Методология юридической науки
Методология – это совокупность методов в науке.
Метод ТГП – приемы, способы изучения гос-правовых явлений, которые используются в данной науке.
Методология юридической науки - это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.
Классификация:
1. Всеобщие, философские методы, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.
Относятся: метафизика - рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику - материалистическую (с помощью этого метода осущ-ся процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности) и идеалистическую:
а) прагматизм – философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях.
б) интуитивизм - направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях.
в) аксиологический метод – анализ гос-ва и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.
Диалектика - основной метод философского познания метода, представляет собой учение о всеобщем развитии и взаимодействии.
Законы диалектики:
Единства и борьбы противоположности – проявляется в единстве и противоборстве гос- правовых явлений. Государство создает право, обеспечивает его реализацию, постоянно пытаясь выйти за рамки правовых предписаний. При раскрытии действия этого закона он (Энгельс) подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность
Перехода количественных изменений в качественные, Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.
2.Общенаучные методы:
• Анализ – разложение на составляющие.
• Синтез – объединение в единое целое.
• Индукция – рассуждения от частных аспектов к общим.
• Дедукция – размышления от общего к частному.
• Восхождения от общего к частному и от частного к общему.
• Аксиоматический
• Абстрагирование
• Системный подход – любое явление может рассматриваться как система, т.е. способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте (например, при изучении функций государственного аппарата, политической системы, норм права, правонарушения и др.).
• функциональный метод - это такой способ познания, с помощью которого выясняется соотношение функций у3к4одних социальных явлений по отношению к другим (например, при изучении функций государства и права, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений).
3.Частно – научные методы.
Частно – правовые методы(используемые юриспруденцией).
1)Метод сравнительного правоведения и сравнительно государствоведения
– компаративистика, изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий. (автор Спинози, Дави).
2)Формально – юридические методы. Основан на внешних признаков государства и права. Предполагает знания определенных терминов, конструкций, правил, юридической техники. Позволяет определить юридические понятия, категории, выявить их признаки, толковать содержание правовых предписаний и т.п.
3)Метод толкования - позволяет уяснить и разъяснить смысловое содержание юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла.
4)Статистический метод - позволяет получить количественные показатели и объективные характеристики того или иного государственно-правового явления.
5)Метод правового эксперимента и правового регулирования, моделирования.
6)Системно-структурный изучает государство и право как политический институт и процесс и др.
7)Сравнительно-правовой - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы (законы, юридическую практику и т.д.) в целях выявления их общих и особенных свойств.