. Дьяконова «Мuskenum» и повинностное землевла.
дение на царской земле при Хаммураби» («Еоs». 1956. 48. N 1).
Наконец, ниже приводятся две статьи В. А. Якобсона, одна из
которых посвящена торговцам, другая-воинам, наиболее по-
дробно представленным в Законах Хаммурапи профессиональ-
ным группам свободного населения Вавилонии.
Для расширения знаний об экономических, социальных,
правовых, психологических сторонах жизни старовавилонского
общества полезно также обратиться к книгам: Дьяконов И. М. Люди города Ура (М., 1990); Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон (обширное предисловие В. А. Якобсона) (М., 1979); Козырева Н. В. Древняя Ларса (М.: Наука, 1988).
Предлагаемые ниже статьи и фрагменты исторических тру-
дов вышеупомянутых авторов позволяют проредить историю
изучения социально-экономических отношений в Вавилонии
времен Хаммурапи со многими ее спорными вопросами, а так-
же могут быть использованы для изучения непосредственно по
источнику-Законам Хаммурапи - ряда вопросов социальной
структуры: например, рабство в Вавилонии, проблема ростов-
щичества и долговой кабалы, место мушкенумов в сословной
структуре вавилонского общества, царские воины, вавилонская
торговля и торговцы во II тыс. до н. э.